Приговор в отношении Касьян Р.Г., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. `б` ч. 3 ст. 111 УК РФ



уголовное дело № 1-77\2012

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Крыловская 19 сентября 2012 года

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Остапенко Л.Ю.,

с участием государственного обвинителя прокурора Крыловского района Андреева П.В.,

с участием подсудимого Касьян Р.Г. и его защитника адвоката Кокуевой И.В., представившей удостоверение № 2309 и ордер № 640235,

при секретаре Целовальниковой Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению Касьян Р.Г., <данные изъяты>

в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ,

установил:

Касьян Р.Г. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека в отношении двух лиц.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ около 21 часа Касьян Р.Г., будучи в состоянии алкогольного опьянения находясь на территории двора своего домовладения расположенного по <адрес> в ходе совместного распития спиртных напитков с К.А.Н. и Ш.В.Н. возникла ссора, переросшая в драку между ним и К.А.Н., в которую вмешался Ш.В.Н. разнял последних, после чего Касьян Р.Г. на почве внезапно возникших неприязненных отношений к К.А.Н. и Ш.В.Н. действуя умышленно имея умысел на причинение тяжкого вреда здоровья опасного для жизни человека в отношении двух лиц направился в кухню жилого дома, где из шкафа взял два ножа хозяйственно-бытового назначения и, держа из в руках направился к выходу, где встретившись с К.А.Н. и Ш.В.Н. с целью причинения тяжкого вреда здоровья действуя умышленно используя ножи как орудия преступления правой рукой нанес К.А.Н. один удар ножом в область правого подреберья, который тот отразил пластмассовой бутылкой далее в продолжение своего преступного умысла направленного на причинение тяжкого вреда здоровью действуя умышленно из тех же побуждений левой рукой нанес Ш.В.Н. удар ножом в область живота, в результате чего последний получил телесные повреждения в виде колото-резанной раны передней поверхности живота проникающей в брюшную полость с ранением купола слепой кишки терминального отдела подвздошной кишки. Данные повреждения были осложнены забрюшинной гематомой справа, местным перитонитом квалифицируемые как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни. После того, как Ш.В.Н. упал на ступеньки дома Касьян Р.Г. с целью причинения тяжкого вреда здоровью, действуя умышленно из тех же побуждений правой рукой нанес К.А.Н. один удар ножом в область правого подреберья, в результате чего последний получил телесные повреждения в виде колото-резанной раны в правом подреберье, проникающее в брюшную полость с ранением правой доли печени желчного пузыря, правой печеночной артерии. Данные повреждения были осложнены большим гемоперитонеумом местным желчным перитонитом, квалифицируемые как причинение тяжкого вреда здоровья по признаку опасности для жизни. Нанося удары ножами Ш.В.Н.. и К.А.Н. Касьян Р.Г. осознавал, что данными действиями мог причинить последним тяжкий вред здоровью, предвидел возможность наступления данных общественно опасных последствий, однако относился к их наступлению безразлично. Указанные выше насильственные преступные действия Касьян Р.Г. в отношении Ш.В.Н. и К.А.Н. охватывались его единым преступным умыслом, направленным на умышленное причинение тяжкого вреда здоровью опасного для жизни человека в отношении двух лиц.

В судебном заседании подсудимый признал себя виновным частично, отрицая умысел на причинение тяжкого вреда здоровья потерпевшим, указывая о том, что он действительно нанес ножевые удары потерпевшим защищая себя, поскольку Ш.В.Н. и К.А.Н. причинили ему телесные повреждения- били его ногами по голове от чего у него помутился рассудок.

Вина подсудимого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч 3 ст. 111 УК РФ, подтверждена совокупностью следующих доказательств, а именно: показаниями подсудимого, показаниями потерпевших Ш.В.Н. и К.А.Н., показаниями свидетеля С.О.В., оглашенными в ходе судебного заседания в порядке ст. 276 УПК РФ, показаниями свидетеля Л.Л.А., а так же письменными материалами дела.

