По делу № 2-301/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Станица Крыловская 05 июля 2012 года Крыловской районный суд Краснодарского края в составе: судья Кальная Л.А. при секретаре Терновой Е.И. с участием помощника прокурора Крыловского района Бескоровайного М.С. Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Крыловского района о признании незаконным бездействия отдела МВД России по Крыловскому району по созданию условий по оказанию доврачебной помощи лицам, содержащимся в ИВС отдела МВД России по Крыловскому району Установил: В суд прокурор Крыловского района обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к отделу МВД России по Крыловскому району о признании незаконным бездействия отдела МВД России по Крыловскому району по созданию условий по оказанию доврачебной помощи лицам, содержащимся в ИВС отдела МВД России по Крыловскому району. Указывает о том, что прокуратурой району проведена проверка соблюдения законности при содержании под стражей лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений в условиях ИВС отдела МВД России по Крыловскому району. При проверке ИВС отдела МВД России по Крыловскому району выявлены нарушения ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», санитарно-эпидемиологических правил и норм. ИВС по Крыловскому району предназначен для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, для этих целей оборудованы 4 камеры. Нередко имеют место случаи нарушения норм обеспечения арестованных санитарной площадью на одного человека (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с требованиями закона норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: отсутствует шкаф для хранения постельного белья, не упорядочено хранение постельных принадлежностей – чисто постельное белье хранится вместе с грязным. Нарушены условия доставки чисто белья, отсутствуют специальные мешки для доставки грязного белья, на момент проверки чистое белье отсутствовало. Стирка белья осуществляется на базе химчистки – прачечной <данные изъяты> ст.Кущевской, предоставлен договор оказания услуг прачечной № от ДД.ММ.ГГГГ. Камеры ИВС не оборудованы шкафами для хранения продуктов. Отдел МВД России по Крыловскому району является федеральным бюджетным учреждением и в соответствии со ст.120, 296 ГК РФ владеет, пользуется имуществом (зданиями), переданным ему на праве оперативного управления, что подтверждается решением малого совета районного Совета народных депутатов № 16 от 12.03.1992 года, постановлениями главы Крыловского района № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что в ИВС отсутствует медицинский кабинет, отсутствует лицензия на оказание доврачебной помощи лицам, содержащимся в условиях ИВС. Бездействие отдела МВД России по Крыловскому району нарушает положения ч.1 ст.41 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Также выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания лиц, содержащихся в условиях ИВС, не упорядочено хранение чистой и грязной посуды. Обработка посуды и оборотной тары проводится с нарушениями требований СанПин 2.3.6.1079-01 п.п.6.14, 6.15,6.19, п.6.22; не выдерживается температура воды в моечных раковинах (ниже 40-65С), не проводится ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции. Отсутствует гибкий шланг с душевой насадкой. В конце рабочего дня после ужина не проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов. Не проведена маркировка разделочных досок, ножей. Неправильно обрабатывается и хранится ветошь для мытья посуды. Помещение для раздачи пищи находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, захламлено посторонними вещами, проводится некачественная уборка и дезинфекция. Лицо, ответственное за соблюдение выполнения санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих качественное и безопасное хранение готовой продукции, соблюдение правил личной гигиены работников, осуществляющих раздачу пищи, соблюдение требований санитарного законодательства, не определено, кому-либо из персонала ИВС в должностные обязанности данные функции не вменены. Отсутствует помещение для хранения уборочного инвентаря, не соблюдена сигнальная маркировка уборочного инвентаря туалетов. Отсутствует договор на проведение дератизации, дезинсекции уполномоченной на то организацией. Прокуратурой района в 2011 году выявлялись нарушения, указанные выше, в адрес начальника отдела МВД России по Крыловскому району вносилось представление об устранении нарушений закона. На протяжении длительного времени со стороны отдела МВД России по Крыловскому району не принимаются меры к устранению указанных нарушений. Бездействие влечет за собой нарушение прав лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, число которых постоянно меняется, т.е. нарушает права неопределенного круга лиц. На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие отдела МВД России по Крыловскому району, выразившееся в отсутствии лицензии на оказание доврачебной помощи, необорудовании ИВС отдела МВД России по Крыловскому району медицинским кабинетом и санитарно-эпидемиологическим пропускником, не приведением камер для содержания следственно-арестованных лиц в соответствие с требованиями санитарной площади на одного человека (4 кв.м), отсутствии лица, ответственного за соблюдение и выполнение санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих качественное и безопасное хранение готовой продукции, соблюдение правил личной гигиены работников, осуществляющих раздачу пищи, соблюдение требований санитарного законодательства. Обязать отдел МВД России по Крыловскому району устранить в полном объеме допущенные нарушения путем устройства в ИВС отдела МВД России по Крыловскому району медицинского кабинета и санитарно-эпидемиологического пропускника, получения в установленном порядке лицензии на оказание доврачебной помощи, приведением камер для содержания следственно-арестованных лиц в соответствие с требованиями санитарной площади на одного человека (4 кв.м), включение в штатное расписание персонала ИВС отдела МВД России по Крыловскому району лица, ответственного за соблюдение и выполнение санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих качественное и безопасное хранение готовой продукции, соблюдение правил личной гигиены работников, осуществляющих раздачу пищи, соблюдение требований санитарного законодательства, либо вменения соответствующих обязанностей работникам отдела МВД России по Крыловскому району. В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Бескоровайный М.С. поддержал требования, сославшись на вышеуказанные обстоятельства, уточнил исковые требования в части признания незаконным бездействия отдела МВД России по Крыловскому району, выразившееся: в необорудовании ИВС отдела МВД России по Крыловскому району медицинским кабинетом и санитарно-эпидемиологическим пропускником; не приведением камер для содержания следственно-арестованных лиц в соответствие с требованиями санитарной площади на одного человека (4 кв.м); не обеспечению соблюдения санитарно-гигиенических требований администрацией, личным составом ИВС. Просит обязать отдела МВД России по Крыловскому району устранить в полном объеме допущенные нарушения путем устройства в ИВС отдела МВД России по Крыловскому району медицинского кабинета и санитарно-эпидемиологического пропускника (срок устранения нарушений до 01.03.2013 года); приведением камер для содержания следственно-арестованных лиц в соответствие с требованиями санитарной площади на одного человека (4 кв.м), оборудование санитарных узлов камер необходимыми условиями приватности (срок устранения нарушений до 01.12.2012 года. В судебном заседании представитель ОМВД Росси по Крыловскому району Варковская А.С., действующая на основании доверенности от 02.02.2012 года № 1, не согласилась с исковыми требованиями прокурора, по существу своих возражений пояснила следующее: в своем заявлении прокурор указывает о том, что нередко имеют место нарушения норм обеспечения арестованных санитарной площадью на одного человека. В связи с приостановлением деятельности ИВС отдела МВД России по Павловскому району такое бывает, но только в исключительных случаях. Руководство отдела не бездействует в решении вопросов, связанных с деятельностью ИВС, неоднократно обращались в администрацию Крыловского района с запросами о выделении из местного бюджета денежных средств для приведения ИВС в соответствие с требованиями Федерального Закона, на что получало отказы. В 2012 году отдел обращался к администрации района о выделении денежных средств для ИВС (исх.номер № от ДД.ММ.ГГГГ), получен отказ. Направлено письмо заместителю начальника ЦАХ и ТО с просьбой оборудовать камеры ИВС системами принудительного охлаждения. Что касается требования о получении лицензии на осуществление медицинской деятельности, то в этой части необходимы значительные финансовые затраты. В настоящее время не представляется возможным получение лицензии ввиду отсутствия финансирования, так как смета на год составляется в конца года на будущий год. В соответствии с указанием МВД России от 01.01.2011 года № 12/1 «О лицензировании медицинской деятельности спецучреждений милиции» права лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Крыловскому району, на получение медицинской помощи реализованы путем заключения договора на оказание медицинской, в том числе неотложной помощи с лечебным учреждением МУ «Крыловская ЦРБ» (договор № от ДД.ММ.ГГГГ). Поэтому с учетом вышеизложенного, полагает, что незаконного бездействия со стороны отдела ОМВД России по Крыловскому району не имеется, в удовлетворении заявления прокурора просит отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным бездействия отдела МВД России по Крыловскому району подлежат оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям: Как установлено материалами дела, в суд прокурор обратился с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия отдела МВД России по Крыловскому району, выразившегося в не оборудовании ИВС отдела МВД России по Крыловскому району медицинским кабинетом, санитарно-эпидемиологическим санпропускником; не приведением камер для содержания следственно-арестованных лиц в соответствие с требованиями санитарной площади на одного человека (4 кв.