решение по иску прокурора Крыловского района в интересах Черноусова Д.А. к администрации муниципального образования Крыловской район о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма



По гражданскому делу № 2-561/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ст. Крыловская «26» декабря 2011 года

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Васюниной А.В.

при секретаре Петенко Е.М.

с участием помощника прокурора Крыловского района

представителя ответчика администрации муниципального образования Крыловской район Датченко А.А.рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крыловского района в интересах Черноусова Дениса Анатольевича к администрации муниципального образования Крыловской район, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Департаменту семейной политики администрации Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Крыловского района Краснодарского края в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Крыловской районный суд с иском в интересах Черноусова Д.А.к администрации муниципального образования Крыловской район, департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Управлению по вопросам семьи и детства администрации Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на необходимость обеспечения Черноусова Д.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением в Крыловской районе в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» и Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы».

В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Беспамятнова М.В. просила суд в целях реализации прав Черноусова Д.А. на обеспечение жилым помещением обязать администрацию муниципального образования Крыловской район и Департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Черноусова Д.А. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Крыловской район за счет средств бюджета Краснодарского края, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Черноусов Д.А.в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление с просьбой дело рассмотреть без его участия, просил в заявлении иск прокурора удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Крыловской район Датченко А.А. в судебном заседании иск не признал и пояснил суду, что в ст. 1 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае»даны определения категорий лиц, на которых распространяется данный Закон. Пунктом 5 ст. 5 этого Закона закреплено, что приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в ч.2 настоящей статьи, осуществляется за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Пунктом 7 ст. 5 Закона закреплено, что предоставление лицам, указанным в ч.2 настоящей статьи, жилых помещений по договором социального найма осуществляется в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.

Третье лицо- представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Крыловской район Зайцева Е.А. поддержала исковые требования прокурора Крыловского района о внеочередном предоставлении жилого помещения Черноусову Д.А.

Согласно п.1.3 Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, имевшим статус детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их Законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями. Однако, в силу главы 3 вышеуказанного Порядка, определен порядок формирования списков граждан –претендентов на предоставление жилого помещения по договору социального найма, согласно которого орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам, указанным в разделе 1 настоящего Порядка, извещения о включении их в списки граждан-претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма, в которых указываются основные характеристики жилого помещения. Органы местного самоуправления осуществляют учет расходования средств в соответствии с действующим законодательством и предоставляют в департамент семейной политики Краснодарского края отчет об использовании средств субвенций. Пункт 5 ст. 19 определяет, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Администрация муниципального образования Крыловской район не приобретала жилых помещений для данной категории граждан, так как отсутствовало финансирование на эти статьи расходов из средств краевого бюджета. Приобретать жилые помещения из средств муниципального бюджета администрация муниципального образования Крыловской район не имеет права. По этим основаниям представитель администрации муниципального образования Крыловской район считает требования прокурора Крыловского района не обоснованными и просит в их удовлетворении отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Черноусов Д.А. в интересах которого прокурором Крыловского района подан настоящий иск в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» относится к категории граждан «лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица, имеющие статус лиц из числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей».

Постановлением главы муниципального образования Крыловской район от 15.07.2011 года № 361 Черноусов Д.А.был принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Однако, суд полагает, что внеочередным предоставлением жилого помещения Черноусову Д.А. будут нарушены права по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства, который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав в соответствии со ст. 19 Конституции РФ, их право может быть реализовано только в порядке очередности.

Согласно п.п. 2,3 ст. 8 ФЗ РФ № 159 –ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательным субъектом Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ от 15.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Согласно Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 –КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены таким жилым помещением.

Постановлением главы Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 утвержден порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

В соответствии с п.1.3 указанного постановления функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края.

Согласно ч.5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ в Краснодарском крае, приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 ст. 5 указанного выше закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

При выделении средств из краевого бюджета в 2011 году Крыловскому району для приобретения жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникли трудности в приобретении такого жилья в связи с отсутствием на рынке жилья, соответствующего установленным социальным нормам и отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Черноусов Д.А. имеет право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» и администрация обязана предоставить им жилые помещения по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, благоустроенные, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенные в Крыловском районе Краснодарского края, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исполнение краевого бюджета возложено на департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование муниципального образования Крыловской район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Черноусову Д.А., в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» с учетом прав других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования Крыловской район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Черноусова Дениса Анатольевича жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Крыловской районный суд в течении 10 дней со дня его вынесения.

Судья: