По гражданскому делу № 2-407/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ст. Крыловская «14» августа 2012 года Крыловской районный суд Краснодарского края в составе: судьи Васюниной А.В. при секретаре Петенко Е.М. с участием помощника прокурора Крыловского района Бескоровайного М.С. представителя ответчика администрации муниципального образования Крыловской район Датченко А.А.рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Крыловского района в интересах Савченко Анастасии Ивановны к администрации муниципального образования Крыловской район, Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Прокурор Крыловского района Краснодарского края в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в Крыловской районный суд с иском в интересах Савченко А.И.к администрации муниципального образования Крыловской район, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на необходимость обеспечения Савченко А.И. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением в Крыловской районе в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» и Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы». В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Бескоровайный М.С. просил суд в целях реализации прав Савченко А.И. на обеспечение жилым помещением обязать администрацию муниципального образования Крыловской район и Департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Савченко А.И. жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании Крыловской район за счет средств бюджета Краснодарского края, в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани», и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Савченко А.И. в судебное заседание не явилась, предоставила суду заявление с просьбой дело рассмотреть без ее участия, на удовлетворении своих исковых требований настаивала. Представитель ответчика администрации муниципального образования Крыловской район Датченко А.А. действующий на основании доверенности от 03.077.2012 года № 661/01-30-04 исковые требования не признал и показал суду, что Администрация муниципального образования Крыловский район не согласна с заявленными исковыми требованиями о возложении обязанности предоставить жилые помещение площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям по следующим основаниям. В ст.1 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" с изменениями от 29 декабря 2009 г., 1 марта 2011 г.) даны определения категорий лиц, на которых распространяется настоящий Закон. Пунктом 5 Ст. настоящего закона закреплено, что приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Пунктом 7 статьи 5 настоящего Закона закреплено, что предоставление лицам, указанным в части 2 настоящей статьи жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 июля 2009 г. N 653, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее -органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями, на что в заявлении указывает прокурор. Но в силу главы 3 настоящего порядка, определен Порядок формирования списков граждан -претендентов на предоставление жилого помещения по договору социального найма, согласно которого орган местного самоуправления исходя из количества жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретенных (построенных) за счет субвенций из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам, указанным в разделе 1 настоящего Порядка, извещения о включении их в список граждан - претендентов на получение жилого помещения по договору социального найма (далее - извещение), в которых указываются основные характеристики жилых помещений (адрес, этажность, общая и жилая площадь, количество комнат). В соответствии с пунктом 5.3. Порядка органы местного самоуправления осуществляют учет расходования средств в соответствии с действующим законодательством и представляют в Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края срок его представления определяются вышеуказанным министерством. Согласно статье 19 главе 4 определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Пункт 5 настоящей статьи закрепляет, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Администрация муниципального образования, как орган местной исполнительной власти не приобретал помещения, предназначенные для данной категории граждан ввиду отсутствия финансирования на настоящие статьи расходов из средств краевого бюджета, тем самым согласно Порядку предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма список граждан -претендентов на предоставление жилого помещения по договору социального найма сформирован, информация в департамент семейной политики Краснодарского края о количестве граждан нуждающихся в приобретении жилья направлена. Согласно данному порядку администрация выполняет возложенные на нее государственные полномочия. Приобретать жилые помещения за счет средств бюджета муниципального образования Крыловский район администрация не имеет права, так как расходование средств на осуществление государственных полномочий Уставом муниципального образования Крыловский район не разрешено. Тем самым в случае расходования бюджетных средств на данные цели произойдет нарушение бюджетного законодательства. Соответственно требование прокурора не обоснованно, так как администрация исполняет возложенные на нее обязанности. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований отказать Представитель министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края Гонтарь А.