К делу № 2-391/12 судьи Павловской И.Н., при секретаре Шайхутдиновой Л.М., с участием помощника прокурора Крыловского района Бескоровайного М.С., с участием представителя ответчика - и.о. главы МО администрации Октябрьского сельского Кибец Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Октябрьское сельское поселение Крыловского района о возложении обязанности по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог местного значения общего пользования, УСТАНОВИЛ: В Крыловский районный суд с заявлением обратился прокурор Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Октябрьское сельское поселение Крыловского района о возложении обязанности по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог местного значения общего пользования. Прокуратурой Крыловского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Октябрьского сельского поселения. В процессе проведения проверки установлено, что Октябрьском сельском поселении сложилась неудовлетворительная дорожно-транспортная ситуация, связанная с отсутствием горизонтальной дорожной разметки, недостатком дорожных знаков на дорогах и улицах сельского поселения. Отсутствие указанных технических средств организации дорожного движения создает неблагоприятную ситуацию, влекущую совершение дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организации дорожного движения. Правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров дорожных ограждений и направляющих устройств»: - на ул. Ленина напротив поликлиники, ул. Красногвардейская напротив №, ул. Кондратюка напротив МОУ СОШ №7, ул. Карла Маркса напротив № отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.25, обозначающая искусственные неровности на проезжей части; - на всём протяжении ул. Ленина, ул. Кондратюка, ул. Красногвардейская отсутствует горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений; - на перекрёстках ул. Ленина и ул. Пушкина, ул. Красный Дундич и ул. Индустриальной отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу»; - на перекрёстке ул. Кондратюка и ул. Красногвардейской отсутствует дорожный знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Вышеперечисленные улицы являются собственностью администрации МО Октябрьского сельского поселения. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», одним из полномочий, решение которого находится в компетенции органов местного самоуправления сельского поселения, является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность органов местного самоуправления по использованию автомобильных дорог являются Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ), Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в РФ» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ). Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно ст. 3, 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Необходимо отметить, что ОГИБДД отдела МВД России по Крыловскому району информировало администрацию Октябрьского сельского поселения о многочисленных нарушениях при содержании дорог в пределах границ сельского поселения. Однако, в должное состояние дороги не приведены. Вышеизложенное в совокупности, указывает на нарушение требований ст.ст. 3, 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органами местного самоуправления Крыловского сельского поселения, в результате их бездействия. Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 года №138-ФЗ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц. Судебная защита прав, свобод и законных интересов является одной из форм прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности. Прокурор Крыловского района просил суд обязать администрацию Октябрьское сельское поселение в срок до ДД.ММ.ГГГГ года оборудовать техническими средствами, в том числе дорожными знаками следующие участки дорог поселения: - на ул. Ленина напротив поликлиники, ул. Красногвардейская напротив №, ул. Кондратюка напротив МОУ СОШ №7, ул. Карла Маркса напротив № отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.25, обозначающая искусственные неровности на проезжей части; - на перекрёстках ул. Ленина и ул. Пушкина, ул. Красный Дундич и ул. Индустриальной отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу»; - на перекрёстке ул. Кондратюка и ул. Красногвардейской отсутствует дорожный знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». . В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию Октябрьского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать техническими средствами, в том числе дорожными знаками участки дорог поселения, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. В судебном заседании ответчик - и.о. главы МО администрации Октябрьского сельского Кибец Н.И. с исковыми требованиями прокурора Крыловского района согласился, не возражал против их удовлетворения. Суд, исследовав материалы гражданского дела, а также заслушав заключение помощника прокурора Крыловского района по иску в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Октябрьское сельское поселение Крыловского района о возложении обязанности по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог местного значения общего пользования. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», одним из полномочий, решение которого находится в компетенции органов местного самоуправления сельского поселения, является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность органов местного самоуправления по использованию автомобильных дорог являются Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 года №196-ФЗ), Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в РФ» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 года №257-ФЗ). Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно ст. 3, 6, 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Судом установлено, что Прокуратурой Крыловского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Октябрьского сельского поселения. В процессе проведения проверки установлено, что Октябрьском сельском поселении сложилась неудовлетворительная дорожно-транспортная ситуация, связанная с отсутствием горизонтальной дорожной разметки, недостатком дорожных знаков на дорогах и улицах сельского поселения. Отсутствие указанных технических средств организации дорожного движения создает неблагоприятную ситуацию, влекущую совершение дорожно-транспортных происшествий. Кроме того, выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52289-04 «Технические средства организации дорожного движения. Правил применения дорожных знаков, разметки, светофоров дорожных ограждений и направляющих устройств»: - на ул. Ленина напротив поликлиники, ул. Красногвардейская напротив №, ул. Кондратюка напротив МОУ СОШ №7, ул. Карла Маркса напротив № отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.25, обозначающая искусственные неровности на проезжей части; - на всём протяжении ул. Ленина, ул. Кондратюка, ул. Красногвардейская отсутствует горизонтальная дорожная разметка, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений; - на перекрёстках ул. Ленина и ул. Пушкина, ул. Красный Дундич и ул. Индустриальной отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу»; - на перекрёстке ул. Кондратюка и ул. Красногвардейской отсутствует дорожный знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Вышеперечисленные улицы являются собственностью администрации МО Октябрьского сельского поселения. В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал факты, изложенные в актах инспектора ОГИБДД отдела МВД по Крыловскому району, согласился с исковыми требованиями прокурора Крыловского района. Кроме того, ОГИБДД отдела МВД России по Крыловскому району информировало администрацию Октябрьского сельского поселения о многочисленных нарушениях при содержании дорог в пределах границ сельского поселения. Однако, в должное состояние дороги не приведены. Исходя из вышеизложенного, суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований об обязании администрации Октябрьского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать техническими средствами, в том числе дорожными знаками участки дорог поселения, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Крыловского района в интересах неопределенного курга лиц к администрации муниципального образования Октябрьское сельское поселение Крыловского района о возложении обязанности по обеспечению должного уровня содержания муниципальных дорог местного значения общего пользования, удовлевторить. Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения Крыловского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать техническими средствами, в том числе дорожными знаками следующие участки дорог поселения: - на ул. Ленина напротив поликлиники, ул. Красногвардейская напротив №, ул. Кондратюка напротив МОУ СОШ №7, ул. Карла Маркса напротив № отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.25, обозначающая искусственные неровности на проезжей части; - на перекрёстках ул. Ленина и ул. Пушкина, ул. Красный Дундич и ул. Индустриальной отсутствуют дорожные знаки 2.4 «Уступите дорогу»; - на перекрёстке ул. Кондратюка и ул. Красногвардейской отсутствует дорожный знак 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Краснодарского краевого суда, путем подачи жалобы через Крыловской районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья-подпись Копия верна: Судья И.Н.Павловская