м); не обеспечению соблюдения санитарно-гигиенических требований администрацией, личным составом ИВС. В предъявленном иске заявлено требование о признании незаконным бездействия отдела МВД России по Крыловскому району, и данное требование вытекает из положений ст.254-255 ГПК РФ, которые определяют круг решений, действий (бездействий), оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства в случаях: нарушения прав и свобод гражданина, создания препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконному к возложению на гражданина какой-либо обязанности или незаконного привлечения к ответственности. По смыслу закона под бездействием понимается несовершение действий, выполнение которых относится к функциям органов государственной власти, должностных лиц. Между оспариваемым бездействием государственных органов и их должностных лиц и наступившими неблагоприятными последствиями для граждан должна существовать прямая причинная связь. В исковом заявлении бездействие отдела МВД России обосновано нарушением положений ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Но ни материалами дела, ни в судебном заседании не установлено, что неопределенный круг лиц, а именно подозреваемых или обвиняемых, содержащихся в ИВС отдела МВД России по Крыловскому району, получил отказ в оказании медицинской помощи. Установлено, что право содержащихся в ИВС на получение медицинской помощи реализовано путем заключения договора на оказание медицинской, в том числе неотложной помощи с лечебным учреждением МУ «Крыловская ЦРБ». Как следует из искового заявления, в связи с выявленными нарушениями требований ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «Об основах охраны здоровья граждан», санитарно-эпидемиологических правил и норм, прокурор считает необходимым прибегнуть к судебному понуждению устранения нарушений действующего законодательства. Просит обязать отдел МВД России по Крыловскому району устроить медицинский кабинет и санитарно-эпидемиологический пропускник; привести камеры для содержания следственно-арестованных в соответствии с требованиями санитарной площади на одного человека, оборудовать санитарные узлы камер необходимыми условиями приватности. В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Как установлено из требований прокурора, а при обращении с иском именно прокурор обосновывает и формулирует требование, которое излагает в исковом заявлении, заявлен иск об обязании отдела ОМВД России по Крыловскому району устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил, устроить медицинский кабинет, для осуществления деятельности которого необходимо получение лицензии. Однако в сфере нарушения санитарных норм и правил, охраны здоровья граждан такой способ защиты права не отвечает требованиям ст.12 ГК РФ, согласно положениям которой защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также специальными нормами права. Такой способ защиты права как требование обязать устроить медицинский кабинет, санитарно-эпидемиологический пропускник, привести камеры для содержания следственно-арестованных в соответствии с требованиями санитарной площади на одного человека, оборудовать санитарные узлы камер необходимыми условиями приватности – действующим законодательством не предусмотрен. Из искового заявления следует, что требования обоснованы необходимостью предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, что является предметом гражданского законодательства. Такие исковые требования предъявляются и рассматриваются в соответствии с положениями ст.1065 ГК РФ. Данная норма предусматривает способ защиты прав и законных интересов лиц в виде запрещения деятельности, создающей такую опасность. Поскольку из материалов дела, искового заявления установлено, что при проверке ИВС ОМВД России по Крыловскому району выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, прокурор вправе реагировать на данное нарушение либо путем предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц о запрещении эксплуатации помещения ИВС в порядке гражданского судопроизводства, либо в порядке административного судопроизводства путем привлечения к административной ответственности. Но в заявленном иске не ставится требование о запрете деятельности, создающей угрозу причинения вреда, а заявлено требование обязать ответчика исполнить предписания публично-правовых норм, что не подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Исходя из вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным бездействия отдела МВД России по Крыловскому району. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ, суд Решил: Исковые требования прокурора Крыловского района о признании незаконным бездействия отдела МВД России по Крыловскому району, выразившегося в не оборудовании ИВС отдела МВД России по Крыловскому району медицинским кабинетом, санитарно-эпидемиологическим санпропускником; не приведением камер для содержания следственно-арестованных лиц в соответствие с требованиями санитарной площади на одного человека (4 кв.м); не обеспечению соблюдения санитарно-гигиенических требований администрацией, личным составом ИВС; обязании отдела МВД России по Крыловскому району устроить медицинский кабинет и санитарно-эпидемиологический пропускник; привести камеры для содержания следственно-арестованных в соответствии с требованиями санитарной площади на одного человека, оборудовать санитарные узлы камер необходимыми условиями приватности - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня изготовлении я решения в окончательной форме. Срок принятия мотивированного решения 10 июля 2012 года. Судья