Решение по иску Григоровской Е.И. об оспаривании решения Управления имущественных отношений.



К делу №2-305/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 января 2012 года      г.Крымск

Крымский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Гусихина Н.Я. при секретаре Бондаренко Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Григоровской Елены Ивановны об оспаривании решения Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район

УСТАНОВИЛ

Григоровсая Елена Ивановна обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район об отказе в заключении с ней договора купли-продажи земельного участка. Свои требования мотивирует тем, что на основании договора купли-продажи от 27 июля 2010 года она является собственником домовладения, расположенного по адресу <адрес>, которое состоит из земельного участка размером 600 кв.м. с кадастровым номером 23:45:0101160:106 и жилого дома общей площадью 73,3 кв.м. с кадастровым номером 23:45:0101160:07 (литер А), отапливаемыми пристройками (литер а и а2), холодной пристройкой (литер а1), гаражом-котельной (литер Г16), кухней (литер Г2), пристройкой к кухне (литер Г15), сараями (литер (Г14 и Г), уборной (литер Г4), навесом (литер Г17). Государственная регистрация этого договора купли-продажи и перехода права по нему осуществлена 18 августа 2010 года (регистрационные записи №23-23-28/071/2010-247 относительно земельного участка и №23-23-28/071/2010-246 относительно жилого дома), о чем выданы соответствующие свидетельства 23-АИ 094880 на земельный участок и 23-АИ 094879 на жилой дом. К упомянутому земельному участку в границах ее домовладения прилегает земельный участок размером 508 кв.м. с кадастровым номером 23:45:0101160:131, схема расположения которого утверждена постановлением главы администрации МО Крымский район Краснодарского края №4086 от 22 декабря 2010г. 10 августа 2011 года она заключила с администрацией МО Крымский район договор аренды этого земельного участка сроком на 49 лет и зарегистрировала его соответствующим образом 07 сентября 2011 года (регистрационная запись №23-23-28/086/2011-097). Находящиеся в ее собственности уборная (литер Г4) и сараи (литер Г14 и Г) расположены на арендованном земельном участке, а все остальные здания и сооружения - на собственном. В этой связи 11 октября 2011 года она обратилась в администрацию МО Крымский район Краснодарского края с заявлением, в котором просила заключить с ней договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101160:131 по цене, установленной органами государственной власти субъектов РФ, исходя из следующего расчета 717895,44 (кадастровая стоимость) х 0,08 (налоговая ставка) :10 (установленная кратность ставки земельного налога) =5 743,1 рублей. Письмом №03-02/2543 от 10 ноября 2011 года управление имущественных отношений администрации МО Крымский район уведомило ее о том, что выкупить испрашиваемый земельный участок возможно только по рыночной стоимости в связи с отсутствием на нем объектов недвижимости. Ей было разъяснено, что вывод о свободном от строений земельном участке сделан по причине отсутствия у нее свидетельства о регистрации права на уборную и сараи. С данным решением она не согласна, так как действующее законодательство не содержит нормы права, обязывающий орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним выдавать свидетельства о государственной регистрации права на каждый объект недвижимого имущества в составе домовладения. В предмет договора купли-продажи от 27 июля 2010г. выключены уборная и сараи, поэтому государственная регистрация указанного договора является достаточным основанием для возникновения ее права собственности на эти объекты недвижимости. При таких обстоятельствах решение органа местного самоуправления о выкупе земельного участка, на котором расположены принадлежащие ей уборная и сараи по рыночной цене противоречит требованиям ст.36 ЗК РФ. Поэтому она просит признать решение незаконным и обязать администрацию заключить с ней договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101160:131 площадью 508 кв.м., по адресу <адрес> по цене установленной органами государственной власти субъектов РФ, то есть за 5743,16 руб.

Представитель заявительницы по доверенности Юрина Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель Администрации МО Крымский район Сеин Е.В. требования изложенные в заявлении не признал и суду пояснил, что заявительницей не было представлено документов, подтверждающих право собственности на уборную и сараи. А при наличии на земельном участке построек, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы и документы, подтверждающие правомерность их возведения, они обладают признаками самовольных построек. Таким образом, распоряжение оспариваемым земельным участком возможно как свободным от построек. У администрации не было оснований предоставлять земельный участок заявительнице в соответствии со ст.36 ЗК РФ ст.2. Поэтому он просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с договором купли-продажи от 27 июля 2010 года заявительница является собственником домовладения, расположенного по адресу <адрес>, которое состоит из земельного участка размером 600 кв.м. с кадастровым номером 23:45:0101160:106 и жилого дома общей площадью 73,3 кв.м. с кадастровым номером 23:45:0101160:07 (литер А), отапливаемыми пристройками (литер а и а2), холодной пристройкой (литер а1), гаражом-котельной (литер Г16), кухней (литер Г2), пристройкой к кухне (литер Г15), сараями (литер (Г14 и Г), уборной (литер Г4), навесом (литер Г17).

Государственная регистрация этого договора купли-продажи и перехода права по нему осуществлена 18 августа 2010 года (регистрационные записи №23-23-28/071/2010-247 относительно земельного участка и №23-23-28/071/2010-246 относительно жилого дома), о чем выданы соответствующие свидетельства 23-АИ 094880 на земельный участок и 23-АИ 094879 на жилой дом.

Как установлено в судебном заседании, к упомянутому земельному участку в границах е домовладения заявительницы прилегает земельный участок размером 508 кв.м. с кадастровым номером 23:45:0101160:131, схема расположения которого утверждена постановлением главы администрации МО Крымский район Краснодарского края №4086 от 22 декабря 2010г. 10 августа 2011 года заявительница заключила с администрацией МО Крымский район договор аренды этого земельного участка сроком на 49 лет и зарегистрировала его соответствующим образом 07 сентября 2011 года (регистрационная запись №23-23-28/086/2011-097). Находящиеся в ее собственности уборная (литер Г4) и сараи (литер Г14 и Г) расположены на арендованном земельном участке, а все остальные здания и сооружения - на собственном. В этой связи 11 октября 2011 года она обратилась в администрацию МО Крымский район Краснодарского края с заявлением, в котором просила заключить с ней договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101160:131 по цене, установленной органами государственной власти субъектов РФ, исходя из следующего расчета 717895,44 (кадастровая стоимость) х 0,08 (налоговая ставка) :10 (установленная кратность ставки земельного налога) =5 743,1 рублей. Письмом №03-02/2543 от 10 ноября 2011 года управление имущественных отношений администрации МО Крымский район уведомило ее о том, что выкупить испрашиваемый земельный участок возможно только по рыночной стоимости в связи с отсутствием на нем объектов недвижимости. Ей было разъяснено, что вывод о свободном от строений земельном участке сделан по причине отсутствия у нее свидетельства о регистрации права на уборную и сараи.

Суд считает данное решение Управления имущественных отношении администрации МО Крымский район незаконным по следующим основаниям.

Статьей 36 ЗК РФ установлено, что право граждан, имеющих в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобрести права на эти земельные участки.

Согласно п.п.2 п.п.1 ст.36 ЗК РФ продажа земельных участков, которые находятся в собственности субъектов РФ или государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной органами государственной власти субъектов.

Законом Краснодарского края №532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» от 05 ноября 2002г. установлена цена земли при продаже в соответствии с правилами ст.36 ЗК РФ земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в иных, кроме города Краснодара, населенных пунктах в десятикратном размере ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. Решением Совета Крымского городского поселения Крымского района №119 от 29 ноября 2006г. в редакции от 26 марта 200г. (решение №259), действующей на сегодняшний день, установлена ставка земельного налога в размере 0,08%.

Действующее законодательство не содержит нормы права, обязывающий орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним выдавать свидетельства о государственной регистрации права на каждый объект недвижимого имущества в составе домовладения. В предмет договора купли-продажи от 27 июля 2010г. выключены уборная и сараи, поэтому суд считает, что государственная регистрация указанного договора является достаточным основанием для возникновения ее права собственности на эти объекты недвижимости.

Приложенным к исковому заявлению фотографиями подтверждается, что уборная и сараи относятся к недвижимым вещам в соответствии со ст.130 ГК РФ, поскольку их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Расположение уборной и сараев именно на арендованном земельном участке следует из ситуационного плана в техническом паспорте домовладения.

При таких обстоятельствах решение органа местного самоуправления о выкупе земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявительнице уборная и сараи по рыночной цене противоречит требованиям ст.36 ЗК РФ и нарушает права заявительницы.

В соответствии со ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта (решения) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение прав на земельный участок.

В связи с этим суд считает необходимым признать указанное решение незаконным и обязать администрацию МО Крымский район заключить с заявительницей договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101160:131 площадью 508 кв.м., по адресу <адрес> по цене установленной органами государственной власти субъектов РФ, то есть за 5743,16 руб.

На основании ст.194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л

Признать незаконным решение Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Крымский район об отказе в заключении с Григоровской Еленой Ивановной договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101160:131 площадью 508 кв.м., расположенного по адресу <адрес> по цене установленной органами государственной власти субъектов РФ.

Обязать администрацию МО Крымский район заключить с Григоровской Еленой Ивановной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:45:0101160:131 площадью 508 кв.м., по адресу <адрес> по цене установленной органами государственной власти субъектов РФ, то есть за 5743,16 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский крайсуд через Крымский райсуд в течении тридцати дней со дня вынесения.

Судья