Решение суда по иску Крымского межрайонного прокурора к администрации Нижнебаканского сельского поселения о признании бездействия в части непринятия программы развития муниципальной службы незаконным



        К делу № 2-1169 /2012г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2012 года       г. Крымск

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Лях Д.Г.

при секретаре        Малиеве Т.А.

с участием прокурора      Бублий Е.З.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования о признании незаконным бездействие администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в части не принятия муниципальной программы развития муниципальной службы,

УСТАНОВИЛ:

Крымский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в части не принятия муниципальной программы развития муниципальной службы.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой в соответствии с ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции, при этом выявлено бездействие администрации муниципального образования Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в части исполнения Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В части 1 ст. 35 данного Закона установлено, что развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы, финансируемыми за счет средств бюджетов муниципальных образований. Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 33 Закона Краснодарского края от 08.06.2007года № 1244-КЗ (ред. 26.03.2012) «О муниципальной службе в Краснодарском крае».

Отношения, связанные с развитием муниципальной службы, регулируются не только указанными Законами, но и иными федеральными законами. Так, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относит организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих (п.8.1 ч.1 ст. 17).

В силу п. 11, 19, ст.7 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О противодействии коррупции» совершенствование порядка прохождения муниципальной службы и сокращение численности муниципальных служащих с одновременным привлечением на муниципальную службу квалифицированных специалистов является одними из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции.

В нарушение ч.1 ст. 35 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» администрацией муниципального образования Нижнебаканского сельского поселения муниципальная программа развития муниципальной службы не принята.

Качество и эффективность принимаемых решений органами местного самоуправления напрямую зависит от уровня знаний и овладения профессиональными навыками муниципальных служащих.

Муниципальная программа развития муниципальной службы должна быть направлена на решение следующих основных задач: совершенствование правовой основы муниципальной службы; внедрение эффективных технологий и своевременных методов кадровой службы, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности; совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; развитие системы подготовки кадров для муниципальной службы, дополнительного образования муниципальных служащих; применение антикоррупционных механизмов и механизмов выявления и разрешения конфликтов интересов на муниципальной службе; оптимизации штатной численности муниципальных служащих; повышение престижа муниципальной службы; привлечение на муниципальную службу квалифицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления; создание системы контроля деятельности муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества.

В силу части 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Поскольку в результате правовой неурегулированности значительной части социально значимых общественных отношений нарушаются конституционные права и законные интересы неопределенного круга лиц, просит признать незаконным бездействие администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в части не принятия муниципальной программы развития муниципальной службы, а также обязать администрацию Нижнебаканского сельского поселения Крымского района разработать и принять указанную программу в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель истца - помощник Крымского межрайонного прокурора Бублий Е.З. изменила требования заявления и просила суд признать незаконным бездействие администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в части не принятия муниципальной программы развития муниципальной службы, а также обязать администрацию Нижнебаканского сельского поселения Крымского района разработать и принять указанную программу в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица администрации Нижнебаканского сельского поселения - ФИО7 измененные требования Крымского межрайонного прокурора не признала, суду при этом пояснила, что основной целью принятия программы развития муниципальной службы является проведение мероприятий, направленных на решение задач совершенствования кадрового состава муниципальных служащих, таких как проведение подготовки кадров, повышение квалификации, проведение аттестации, оптимизация штатной численности, создание системы контроля деятельности муниципальных служащих со стороны гражданского общества. Все вышеперечисленные мероприятия регулярно проводятся администрацией поселения. В установленные законом сроки проводится аттестация, профессиональная переподготовка специалистов, муниципальные служащие направляются на курсы повышения квалификации. Штатная численность муниципальных служащих поселения соответствует нормам законодательства. Существует система контроля со стороны гражданского общества (Совет, состоящий из граждан поселения, принимающих решения по основным направлениям деятельности поселения, ежегодная отчетность администрации поселения перед гражданами, решение ряда вопросов местного самоуправления путем проведения сходов граждан).

Таким образом, все вопросы, которые должны входить в Программу, фактически осуществляются администрацией поселения, следовательно, нельзя признать незаконным бездействие администрации в вопросах развития муниципальной службы. Заявитель просит обязать администрацию Нижнебаканского сельского поселения принять Программу в установленные законом сроки. Считает, что принятие Программы в настоящее время (в середине финансового года) нецелесообразным, поскольку запланировать в бюджете расходы на ее выполнение невозможно, так как в соответствие со ст. 179 БК РФ - «Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией не позднее одного месяца со дня внесения проекта решения о соответствующем бюджете в представительный орган». Утверждение Программы логично инициировать в конце текущего года, в противном случае, в Программу могут быть включены только задачи, не требующие финансовых затрат. На основании изложенного просит в удовлетворении требований Крымскому межрайонному прокурору отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 35 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов Российской Федерации, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы закреплены в ч.1 ст. 33 Закона Краснодарского края «О муниципальной службе в Краснодарском крае» от 08.06.2007г. № 1244-КЗ (в ред. от26.03.2012г.)

Исходя из анализа приведенных норм закона программы развития муниципальной службы исходят из структуры власти, принципов ее построения, функционирования, целей и задач, которые предстоит решать муниципальным органам. Программы развития не содержат общеобязательных правил поведения, они являются ценностными ориентирами, основными качественными направлениями нормативного правового регулирования муниципальной службы. При этом муниципальная программа развития муниципальной службы должна быть направлена на решение следующих основных задач: совершенствование правовой основы муниципальной службы; внедрение эффективных технологий и своевременных методов кадровой службы, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности; совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих; развитие системы подготовки кадров для муниципальной службы, дополнительного образования муниципальных служащих; применение антикоррупционных механизмов и механизмов выявления и разрешения конфликтов интересов на муниципальной службе; оптимизации штатной численности муниципальных служащих; повышение престижа муниципальной службы; привлечение на муниципальную службу квалифицированных молодых специалистов, укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления; создание системы контроля деятельности муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества.

Пунктом 11 ст. 10 Устава Нижнебаканского сельского поселения Крымского района предусмотрена организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации главы поселения, депутатов Совета, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Как установлено в судебном заседании администрацией Нижнебаканского сельского поселения МО Крымский район в 2009году проводилась аттестация муниципальных служащих Нижнебаканского сельского поселения, что подтверждается распоряжением главы администрации Нижнебаканского сельского поселения «О проведении квалификационных экзаменов» от 23.10.2009г. № 57-р/к.

В 2007 году муниципальные служащие периодически направлялись на курсы повышения квалификации и профессиональную переподготовку, о чем имеется диплом на имя ФИО4 и свидетельства на имя ФИО5, ФИО6 Однако в период с 2007-2009г.<адрес> сельское поселение входило в состав Муниципального образования Крымский район и данные мероприятия были организованы администрацией Крымского района.

Согласно Устава, принятого решением Совета Нижнебаканского сельского поселения Крымского района от 26 октября 2011г. № 87 администрация Нижнебаканского сельского поселения с 2011года является самостоятельным органом муниципальной власти. С 2011 года и по настоящее время программа развития муниципальной службы администрацией Нижнебаканского сельского поселения не принята, каких-либо мер по развитию муниципальной службы также не предпринимается, следовательно, судом установлено незаконное бездействие администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в части не принятия муниципальной программы развития муниципальной службы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования о признании незаконным бездействие администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в части не принятия муниципальной программы развития муниципальной службы удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в части не принятия муниципальной программы развития муниципальной службы.

Обязать администрацию Нижнебаканского сельского поселения Крымского района разработать и принять указанную программу в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Крымский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья: