Решение по заявлению прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления



гражданское дело 2-216\2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Крыловская 13 мая 2011 года

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Остапенко Л.Ю.
при секретаре Карпенко Е.В.,

с участием помощника прокурора Крыловского района Беспамятновой М.В.,

с участием представителя администрации МО Крыловский район Датченко А.А., действующий на основании доверенности за № 363\01-30-04 от 21.04.2011 года,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

Прокурор Крыловского района обратился с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

Указывает, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Крыловского района по исполнению законодательства об охране здоровья детей в органах и учреждениях здравоохранения установлено, что здание районной поликлиники, в котором расположена детская консультация не отвечает требования СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющим медицинскую деятельность, а именно следующие нарушения.

Кабинеты детского приема детской консультации, расположенные в одном задании со взрослой поликлиникой не изолированы от взрослого, отсутствует туалет для детей, что свидетельствует о нарушении гл.1 п. 10.18.1 СанПин 2.1.3.2630-10. Отсутствует фильтр-бокс для входа детей в поликлинику, что свидетельствует о нарушении гл. 1 п. 10.18.2 СанПин 2.1.3.2630-10. В составе детской консультации отсутствует процедурный кабинет, отдельная комната прививочного кабинета для проведения профилактических прививок против туберкулеза и турбикулинодиагностики, недостаточно кабинетов врачей для приема детей. Структура, планировка и оборудование помещений поликлиники не обеспечивают поточности технологических процессов, и не исключает возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности. В кабинете врача для приема детей площадь помещения (9,64 кв.метра) не соответствует нормированной (15 кв. метров). Для приема и временной изоляции пациентов с инфекционными заболеваниями или подозрением на них отсутствует фильтр-боксы. В прививочном кабинете, регистратуре, ординаторской, комнате персонала детской консультации отсутствуют системы вентиляции, не организовано естественное проветривание естественное освещение. В нарушение требований СанПин 3.3.23.42-08 «Обеспечение безопасности иммунизации» в детской консультации прививочный кабинет совмещен с процедурным кабинетом.

Из заявления прокурора следует, что органом местного самоуправления администрацией МО Крыловский район ненадлежащим образом организована первичная медико-санитарная помощь детскому населению, поскольку организация педиатрического приема в здании взрослой поликлиники не обеспечивает оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы для оказания медицинской помощи детскому населению.

Из заявления следует, что к полномочиям органа местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.8 Основ законодательства об охране здоровья граждан, отнесена организация оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликнических учреждениях, которая в соответствии с требованиями ст. 38 Основ законодательства об охране здоровья граждан оказывается в амбулаторно-поликлических учреждениях муниципальной системы здравоохранения в том числе и врачами - педиатрами.

В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Беспамятнова М.В. поддержала заявленные требования, ссылаясь на указанные нарушения допущенные органом местного самоуправления, указывая о том, что на протяжении длительного времени со стороны администрации района не приняты меры к созданию для детского населения района условий, отвечающих всем требованиям и обеспечивающим охрану их здоровья от воздействия негативных факторов, просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления и обязать администрацию МО Крыловский район предоставить отдельное помещение для размещения детской консультации для оказания медико-санитарной помощи, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к лечебным учреждениям.

В судебном заседании представитель администрации МО Крыловский район Датченко А.А. просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку администрацией района на протяжении с 2008 года до настоящего времени имели место обращения к директору управления Федеральной почтовой связи Краснодарского края, главе администрации (губернатору) Краснодарского края, председателю Законодательного собрания Краснодарского края, в том числе и по вопросу оказания медико-санитарной помощи, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к лечебным учреждениям.

Заслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Прокурор Крыловского района, обращаясь с заявленными требованиями, просит суд обязать администрацию муниципального образования Крыловский район предоставить отдельное помещение для размещения детской консультации для оказания медико-санитарной помощи, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к лечебным учреждениям.

Именно бездействие органа местного самоуправления по решению вопроса местного значения и стало основанием для обращения прокурора Крыловского района в суд с заявленными требованиями.

Суд, рассматривая заявленные требования, и приходя к выводу о их удовлетворении учитывает, что в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к бездействию органа государственной власти, органа местного самоуправления их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц.

При этом, суд, выясняя объем полномочий органа местного самоуправления- администрации муниципального образования Крыловское сельское поселение по совершению действий по обязанию совершения, которых заявлены требования прокурором Крыловского района, выясняя причины бездействия органа местного самоуправления, последствия этого бездействия установил обстоятельства, послужившие основанием для их удовлетворения.

Судом при разрешении заявленных требований учитываются требования ст. 255 ГПК РФ, в соответствии с которой бездействие признается незаконным, если этим бездействием нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданами их прав и свобод.

Суд удовлетворяя заявленные требования, признавая незаконным бездействие органа местного самоуправления и обязывая администрацию МО Крыловский район в срок до 01.09.2011 года устранить нарушения действующего законодательства, руководствуется следующим.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с требованиями ст. 2 ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируется законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным, направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье граждан- неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

Администрацией МО Крыловский район не оспорено- те обстоятельства, что здание районной поликлиники, в котором расположена детская консультация не отвечает требования СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации, осуществляющим медицинскую деятельность, что выявленные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства имеют место быть на протяжении длительного времени, что к полномочиям органа местного самоуправления в соответствии с требованиями ст. 15 ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена организация оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликнических учреждениях муниципальной системы здравоохранения.

Именно поэтому нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявленные в ходе проверки, несут в себе потенциальную угрозу причинения вреда жизни и здоровья детского населения, в связи, с чем прокурор обосновано в силу требований ст. 45 ГПК РФ, поскольку прокурор защищает конституционные права граждан, и обратился в суд с заявленными требованиями об обязании органа местного самоуправления устранить выявленные нарушения.

При этом следует отметить, что необходимость охраны здоровья населения возникает в процессе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия людей, то есть такого состояния общественного здоровья и среды обитания, при котором отсутствует опасное и вредное влияние факторов среды обитания на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Нарушение специальных санитарно-эпидемиологических правил способно причинить вред различным охраняемым социальным ценностям, что позволяет отнести эти факторы и требования к источникам общественной опасности. Качество предметов, веществ, материалов и некоторых видов деятельности может воздавать опасность для общества, что и вызывает необходимость предотвращения возможного вреда и установления мер правовой ответственности.

К доводам представителя администрации МО Крыловский район о том, что в период времени с 2008 года по 2011 год имели место обращения в компетентные органы по вопросу организация оказания первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно - поликнических учреждениях муниципальной системы здравоохранения, как обстоятельство свидетельствующее о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд считает несостоятельными, поскольку нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства до настоящего времени не устранены, поскольку до настоящего времени надлежащим образом не организована первичная медико-санитарная помощь детскому населению, поскольку организация педиатрического приема в здании взрослой поликлиники в настоящий момент не обеспечивает оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы для оказания медицинской помощи детскому населению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, ст. 254-257 ГПК РФ суд

решил:

Заявление прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципальное образование Крыловский район и главы администрации МО Крыловский район по исполнению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, по организации медико-санитарной помощи детскому населению района.

В срок до 01.09.2011 года обязать администрации муниципальное учреждение Крыловский район предоставить отдельное помещение для размещения детской консультации для оказания медико-санитарной помощи, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к лечебным учреждением.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней.

Председательствующий