Так, потерпевший Ш.В.Н. в судебном заседании показал, что 17.07.2012 года, в вечернее время он вместе с К.А.Н. зашли в гости к подсудимому, с которым стали распивать спиртные напитки, в ходе распития спиртного между К.А.Н. и подсудимым произошла драка, драку начал Касьян Р.Г., который ударил К.А.Н. кулаком в лицо, выбил зуб, К.А.Н. повалил Касьян Р.Г. на землю и стал бить, когда Касьян Р.Г. запросил прощения, он разнял Касьян Р.Г. и К.А.Н.. После драки он с К.А.Н. стали собираться домой, вызвали знакомого водителя, взяли недопитую полтора литровую бутылку водки, а Касьян Р.Г. пошел в дом. Через некоторое время Касьян Р.Г. вышел на крыльцо, держа в руках ножи и со словами «а теперь поехали» нанес один удар К.А.Н., однако К.А.Н. закрылся полтора литровой бутылкой от удара, следующий удар Касьян Р.Г. нанес ему, ударил в область живота, а затем вновь ударил ножом К.А.Н. в область ребер, от удара он упал и что происходило дальше он не помнит.

Так, потерпевший К.А.Н. в судебном заседании пояснил, что 17.07.2012 года, в вечернее время он вместе с Ш.В.Н. зашли в гости к подсудимому, с которым стали распивать спиртные напитки, в ходе распития спиртного между ним и подсудимым произошла драка, драку начал Касьян Р.Г., который ударил его кулаком в лицо и выбил зуб, он повалил подсудимого Касьян Р.Г. на землю и стал его бить, в том числе и коленом по голове, в драку никто не вмешивался, в том числе и Ш.В.Н., когда Касьян Р.Г. попросил у него прощения, он прекратил избивать подсудимого, подсудимый встал, умылся и молча пошел в дом, а он вместе с Ш.В.Н. решили ехать домой, вызвали знакомого водителя, взяли полтора литровую бутылку водки. Ожидая на ступеньках дома водителя, увидели, что из дому с двумя ножами в руках вышел подсудимый Касьян Р.Г. и со словами «а теперь поехали» нанес один удар ему, однако он закрылся полтора литровой бутылкой от удара, следующий удар подсудимый Касьян Р.Г. нанес Ш.В.Н. ударил в область живота, Ш.В.Н. стал падать, он подбежал к Ш.В.Н. и в этот момент подсудимый ударил его вновь ножом в область ребер. Помнит, что Ш.В.Н. упал на ступеньках, а он пошел в сторону калитки и упал уже на дороге, что происходило после, он уже не помнит.

Так, в судебном заседании свидетель С.О.В. показала, что 17.07.2012 года, в вечернее время в домовладение расположенное по <адрес>, в котором проживает ее сожитель Касьян Р.Г., пришли потерпевшие К.А.Н. и Ш.В.Н., мужчины стали распивать спиртные напитки. В ходе распития спиртного между Касьян Р.Г. и К.А.Н. с произошла ссора, они стали оскорблять друг друга, Касьян Р.Г. ударил К.А.Н. в лицо, и выбил последнему зуб, между ними началась драка, они упали на землю, К.А.Н. стал бить Касьян Р.Г. коленом по голове, а Ш.В.Н. сидел на Касьян Р.Г. и держал, чтобы подавить сопротивление Касьян Р.Г., драка длилась непродолжительное время, после драки Касьян Р.Г. поднялся и пошел в дом, а К.А.Н. и Ш.В.Н. стояли на ступеньках и разговаривали, когда Касьян Р.Г. вышел из дому он в руках держал два ножа, один в правой руке другой нож в левой, сказал потерпевшим чтобы они уезжали, потерпевшие стали смеяться, тогда Касьян Р.Г. подошел к К.А.Н. и ударил его, а затем ударил ножом и Ш.В.Н., как Касьян Р.Г. нанес второй удар К.А.Н. она не видела, увидела, что Ш.В.Н. упал на ступеньках, а К.А.Н. так же окровавленный вышел за калитку и упал на дороге, она вызвала от соседей скорую помощь и когда скорая приехала, она ушла домой.