О. действующий на основании доверенности от 20.07.2012 года № 204-885/12-16.1-12 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, предоставил суду отзыв на исковое заявление, в котором с исковыми требованиями не согласился по следующим основаниям: в период времени до передачи полномочий в части обеспечения жильем граждан указанной категории, субъектам РФ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны были обеспечиваться жилыми помещениями органами местного самоуправления. До 2005 года муниципальные образования края решали эту проблему самостоятельно, в основном, по остаточному принципу. С 1.01.2005 года в соответствии с ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ полномочия в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы субъектам РФ. На момент передачи численность граждан этой категории составляла около 500 человек и некоторые граждане стояли на учете с 1987 года. В настоящее время она составляет 3246 человек. В 2009 года действует Краевая программа «Дети-Кубани». В 2011 году в рамках указанной программы на обеспечение жильем выделено 484600 тысяч рублей, за счет которых планируется обеспечить жильем не менее 500 человек. Краевая целевая программа «Дети-Кубани» рассчитана до 2013 года и начиная с 2012 года ежегодно из краевого бюджета предполагается выделение муниципальным образованиям денежных средств в сумме 1 млрд. рублей на указанные цели для обеспечения жильем не менее 1000 человек. С 2007 по 2008 год из краевого бюджета на приобретение жилого помещения в собственность детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей денежные средства муниципальному образованию Крыловской район не выделялись, так как в других муниципальных образованиях очередники состоят на льготном учете с 1987 года. Поэтому за указанные годы жилье для указанной категории граждан в Крыловском районе не приобреталось. В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» субвенций на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма предоставляются муниципальным образованиям из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Крыловской район, в качестве нуждающихся в жилы помещениях с наиболее ранней датой постановки на учет. Поэтому они полагают, что требования прокурора Крыловского района о внеочередном предоставлении жилого помещения Савченко А.И., которая в очереди стоит под № 36, будет ущемлять интересы других лиц, которые стали на учет раньше. В 2012 году муниципальному образованию Крыловской район из краевого бюджета на приобретение жилых помещений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лицам из их числа выделены денежные средства в сумме 6 миллионов 534 рубля. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Савченко А.И.., в интересах которой прокурором Крыловского района подан настоящий иск в соответствии с требованиями ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей» относится к категории граждан «лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лица». Постановлением главы муниципального образования Крыловской район от 02.03.2012 года № 112 Савченко А.И. была принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе. Однако, суд полагает, что внеочередным предоставлением жилого помещения Савченко А.И.. будут нарушены права по обеспечению жильем впереди стоящих очередников по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вытекающие из принципа равенства, который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав в соответствии со ст. 19 Конституции РФ, их право может быть реализовано только в порядке очередности. Согласно п.п. 2,3 ст. 8 ФЗ РФ № 159 –ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же дети, находящиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства площадью не ниже установленных социальных норм, гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательным субъектом Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края № 805-КЗ от 15.12.2004 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Согласно Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748 –КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» таким лицам предоставляются жилые помещения по договорам социального найма, если они не были ранее обеспечены таким жилым помещением. Постановлением главы Краснодарского края от 30.07.2009 года № 653 утвержден порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма. В соответствии с п.1.3 указанного постановления функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края. Согласно ч.5 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ в Краснодарском крае, приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 ст. 5 указанного выше закона, осуществляется за счет средств краевого бюджета, в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. В 2012 году муниципальному образованию Крыловской район было выделено 6 млн.534 тысячи рублей для приобретения жиль лицам, указанной категории Савченко А.И. имеет право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» и администрация обязана предоставить ей жилые помещения по договорам социального найма не ниже установленных социальных норм, благоустроенные, применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенные в Крыловском районе Краснодарского края, за счет средств бюджета Краснодарского края, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исполнение краевого бюджета возложено на Министерство по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование муниципального образования Крыловской район для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, с целью приобретения (строительства) соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Савченко А.И. в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» с учетом прав других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Обязать администрацию муниципального образования Крыловской район, Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края предоставить Савченко Анастасии Ивановне жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» в рамках целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Крыловской районный суд в течении 30 дней со дня его вынесения через Крыловской районный суд. Судья: