По делу № 2-58/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Станица Крыловская 30 января 2012 года Крыловской районный суд Краснодарского края в составе: судья Кальная Л.А. при секретаре Терновой Е.И. с участием помощника прокурора Крыловского района Беспамятновой М.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Крыловского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район Установил: В суд прокурор Крыловского района обратился с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район, МОУ СОШ № 7 Крыловского района по оснащению школы материально-техническим оборудованием и наглядными пособиями для подготовки граждан начальным знаниям в области обороны и основам военной службы. Указывает о том, что прокуратурой Крыловского района проведена проверка состояния материально-технического оснащения образовательных учреждений района необходимой для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, в ходе которой установлено, что в МОУ СОШ № 7 работа по основам военной службы и военно-патриотическому воспитанию проводится ненадлежащим образом, образовательное учреждение не оснащено учебно-методическими и наглядными пособиями, а также оборудованием для обучения начальным знаниям в области обороны. Установлено, что из учебно-наглядных пособий в МОУ СОШ № 7 отсутствуют: мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе, военно-прикладные виды спорта, военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин, несение караульной службы, набор плакатов по устройству или электронные издания модернизированного автомата Калашникова 7,62 мм (или 5,45 мм) и малокалиберной винтовки 5,6 мм, гражданская оборона, общевойсковой защитный комплект, респиратор, приборы радиационной и химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ, макет убежища в размере или в формате ЭОИ, компас, визирная линейка, электронные образовательные издания на магнитных и оптических носителях по тематике программы ЭОИ, комплект аппаратуры для демонстрации ЭОИ. Из медицинского имущества нет в наличии противохимических индивидуальных пакетов ИПП-11, сумки и комплекта медицинского имущества для оказания первой медицинской доврачебной помощи, перевязочных средств и шовных материалов, лейкопластырей, безопасной булавки, фанерной шины длиной 1 метр, манекена-тренажера для реанимационных мероприятий, знака нарукавного Красного креста, носилочной медицинской лямки, флага Красного креста. Согласно Уставу МОУ СОШ № 7 является муниципальным образовательным учреждением и финансируется учредителем, которым является администрация муниципального образования Крыловский район. В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Беспамятнова М.В. уточнила требования в части в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район по оснащению МОУ СОШ № 7 материально-техническим оборудованием и наглядными пособиями для подготовки граждан начальным знания в области обороны и основам военной службы, сославшись на вышеизложенные обстоятельства. Кроме того, пояснила о том, что постановлением главы администрации МО Крыловский район от 07.07.2010 года № 316 утверждена муниципальная целевая программа «Развитие образования в муниципальном образовании Крыловский район на 2010-2012 годы». Между тем в план указанной целевой программы мероприятия по оборудованию предметных кабинетов для обучения граждан начальным знаниям в области обороны не включены. Проведенной прокуратурой района проверка оснащенности материально-технической базы МОУ СОШ № 7 показала, что образовательное учреждение не укомплектовано учебно-материальной базой в соответствии с государственными стандартами, не соответствуют рекомендованному перечню, указанному в приложении № 1 к приказу Минобороннауки № 134 от 24.02.2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», что не способствует полноценному получению учащимися знаний по основам военной службы. В связи с изложенным она просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации в МБОУ СОШ № 7 обучения граждан начальным знаниям в области обороны и основам военной службы. Обязать администрацию муниципального Крыловский район выделить денежные средства МБОУ СОШ № 7, в срок до 01.09.2012 года, на оснащение предметного кабинета для занятий по основам военной службы и начальным знаниям в области обороны учебно-наглядными пособиями и техническим оборудованием, а именно: общевойскового защитного комплекта, респиратора, прибора радиационной и химической разведки, бытового дозиметра, макета простейшего укрытия в разрезе или формате ЭОИ, макета убежища в разрезе или формате ЭОИ, компаса, визирной линейки, противохимических индивидуальных пакетов ИПП-11, сумки и комплекта медицинского имущества для оказания первой медицинской доврачебной помощи, безопасной булавки, манекена-тренажера для реанимационных мероприятий, знака нарукавного Красного креста, флага Красного креста. В судебном заседании представитель администрации муниципального образования Крыловский район Кокошко Т.С., действующая на основании доверенности № 191/01-30-04 от 18.03.2011 года, заявление прокурора о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Крыловский район просила оставить без удовлетворения, по существу возражений пояснила суду о том, что согласно ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», ст. 31 Закона «Об образовании» предусматривается организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного, общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В данном случае речь идет о п.6.1 ст.29 Закона «Об образовании», согласно которому на субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ. Минфином Российской Федерации и Минобразования РФ были разработаны Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. В данных рекомендациях приводится формула расчета размера субвенции и формула расчета значения нормативов расходов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Данные формулы позволяют государственным органам власти субъекта РФ в области образования верно сформировать проект бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год в части, касающейся предоставления субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях. За счет средств субвенций местным бюджетам для финансового обеспечения расходов местных бюджетов на реализацию государственного стандарта общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях финансируются все виды общеобразовательных учреждений, реализующих государственный стандарт начального, основного, среднего (полного) общего образования (общеобразовательные школы, школы-интернаты, в т.ч. для детей с недостатками развития, вечерние (сменные) школы и др.). Согласно приказу от 31.08.2010 года № 55-4997/10-12-07 Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и от 01.09.2010 года № 47-9771/10-14 Департамента образования и науки Краснодарского края «О расходах, включенных в норматив подушевого финансирования» расходы на приобретение технических средств обучения, учебное оборудование и учебно-наглядные пособия и другие расходов на образовательный процесс финансируются из бюджета Краснодарского края, а к расходам, финансируемым из местного бюджета относятся расходы: на оплату работ, услуг по содержанию имущества, на оплату коммунальных услуг, расходы на текущий, капитальный ремонт имущества, на приобретение строительных материалов, подвоз учащихся, оплату горюче-смазочных материалов, расходы на приобретение оборудования, столов, стульев, посуды, запасных частей на автотранспорт, налог на землю, экологический и транспортный налоги и прочие расходы. Данные полномочия финансируются за счет краевого бюджета в полном объеме, и органы местного самоуправления не могут финансировать из своего бюджета, нельзя сказать, что администрация муниципального образования Крыловский район бездействует, так как оснащений школы материально-техническим оборудованием и наглядными пособиями для подготовки граждан начальным знаниям в области обороны и основам военной службы происходит за счет субвенций, выделяемых из краевого бюджета. В судебном заседании директор МБОУ СОШ № 7 Задорожная Е.П. по существу требований, изложенных в заявлении, пояснила суду о том, что обучение учащихся начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности по региональной авторской программе Л.В.Багдасарова. Для кабинета ОБЖ был приобретен комплект плакатов, рекомендованных Департаментом образования и науки Краснодарского края: «Военная присяга», «Боевое знамя», «Место для обучения обязанностям дневального», «Гражданская оборона», «Тактическая подготовка», «Военная топография», «Медицинская подготовка», «Вооруженные силы Российской Федерации», «Уставы Вооруженных Сил», «Огневая подготовка», «Строевая подготовка. Эти плакаты размещены на стендах кабинета ОБЖ по схеме, рекомендованной Департаментом образования и науки Краснодарского края. Кроме того, в кабинете ОБЖ имеются: папка с нормативно-правовыми документами (приказы, распоряжения, постановления, инструкции); ММГ АК (макет малогабаритный автомата Калашникова); ВП (винтовка пневматическая); набор плакатов «Огневая подготовка», Набор плакатов «Медицинская подготовка», набор плакатов «Военная форма одежды», комплект «Ордена и медали» в печатном и электронном виде; комплект «Военные звания и знаки различия», комплект «Арсенал России»; общевойсковые уставы в печатном и электронном виде; учебники по ОБЖ. В распоряжении учителей школы, в том числе и учителя ОБЖ, два интерактивных кабинета, оборудованных компьютерами, медиапроекторами, интерактивными досками, компьютерный класс с выходом в Интернет. В школьном медицинском кабинете имеются: аптечка для оказания первой медицинской доврачебной помощи, перевязочные средства, шины для рук и для ног, жгут кровоостанавливающий, носилки санитарные. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям: В соответствии со ст.254 ГПК РФ предусмотрено право гражданина, организации оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления в случае нарушения прав и свобод. Статьей 255 ГПК РФ к бездействию, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействия, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность. Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание. Законом Российской Федерации «Об образовании» закреплено получение обучающимися в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны. Установлено, что муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 является муниципальным образовательным учреждением, учредителем является администрация муниципального образования Крыловский район. В соответствии со ст.15 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам относится к вопросам местного значения. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования учебно-материальная база должна быть укомплектована в соответствии с государственными стандартами, рекомендованными Перечнем, указанным в приложении № 1 к Приказу Минобрнауки № 134 от 24.02.2010 года. Отсутствие надлежащего оснащения материально-технической базы в образовательном учреждении не способствует полноценному получению учащимися начальных знаний в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в МОУ СОШ № 7 отсутствуют учебно-наглядные пособия и техническое оборудование, а именно: общевойсковой защитный комплект, респиратор, прибор радиационной и химической разведки, бытовой дозиметр, макет простейшего укрытия в разрезе или формате ЭОИ, макет убежища в разрезе или формате ЭОИ, компас, визирная линейка, противохимические индивидуальные пакеты ИПП-11, сумка и комплект медицинского имущества для оказания первой медицинской доврачебной помощи, безопасная булавка, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий, знак нарукавного Красного креста, флаг Красного креста. В соответствии со ст.45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также неопределенного круга лиц. Судебная защита прав, свобод и законных интересов является одной из форм прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением Законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности. С учетом установленных обстоятельств суд считает, что имеются основания для признания незаконным бездействия администрации МО Крыловский район в ненадлежащем выполнении полномочий по организации в МБОУ СОШ № 7 обучения начальным знаниям в области обороны и основам военной службы. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, ст.258 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район, выразившееся в ненадлежащем выполнении полномочий по организации в МБОУ СОШ № 7 обучения граждан начальным знаниям в области обороны и основам военной службы. Обязать администрацию муниципального образования Крыловский район выделить денежные средства МБОУ СОШ № 7, в срок до 01.09.2012 года, на оснащение предметного кабинета для занятий по основам военной службы и начальным знаниям в области обороны учебно-наглядными пособиями и техническим оборудованием, а именно: общевойскового защитного комплекта, респиратора, прибора радиационной и химической разведки, бытового дозиметра, макета простейшего укрытия в разрезе или формате ЭОИ, макета убежища в разрезе или формате ЭОИ, компаса, визирной линейки, противохимических индивидуальных пакетов ИПП-11, сумки и комплекта медицинского имущества для оказания первой медицинской доврачебной помощи, безопасной булавки, манекена-тренажера для реанимационных мероприятий, знака нарукавного Красного креста, флага Красного креста. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Краснодарского краевого суда, путем подачи жалобы через Крыловской районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Срок изготовления решения в окончательной форме 03.02.2012 года. Судья