Из оглашенных в ходе судебного заседания в порядке ст. 276 УПК РФ показаний свидетеля Л.Л.А. следует, что 17.07.2012 года около 21 часа 26 минут она в составе бригады скорой медицинской помощи приехала к домовладению расположенному по <адрес>, где на обочине напротив дома обнаружили мужчину, с ножевым ранением, в состоянии алкогольного опьянения, оказали ему первую медицинскую помощь, его госпитализировали, затем во дворе домовладения был обнаружен еще один мужчина с ножевым ранением, которому так же была оказана первая медицинская помощь, этот мужчина на вопросы не отвечал, во дворе так же находилась С.О.В., которая сказала, что ничего не видела и не знает (л.д. 151-152).

Вина подсудимого так же подтверждается письменными доказательствами.

Так согласно заявлений К.А.Н. и Ш.В.Н. о том, что 17.07.2012 года Касьян Р.Г. причинил им телесные повреждения нанеся удары кухонным ножом возбуждено уголовное дело по п. «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ в отношении Касьян Р.Г. (л.д. 7,11).

Так, согласно протокола осмотра места происшествия от 17.07.2012 года в присутствии понятых было осмотрено жилое помещение и дворовая территория, расположенные по <адрес> в ходе, которого обнаружены и изъяты, в том числе и два кухонных ножа-орудия преступления (л.д. 17-23).

Так, согласно постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ два ножа, изъятые с места происшествия признаны вещественными доказательствами (л.д. 148-149).

Так, согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ изъятые в ходе осмотра места происшествия в домовладении по <адрес> два ножа являются ножами хозяйственно-бытового назначения (л.д. 113-116).

Так, согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ у Ш.В.Н. имелись повреждения- колото-резанная рана передней поверхности живота, проникающая в брюшную полость с ранением купола слепой кишки терминального отдела подвздошной кишки. Данные повреждения были осложнены забрюшинной гематомой справа, местным перитонитом. Вышеуказанное повреждение причинено колюще-режущим предметом, на что указывает прямолинейная форма и ровные края раны передней поверхности живота, наличие одного острого и закругленного второго конца раны, преобладание глубины раны над ее длиной и шириной. Данное повреждение, учитывая его характер и тяжесть соответствует времени «17 июля 2012 года», повреждение опасно для жизни и по этому признаку квалифицируется как тяжкий вред здоровью (л.д. 120-123).

Так, согласно заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ у К.А.Н. имелись повреждения –колото-резаная рана в правом подреберье, проникающая в брюшную полость с ранением правой доли печени, желчного пузыря, правой печеночной артерии. Данные повреждения были осложнены большим гемоперитонеумом, местным желчным перитонитом. Кроме этого у К.А.Н. имелся перелом коронки 2-го зуба на уровне шейки. Повреждение в виде колото- резанной раны в правом подреберье проникающей в брюшную полость с ранением печени, желчного пузыря. правой печеночной артерии, с учетом взаимной локализации повреждений- результат однократного удара колюще-режущим предметом, на что указывает прямолинейная форма и ровные края раны передней поверхности живота, наличие одного острого и закругленного второго конца раны, преобладание глубины раны над ее длиной и шириной. Данное повреждение, учитывая характер и тяжесть, соответствует времени «17.07.2012 года». Повреждение опасно для жизни и по этому признаку квалифицируется как тяжкий вред здоровью. Повреждение в виде перелома коронки 2-го зуба на уровне шейки- результат удара тупым твердым предметом по лицу, возможно во время 17.07.2012 года, повреждение по признаку кратковременного расстройства здоровья квалифицируется как легкий вред здоровью (л.д. 127-130).

Суд, исследовав в совокупности все добытые доказательства, считает вину Касьян Р.Г. доказанной и верно квалифицированной по п. «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное в отношении двух лиц.

Доводы защиты об отсутствии у подсудимого умысла на причинение потерпевшим тяжкого вреда здоровью несостоятельны, как и не состоятельны доводы подсудимого о его действиях в состоянии физиологического аффекта и при необходимой обороне.

Подсудимый не отрицал, что действительно держа в руках в правой и левой кухонные ножи, ударил Ш.В.Н. в область живота, а затем и К.А.Н. в область груди.

Выводы эксперта изложенные в заключениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствуют о том, что телесные повреждение у Ш.В.Н. в виде

колото-резанной раны передней поверхности живота, проникающей в брюшную полость с ранением купола слепой кишки терминального отдела подвздошной кишки, осложненные забрюшинной гематомой справа, местным перитонитом, у К.А.Н. в виде колото-резаной раны в правом подреберье, проникающей в брюшную полость с ранением правой доли печени, желчного пузыря, правой печеночной артерии, осложненные большим гемоперитонеумом, местным желчным перитонитом образовались у каждого из потерпевших от одного удара колюще-режущим предметом, при обстоятельствах установленных, как в ходе предварительного расследования, так и в ходе судебного следствия.

Подсудимый Касьян Р.Г., нанося удары кухонными ножами потерпевшему Ш.В.Н. в область живота, потерпевшему К.А.Н. в область ребер должен был предвидеть возможность или неизбежность наступления тяжкого вреда здоровью, поэтому действия виновного и квалифицируются по фактически наступившим последствиям.

Доводы защиты о том, что подсудимый в период, относящийся к совершению инкриминируемого ему в вину деяния, испытывал болезненное расстройство психической деятельности и соответственно не мог отдавать отчет своим действиям и руководить ими суд считает несостоятельными.

Состояние физиологического аффекта представляет собой исключительно сильное, быстро возникающее и бурно протекающее эмоциональное состояние в ответ на насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, а таковых обстоятельств по делу не установлено. Для совершения преступления в состоянии физиологического аффекта необходимо наличие внезапности возникновения умысла на причинение тяжкого вреда здоровью и незамедлительная реализация этого умысла.

Вместе с тем, как было установлено в судебном заседании подсудимый Касьян Р.Г. после того как он перестал драться с К.А.Н. зашел в дом, находился в нем некоторое время, когда вышел из жилого помещения он уже держал в руках два кухонных ножа, демонстрируя эти ножи потерпевшим со словами «а сейчас поехали» нанес два удара потерпевшим, первому Ш.В.Н. в область живота, второй ножевой удар потерпевшему К.А.Н. в область ребер.

Суд полагает, что Касьян Р.Г., оценив ситуацию, действовал не спонтанно или импульсивно, а осознанно.

Доводы подсудимого о том, что в отношении него потерпевшие совершили насилие, причинили ему телесные повреждения, от которых он потерял сознание и по этой причине не мог адекватно оценить ситуацию и руководить своими действиями, опровергаются в первую очередь показаниями потерпевших, которыми указано о том, что подсудимый Касьян Р.Г. сознания не терял, что непродолжительное время действительно продолжалась драка, но только лишь между Касьян Р.Г. и К.А.Н., при этом первым физическое насилие причинил именно Касьян Р.Г., нанеся удар в лицо К.А.Н., и выбив последнему зуб, при этом Ш.В.Н. участия в драке между К.А.Н. и Касьян Р.Г., не принимал.

К показаниям свидетеля С.О.В. указывающей о том, что Касьян Р.Г. потерял сознание, так как его избил К.А.Н., суд относится критически, поскольку свидетелем не указывается на обстоятельства, свидетельствующие о потере Касьян Р.Г. сознания, поэтому свидетель С.О.В. и не может свидетельствовать об обстоятельствах изложенных подсудимым, согласно которых он потерял сознание у него помутился рассудок.

