Решение ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Станица Крыловская Краснодарского края 18 октября 2011 года Крыловский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Крыловского районного суда Павловской И.Н. при секретаре Шайхутдиновой Л.М. с участием старшего помощника прокурора Крыловского района Коломиец Т.Г., представителя администрации МОУ СОШ №1 Крыловского района Глянь Н.Н. рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Крыловского района в интересах несовершеннолетних и неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МОУ СОШ № 1 Крыловского района и администрации МО «Крыловский район» Крыловского района Краснодарского края, установил: Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределённого круга лиц, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией МОУ СОШ № 1 Крыловского района законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проверки выявлены нарушения вышеуказанных норм закона, а именно: в нарушении п. 2.2.3 СанПин 2.4.4.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44 территория участка образовательного учреждения должна ограждаться забором, высотой 1,5 метра и вдоль него - зелеными насаждениями. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Крыловского район, установлено, что в нарушение указанных норм права территория муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 (далее - МОУ СОШ № 1) имеет частичное ограждение. Фасад здание школы и прилегающая территория не огорожены, имеются только зеленые насаждения. Пунктом 1.9 Устава МОУ СОШ № 1 предусмотрено, что образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету расходов, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, исполняет обязанности, а также имеет право быть ответчиком в суде. Директор обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, противопожарных и других требований для охраны жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения. Согласно Устава, одним из источников финансирования МОУ СОШ № 1 являются бюджетные и внебюджетные средства учредителя образовательного учреждения, т.е. муниципального образования Крыловский район. За период с 2007 года по настоящее время администрацией района не предпринято конкретных мер по выделению денежных средств в достаточном объеме для финансирования затрат, связанных с установкой ограждения с фасадной части территории образовательного учреждения. И в будущем финансирование расходов на обеспечение безопасности учащихся в МОУ СОШ № 1 в рамках принятых долгосрочных муниципальных Программ, не предусмотрено. Таким образом, в связи с бездействием администрации МО Крыловский район и директора МОУ СОШ № 1 Глянь Н.Н. до сих пор территория МОУ СОШ № 1 не имеет полного ограждения по всему периметру, что нарушает права и законные интересы учеников, трудового коллектива и посетителей школы на безопасное пребывание на ее территории и в самом здании, поскольку обеспечивается беспрепятственный доступ на территорию образовательного учреждения посторонних лиц.. По мнению прокурора, бездействие администрации МОУ СОШ № 1 Крыловского района и администрации МО «Крыловский район» по решению вопроса о соблюдении норм санитарно-эпидемиологического законодательства является недопустимым и нарушает санитарно-эпидемиологическое благополучие несовершеннолетних и неопределённого круга лиц. Просит суд признать незаконным бездействие директора МОУ СОШ №1 Глянь Н.Н. и администрации МО Крыловский район Краснодарского края, выразившееся в неисполнении требований Федерального закона от 06.03.200б № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучие населения», СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям учения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11.2002 № 44, в МОУ СОШ № 1, а именно в непринятии мер по ограждению территории участка (с фасада) образовательного учреждения забором, высотой 1,5 метра и обязать МОУ СОШ №1 Глянь и администрации МО Крыловский район Краснодарского края в срок до 01.07.2012 года установить ограждение территории участка (фасада) образовательного учреждения забором высотой 1,5 метра. В судебном заседании старший помощник Коломиец Т.Г. поддержала заявленные требования. Представитель ответчика МОУ СОШ № 1 - директор Глянь Н.Н., в судебном заседании не возражал против удовлетворения требования прокурора в части осязания установить ограждение территории школы с фасада, однако по этому поводу пояснил, что собственных средств школа не имеет финансируется за счет бюджетных средств и им неоднократно ставился вопрос о включении в смету на содержание школы расходов на приобретение и установку ограждения школы №1. считает, что в его действиях не имеется признаков бездействия поэтому с требованиям прокурора в части признания незаконным его бездействия не согласен. В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации МО «Крыловский район» не явился надлежащим образом администрация извещалась о месте и дате судебного заседания. Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Крыловского района подлежит удовлетворению в полном объеме. В судебном заседании было с достаточной достоверностью установлено, что в соответствии с проведённой прокурором района проверкой, были выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии со ст.ст. 2, 7, 15 Конституции РФ - человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие применяется на всей территории Российской Федерации. Органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 41 Конституции Российской Федерации государством гарантирована охрана здоровья и безопасность детей. В соответствии со ст.ст.4, 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей предусмотренных Конституцией Российской Федерации, не допущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, восстановление их прав в случаях нарушений. К основополагающим принципам при осуществлении государственной политики в отношении детей относятся законодательное обеспечение прав ребенка, ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. В соответствии со ст.ст.2, 5 Федерального закона от 06.03.2006 ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждениями терроризма, сочетание гласных и негласных методов борьбу с ним. Целями противодействия терроризму является защита личности, общества и государства от терроризма; предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизация ее последствий; выявления устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. В соответствии с Концепцией федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренной распоряжением Правительства РФ от 27.08.2005 № 1314-р установлены определения критически важных, потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей. К местам массового пребывания людей отнесены объекты инфраструктуры, на которых возможно одновременное пребывание большого количества людей, к таковым относятся и образовательные учреждения. В ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании" предусмотрено, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Антитеррористической комиссией Краснодарского края совместно с ГУВД КК, УФСБ КК, Департаментом образования и науки КК разработана и утверждена Типовая инструкция по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского края от террористических угроз иных посягательств экстремистского характера, 2007 года. Согласно п.п. 4.1, 4.2 данной Инструкции дошкольные образовательные учреждения должны иметь ограждение высотой не ниже 160 см, все остальные образовательные учреждения не ниже 150 см. На автомобильных въездах на территорию образовательного учреждения устанавливаются ворота, которые должны иметь запирающие устройства ворот в виде замков гаражного типа или навесные. Калитка должна запираться на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком, ключи хранятся у дежурного, ответственного за безопасность, руководителя образовательного учреждения. Согласно требованиям п. 2.2.3 СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 № 44 территория участка образовательного учреждения должна ограждаться забором, высотой 1,5 метра и вдоль него - зелеными насаждениями. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Крыловского район! установлено, что в нарушение указанных норм права территория муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 (далее - МОУ СОШ № 1) имеет частичное ограждение. С фасада здание школы и прилегающая территория не огорожены, имеются только зеленые насаждения. Пунктом 1.9 Устава МОУ СОШ № 1 предусмотрено, что образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету расходов, обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, исполняет обязанности, а также имеет право быть ответчиком в суде. Директор обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, противопожарных и других требований для охраны жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения (п. 5.11.1- Устава). Согласно раздела 7 Устава, одним из источников финансирования МОУ СОШ № 1 являются бюджетные и внебюджетные средства учредителя образовательного учреждения, т.е. муниципального образования Крыловский район. У администрации школы нет возможности за счет собственных средств изготовить сметную документацию на данный вид работ (установку ограждения, ввиду недостаточного финансирования. В соответствии со статьей 31 Федерального закона «Об образовании» к полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, а также обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно п. 1.10 Устава школы, учредитель - МО Крыловский район несет ответственность по обязательствам Учреждения в случаях и в делах, установленных гражданским законодательством. За период с 2007 года по настоящее время администрацией района не предпринято конкретных мер по выделению денежных " средств в достаточном объеме для финансирования затрат, связанных с установкой ограждения с фасадной части территории образовательного учреждения. И в будущем финансирование расходов на обеспечение безопасности учащихся в МОУ СОШ № 1 в рамках принятых долгосрочных муниципальных Программ, не предусмотрено. В соответствии со ст.ст. 2, 3 ФЗ № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. « о противодействии терроризму», террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. Предупреждение терроризма – это действия по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), а также действия направленные на минимизацию последствий проявления терроризма. В соответствии со ст. 1 Закона № 35-ФЗ правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. В соответствии с п. 38 «Концепция противодействия терроризму в РФ» главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативно правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения. Из предоставленных суду доказательств, следует вывод, о незаконном бездействии администрации МОУ СОШ № 1 Крыловского района и администрации МО «Крыловский район» выразившееся в нарушении законодательства о противодействии терроризму, и санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № 1 Крыловского района, а именно: территория МОУ СОШ № 1 частично ограждена забором. Данное нарушение влечёт за собой возможность бесконтрольного доступа посторонних лиц, на территорию образовательного учреждения с целью совершения террористического акта либо иного правонарушения, направленного против учеников школы, что нарушает права несовершеннолетних, закреплённых в Конституции РФ и Федеральными законами. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ – каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляют право прокурору, обратится в интересах неопределённого круга лиц или Российской Федерации в суд с заявлением. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации МОУ СОШ № 1 Крыловского района Краснодарского края выразившееся в нарушении законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № 1 Крыловского района Краснодарского края. Признать незаконным бездействие администрации МО «Крыловский район» Крыловского района Краснодарского края выразившееся в нарушении законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ СОШ № 1 Крыловского района Краснодарского края. Обязать администрацию МОУ СОШ № 1 Крыловского района Краснодарского края и администрацию МО «Крыловский район» Крыловского района Краснодарского края в срок до 01.07.2012 года устранить допущенные нарушения законодательства о противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: территорию МОУ СОШ № 1 Крыловского района Краснодарского края оградить забором в соответствии с требованием закона. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Крыловский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. <данные изъяты> <данные изъяты> Судья И.Н. Павловская