По делу № 2-514/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Станица Крыловская 12 октября 2012 года Крыловской районный суд Краснодарского края в составе: судья Кальная Л.А. при секретаре Терновой Е.И. с участием помощника прокурора Крыловского района Бескоровайного М.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Крыловского района о признании бездействия по не обеспечению должного уровня исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Установил: В суд прокурор обратился с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Шевченковское сельское поселение по не обеспечению должного уровня исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Указывает о том, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией МО Шевченковское сельское поселение законодательства в сфере создания и использования с применением современных технических средств систем оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, отсутствие порядка размещения таких средств и размещения соответствующей информации; в сфере создания и использования материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В процессе проведенной проверки установлено, что органом местного самоуправления на территории поселения нормы законодательства в указанной сфере исполняются ненадлежащим образом. В нарушение законодательства в сфере оповещения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования не организовано обеспечение населения информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, а также не определен порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации. Отмеченные нарушения федерального законодательства в сфере оповещения населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций исключают своевременность оповещения и препятствуют оперативному информированию населения села о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов. Согласно представленной информации на территории муниципального образования не организовано обеспечение населения информацией об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций с использованием современных технических средств массовой1 информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, а также не определен порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации. Данные нарушения не отвечают требованиям государственной политики в области работы органа местного самоуправления по информированию. По результатам проверки выявлены иные нарушения законодательства, выразившиеся в бездействии должностных лиц администрации муниципального образования Шевченковское сельское поселение по не обеспечению должного уровня материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Шевченковское сельское поселение. Так, администрацией муниципального образования Шевченковское сельское поселение представлена информация, согласно которой на уровне сельского поселения созданы определенные материальные ресурсы, необходимые для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Однако материалы проверки свидетельствуют о том, что администрацией муниципального образования Шевченковское сельское поселение запасы вещевого имущества, строительные материалы для использования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, продовольствие и товары первой необходимости, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы не подготовлены, специальные объекты, предназначенные для их хранении я и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций, не определены. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Шевченковское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по созданию местных систем централизованного оповещения населения в случаях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием современных средств массовой информации; в непринятии мер по созданию должного уровня запасов материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Шевченковское сельское поселение. Обязать администрацию муниципального образования Шевченковское сельское поселение устранить выявленные нарушения законодательства путем оборудования местных систем централизованного оповещения населения в случаях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, с использованием современных средств массовой информации; принятия мер по созданию должного уровня запасов материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Шевченковское сельское поселение; исполнения мероприятий, направленных на мониторинг состояния дна, берегов, изменений морфометрических особенностей, состояния воодохранных зон водных объектов или их частей на территории муниципального образования Шевченковское сельское поселение. В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Бескоровайный М.С. подержал требования, изложенные в заявлении, просил удовлетворить заявление, обязав администрацию муниципального образования Шевченковское сельское поселение устранить выявленные нарушения законодательства путем оборудования местных систем централизованного оповещения населения в случаях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, с использованием современных средств массовой информации; принятия мер по созданию должного уровня запасов материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Шевченковское сельское поселение. По существу своих доводов пояснил суду о том, что администрацией Шевченковского сельского поселения не выполняются требования федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В судебном заседании представитель администрации Шевченковского сельского поселения Коновалова Е.В., действующая на основании доверенности № 1360 от 12.10.2012 года, в обоснование своих возражений против заявленных требований пояснила суду о том, что оперативное информирование населения производится посредством оповещения председателей органов ТОС с последующим подворовым обходом участков. Для информирования населения имеются два громкоговорителя, с помощью которых экстренные сообщения можно транслировать с проезжающей машины. Разработаны маршруты объезда территории поселения с целью информирования населения посредством громкоговорителей. Для оперативного информирования населения об угрозе ЧС привлекаются депутаты Совета поселения, казачество, работники бюджетных учреждений. В местах массового пребывания людей (МБУ СДК «Шевченковский», МБУК «Шевченковская ПБ» перед проведением массовых мероприятий производится информирование посетителей о действиях в случае возникновения ЧС и путях безопасной эвакуации из здания. Тексты сообщений и порядок их трансляции утверждены приказом директора МБУ СДК «Шевченковский» от 23.08.2012 года № 63 и приказом директора МБУК «Шевченковская ПБ» от 12.01.2012 года. Данная информация доводится до посетителей посредством технических средств, имеющихся в СДК. Для создания резервов материальных и финансовых ресурсов заключаются договора с торгующими организациями, имеющими помещения для хранения и возможной быстрой доставки данных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации. В этой части администрация Шевченковского сельского поселения признает требования прокурора, в связи с тем, что договора заключены не на все виды материальных ресурсов, определенных соответствующей номенклатурой. В тоже время возражают против требования определять места хранения материальных ресурсов. Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года № 1340 предписывает резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещать на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Ведомственная принадлежность этих объектов законодательством не установлена. Администрация Шевченковского сельского поселения считает целесообразным использовать для данных целей складские мощности предприятий-поставщиков. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям: В соответствии со ст.254 ГПК РФ в суде могут быть оспорены действия (бездействие) органа местного самоуправления, статьей 255 ГПК РФ определены действия (бездействие), которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства. В силу положений ст.255 ГПК РФ под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям органа местного самоуправления. В соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального образования относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Положениями статьи 8 ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах границ муниципального образования проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения, поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих, в том числе, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст.11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования Шевченковское сельское поселение на территории поселения не организовано обеспечение населения информацией об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций с использованием современных технических средств массовой информации, устанавливаемых в местах массового пребывания людей; не определен порядок размещения этих средств и распространения соответствующей информации. Таким образом, установлено, что требования вышеуказанных федеральных законов администрацией Шевченковское сельское поселение в части принятия мер по созданию местных систем централизованного оповещения населения в случаях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, с использованием современных средств массовой информации, не выполняются. В соответствии со ст.25 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено в целях экстренного привлечения необходимых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций создание органом местного самоуправления резервов финансовых и материальных ресурсов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определен Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статьей 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В судебном заседании установлено, что администрацией МО Шевченковское сельское поселение не исполнено требование об обеспечении должного уровня материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории поселения. Из материалов дела следует, что администрацией Шевченковского сельского поселения запасы вещевого имущества, строительные материалы для использования в случае возникновения чрезвычайной ситуации, продовольствие и товары первой необходимости, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы не подготовлены; специальные объекты, предназначенные для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций, не определены. При таких обстоятельствах суд считает, что требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Шевченковское сельское поселение, выразившемся в непринятии мер по созданию местных систем централизованного оповещения населения в случаях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием современных средств массовой информации; в непринятии мер по созданию должного уровня запасов материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории поселения, обязании их устранить – подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Решил: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Шевченковское сельское поселение, выразившееся в непринятии мер по созданию местных систем централизованного оповещения населения в случаях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе с использованием современных средств массовой информации; в непринятии мер по созданию должного уровня запасов материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Шевченковское сельское поселение. Обязать администрацию муниципального образования Шевченковское сельское поселение устранить выявленные нарушения законодательства путем оборудования местных систем централизованного оповещения населения в случаях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, с использованием современных средств массовой информации; принятия мер по созданию должного уровня запасов материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования Шевченковское сельское поселение. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Срок изготовления мотивированного решения 17 октября 2012 года. Судья