Доводы подсудимого о нанесении им ножевых ранений потерпевшим К.А.Н. и Ш.В.Н. в состоянии необходимой обороны, суд считает несостоятельными, так как потерпевшие К.А.Н. и Ш.В.Н. вели себя пассивно по отношению к поведению подсудимого в тот момент, когда потерпевшим были нанесены ножевые ранения.

Как было установлено в судебном заседании потерпевшие в момент нанесения им ножевых ранений находились от подсудимого на расстоянии полутора метров, вели между собой разговор, не ожидали нападения со стороны подсудимого и соответственно не принимали мер к защите от действий подсудимого, лишь потерпевший К.А.Н., поскольку держал в руках пластмассовую полтора литровую бутылку отразил первый удар, который нанес ему подсудимый, однако от последующего удара, как и потерпевший Ш.В.Н. защититься не смог.

Таким образом, поведение потерпевшего К.А.Н., когда он стал наносить Касьян Р.Г. удары в ответ на то что ему подсудимый выбил зуб, не являлось безусловным основанием для действий подсудимого, выразившихся в нанесении потерпевшим ножевых ударов, что повлекло у потерпевшего Ш.В.Н. повреждения в виде колото-резанной раны передней поверхности живота, проникающей в брюшную полость с ранением купола слепой кишки терминального отдела подвздошной кишки, осложненные забрюшинной гематомой справа, местным перитонитом, у К.А.Н. повреждения в виде колото-резаной раны в правом подреберье, проникающей в брюшную полость с ранением правой доли печени, желчного пузыря, правой печеночной артерии, осложненные большим гемоперитонеумом, местным желчным перитонитом.

По указанным и приведенным судом обстоятельствам суд расценивает позицию подсудимого как способ облегчить свою участь.

У суда не вызывает сомнений факт вменяемости подсудимого Касьян Р.Г. поскольку сведения о наличии у Касьян Р.Г. психических расстройств в деле нет, в суде подсудимый давал подробные, последовательные показания об обстоятельствах содеянного и адекватно оценивал окружающую обстановку. В ходе предварительного следствия, а также в ходе судебного заседания установлено, что подсудимый Касьян Р.Г. действовал последовательно, целенаправленно и осознанно руководил своими действиями, его поведение в зале судебного заседания адекватно происходящему, свою защиту осуществляет обдуманно, мотивировано.

Суд приходит к выводу, что подсудимый Касьян Р.Г., как в момент совершения преступления, так и в настоящее время понимал и понимает характер, и общественную опасность своих действий, связь между своим поведением, и его результатом, поэтому в отношении инкриминируемого ему в вину деяния суд считает Касьян Р.Г. вменяемым и подлежащим уголовной ответственности.

Назначая наказание подсудимому суд в соответствии со ст. 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе, обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а так же влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Подсудимым совершено особо тяжкое преступление против личности.

По месту жительства Касьян Р.Г., как следует из характеристики, зарекомендовал себя с положительной стороны.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, предусмотренных ст.ст. 61, 63 УК РФ, судом не установлено.

Учитывая особую тяжесть содеянного, суд полагает, что реальное лишение свободы будет отвечать целям наказания, так как применение более мягкой меры наказания невозможно.

Руководствуясь ст.ст. 303, 304, 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Касьян Р.Г. виновным в совершении преступления предусмотренного п. «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание по п. «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ в виде пяти лет лишения свободы, без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.

Меру пресечения Касьян Р.Г. с подписки о невыезде и надлежащем поведении, изменить на заключение под стражу, взять под стражу в зале суда.

Срок назначенного Касьян Р.Г. наказания исчислять с 19.09.2012 года.

Вещественные доказательства по уголовному делу, по вступлению приговора в законную силу уничтожить.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней с момента его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей,- в тот же срок со дня вручения им копии приговора. В случае подачи кассационных жалоб осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.

Судья