решение по иску прокурора Крыловского района к Новопашковскому сельскому пселению о признании бездействия по вывозу мусора незаконным



По делу № 2-255/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Крыловская 17 мая 2012 года

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:

судья Кальная Л.А.

при секретаре Терновой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Крыловского района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства

установил:

В суд прокурор Крыловского района обратился с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации Новопашковского сельского поселения и понуждении к устранению нарушений природоохранного законодательства. Указывает о том, что прокуратурой район проведена плановая проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В ходе проверки обследована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, расположенная в северо-восточной части ст.Новопашковской площадью 1,5 га на расстоянии 1 км от населенного пункта. В нарушение требований СаНПиН 2.1.7.1038-01 «гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий» свалка не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за эксплуатацией свалки, отсутствуют подъездные пути с твердым покрытием, отсутствует ограждение вокруг свалки, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта. Обследованная свалка свидетельствует о том, что администрацией МО Новопашковского сельского поселения не организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Нарушения законодательства об отходах производства и потребления не обеспечивают права граждан на благоприятную окружающую среду и создают неблагоприятную экологическую обстановку на территории муниципального образования Новопашковское сельское поселение. Во исполнение задач, возложенных на органы прокуратуры, поскольку бездействием органа местного самоуправления нарушены права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, решение через органы местного самоуправления вопросов местного значения, охрану окружающей среды, прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ обращается в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Просит признать бездействие органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Новопашковское сельского поселения по решению вопроса местного значения – организации сбора и вывоза отходов производства и потребления незаконным. Обязать администрацию МО Новопашковского сельского поселения Краснодарского края решить вопрос местного значения – организовать сбор и вывоз твердых отходов производства и потребления, ликвидировать несанкционированную свалку до 901.01.2013 года.

В судебное заседание заявитель не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

В судебном заседании глава Новопашковского сельского поселения Корсун И.В. не согласился с доводами, изложенными в заявлении, просил заявление оставить без удовлетворения, по существу своих возражений пояснив суду следующее: в соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрация поселения исполняет свои полномочия в сфере обращения с отходами по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на площадку, расположенную на территории Крыловского сельского поселения. С этой целью с МУП «Коммунальщик» Крыловского сельского поселения заключен договор № 22 от 10.01.2012 года на оказание услуг по предоставлению площадки для сбора и складирования твердых бытовых отходов и мусора. Распоряжением администрации сельского поселения от 10.01.2012 года № 3-р утвержден график сбора твердых бытовых отходов и мусора по улицам станицы Новопашковской, ТБО вывозятся передвижным транспортом. Определен перечень пре6дприятий и организаций всех форм собственности, осуществляющих сбор и вывоз бытовых отходов своими силами; осуществляется регулярная очистка от отходов территории сельского поселения в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями: еженедельно (по субботам) с 15.00 час трактор администрации сельского поселения с оборудованной тележкой производит сбор отходов и бытового мусора. В заявлении прокурора указывается о том, что в соответствии со ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, обезвреживанию, хранению и захоронению. Однако согласно п.14 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района. Кроме того, просит учесть, что для предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду администрация сельского поселения организовала работы по благоустройству и оборудованию площадки для сбора биологических отходов на территории бывшей МТФ № 3. Произведено ограждение площадки, закуплены 2 контейнера на сумму 8600 рублей, заключен договор с предприятием «Тимашевский белок» ООО «Кубанская экологическая компания» на вывоз отходов. В целях недопущения возникновения несанкционированных свалок, создающих угрозу окружающей среде, жизни и здоровью граждан, администрация поселения во взаимодействии с органами территориального общественного самоуправления проводит работу по их выявлению. Так, с территории поселения были вывезены пестициды, на что израсходовано согласно принятой целевой программе «Утилизация бесхозяйственных неликвидных пестицидов, находящихся на территории Новопашковского сельского поселения на 2010-2011 годы» 90,0 тыс.рублей. В 2012 году утверждена целевая программа «Благоустройство площадки для временного хранения твердых бытовых отходов в Новопашковском сельском поселении» на 2012-2014 годы». Также просит учесть, что разделение собранных отходов на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и др.) не представляется возможным из-за отсутствия денежных средств в бюджете поселения. Кроме того, следует отметить, что площадка, где находится свалка, существует более 40 лет, она сложилась исторически, жители привычно самостоятельно вывозят отходы и мусор со своих дворов. Администрация поселения не может содержать площадку из-за недостаточности средств в бюджете поселения. Поэтому, он считает, что администрация поселения не бездействует по вопросам соблюдения природоохранного законодательства.

Выслушав представителя администрации Новопашковского сельского поселения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии со ст.254 ГПК РФ в суде может быть оспорено действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, в случае нарушения прав и свобод гражданина. Согласно ст.255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органа местного самоуправления, должностных лиц, относятся действия (бездействие), в результате которых нарушаются права и свободы гражданина.

Материалами дела установлено, что на территории Новопашковского сельского поселения Крыловского района, в северо-восточной части станицы Новопашковской, на расстоянии 1 км от населенного пункта, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых площадью 1,5 га. Указанная свалка не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за эксплуатацией свалки, отсутствуют подъездные пути с твердым покрытием, отсутствует ограждение вокруг свалки, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта.

Статьей 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения поселения, к которым в соответствии с п.18 указанной статьи относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе и радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Выявленные нарушения при обследовании несанкционированной свалки в станице Новопашковской свидетельствуют о том, что администрацией муниципального образования Новопашковского сельского поселения не выполняются требования вышеуказанных федеральных законов, и таким образом не обеспечиваются права граждан на благоприятную окружающую среду, создается неблагоприятная экологическая обстановка на территории муниципального образования, что не соответствует ст.42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что имеются основания для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления – администрации муниципального образования Новопашковского сельского поселения Краснодарского края по решению вопросов местного значения в части организации сбора и вывоза отходов производства.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, ст.258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать бездействие органа местного самоуправления администрации муниципального образования Новопашковское сельское поселение Краснодарского края по решению вопроса местного значения – организации сбора и вывоза отходов производства и потребления незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования Новопашковское сельское поселение Краснодарского края решить вопрос местного значения, организовать сбор и вывоз твердых отходов производства и потребления, ликвидировать несанкционированную свалку до 01.01.2013 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Срок изготовления мотивированного решения 22 мая 2012 года.

Судья