К делу 2-366/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 сентября 2011 года ст. Крыловская Крыловской районный суд Краснодарского края в составе судьи Павловской И.Н. при секретаре Ткаченко Л.И. рассмотрев исковое заявление Гончаровой В.А. к администрации МО Крыловский район о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установил: В Крыловской районный суд Краснодарского края обратилась Гончарова В.А. с иском к администрации МО Крыловский район о восстановлении срока и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылается на следующие обстоятельства: Решением Крыловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать Гончаровой В.А.- Г.А.Г. лишена родительских прав, отец истицы – Г.А.И. умер в <данные изъяты> году. Согласно решению исполнительного комитета Крыловского районного Совета народных депутатов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № истица была направлена на воспитание в детский дом, после выпуска окончила профессиональное училище, по достижению совершеннолетия вернулась в Крыловской район по месту первичного выявления, где была поселена в общежитие. В настоящее время она проживает в общежитии в одной комнате со своей сестрой и их четырьмя несовершеннолетними детьми. До недавнего времени истица не знала, что имеет право на постановку на льготный жилищный учет и получение жилья по категории дети-сироты, она обратилась в отдел по вопросам семьи и детства администрации МО Крыловский район, где ей были даны разъяснения по данному вопросу и оказана помощь в сборе документов, подтверждающих статус сироты, для предоставления в отдел ЖКХ администрации района. Однако в отделе ЖКХ истице были даны разъяснения о том, что на учет ставят только до достижения заявителем 23 лет, истице на момент обращения с заявлением исполнилось 28 лет. На основании изложенных обстоятельств просит суд восстановить ей срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию МО Крыловский район поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании истица Гончарова В.А. уточнила исковые требования, просила суд восстановить ей срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, признать недействительным Постановление главы администрации муниципального образования Крыловский район от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязать администрацию муниципального образования Крыловский район поставить ее на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории «Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», также показала, что после того как ее мать лишили родительских прав она находилась в детском доме до 2000 года, после этого проходила профессиональное обучение в училище в ст. Ясенской. По возвращению в Крыловской район, она обратилась в органы опеки и попечительства для решения жилищного вопроса, ей в общежитии была выделена комната общей площадью 18 кв.м. В настоящее время она со своими детьми, одному из которых 7 лет, второму ребенку 1 год 8 месяцев, проживает в выше указанной комнате, с ними проживает ее сестра со своими двумя детьми. До настоящего времени она не знала о своем праве обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа «детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В судебное заседание представитель администрации МО Крыловский район- ведущий специалист отдела по правовому и кадровому обеспечению К.Т.С. действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, не явилась, предоставила суду письменный отзыв, согласно которого следует, что администрация МО <адрес> с исковыми требованиями ФИО2 согласна, возражений не имеет, просит рассмотреть спор в ее отсутствие. В судебном заседании представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Крыловский район главный специалист Иванова Л.Ю., действующая на основании доверенности №03/01-30-04 от 12.01.2011 года, исковые требования Гончаровой В.А. поддержала, пояснила, что отдел по вопросам семьи и детства оказывал помощь истице в сборе документов, подтверждающих статус сироты, также показала, что Гончарова В.А. не воспользовалась своим правом на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории лиц «дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», так как в силу своей юридической неграмотности не знала своих прав. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям: В соответствии со ст.64 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федерации» предусмотрено, что районная администрация обеспечивает устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан; руководит опекой и попечительством в районе. Как следует из материалов гражданского дела, согласно решению Крыловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы-Г.А.Г. лишена родительских прав. Отец истицы - Г.А.И. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии III-АГ №, выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС <адрес>. Согласно решению исполнительного комитета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении в детский дом общего типа несовершеннолетних детей Г.Л.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Гончаровой В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения» Гончарова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения передана на воспитание в детский дом общего типа несовершеннолетних на основании изложенных выше обстоятельств. В соответствии с ч.1 ст.155.3 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права пользования жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Однако в нарушение требований закона органами опеки и попечительства Крыловского района не были приняты меры, направленные на закрепление за Гончаровой В.А. жилого помещения. В соответствии с ч.4 ст.4 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами. С учетом вышеизложенного, суд считает обоснованным требование Гончаровой В.А. о возложении обязанности по постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилья вне очереди по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» на администрацию муниципального образования Крыловский район. Как установлено в судебном заседании, после возвращения Гончаровой В.А. в Крыловской район, ей была предоставлена комната в общежитии, однако ей не было разъяснено ее право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью, а также порядок реализации своего права. При таких обстоятельствах суд считает заявление истицы о восстановлении пропущенного срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения подлежащим удовлетворению. Постановлением Главы Администрации Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 утвержден порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. Согласно п.1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов Краснодарского края, в случае наделения их Законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления Краснодарского края (в т.ч. муниципального образования Крыловский район) наделяются отдельными государственными полномочиями по решению ряда вопросов, в т.ч. по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что бездействием администрации муниципального образования Крыловский район, не выполнением компетентными органами опеки и попечительства Крыловский район возложенных обязанностей по защите прав и охране прав детей-сирот, выразившемся в непринятии мер по закреплению права пользования жилым помещением и постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, отсутствием надлежащего контроля за устройством детей-сирот, жилищные права Гончаровой В.А. с 2001 года, то ест с момента наступления совершеннолетия ущемлены, в связи с чем в соответствии со ст.254 ГПК РФ она вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления. Установлено, что Гончарова В.А., узнав о наличии у нее права на постановку в качестве нуждающегося в получении жилья по категории дети-сироты, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с соответствующим заявлением в администрацию <адрес>, где ей, несмотря на то, что ввиду бездействия органа опеки и попечительства она после возвращения из детского дома общего типа осталась без закрепленного жилья, ей было отказано в постановке на учет, о чем принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Указанное постановление противоречит требованиям ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону и нарушающий гражданские права и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, может быть признан судом недействительным, а в случае признания судом акта недействительным, нарушенное право подлежит восстановлению и защите. Администрация МО Крыловский район признала исковые требования Гончаровой В.А. в полном объеме. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, ст.254-258 ГПК РФ, суд решил: Восстановить Гончаровой В.А. срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Признать недействительным Постановление главы администрации муниципального образования Крыловский район от 24.06.2011 года № 316 «Об отказе в принятии на учет граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Обязать администрацию муниципального образования Крыловский район поставить Гончарову В.А. на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категории «Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение десяти дней со дня его оглашения. Судья