о признании бездействия, выраженное в неисполнении предписания должностного лица, упалномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологоичкий надзор, в интересах неопределенного круга лиц.



Дело № 2-10-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск

13 января 2011 года.

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего: федерального судьи Шугалеева В.С.

При секретаре: Гросс О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Сельскохозяйственному производственному кооперативу « <данные изъяты>» о признании бездействия, выраженное в неисполнении п.1, п.2, п.3, п.5, п.6,п.8, п.10,п.12 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № <данные изъяты> от <данные изъяты> года в отношении неопределенного круга лиц незаконными, связывании ответчика устранить предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № <данные изъяты> от <данные изъяты> года в указанные сроки, суд

УСТАНОВИЛ:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> через своего представителя по доверенности ФИО2, (далее по тексту Роспотребнадзор) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в Краснотуранский районный суд с исковым заявлением к Сельскохозяйственному производственному кооперативу « <данные изъяты>»(далее по тексту СПК « <данные изъяты>») о признании бездействия ответчика, выраженное в неисполнении п.1, п.2, п.3, п.3, п.6,п.8, п.10,п.12 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № <данные изъяты> от <данные изъяты> года в отношении неопределенного круга лиц, незаконными, и связывании ответчика в срок до 01.11.2011 года исполнить п.1 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года- разработать программу (план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий с целью проведения производственного контроля на рабочих местах водителей с включением в неё плана лабораторных исследований с указанием рабочих мест и периодичности исследований; обязывании ответчика в срок до 01.11.2011 года- исполнить п.2 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года - проводить в соответствии с разработанной программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно- противоэпидемических мероприятий с привлечением аккредитованной лаборатории лабораторно-инструментальные измерения параметров микроклимата, уровней искусственной освещённости, (проводить инструментальные измерения параметров микроклимата - 2 раза в год, уровней искусственной освещённости- 1 раз в год), представить протоколы лабораторных исследований; обязывании ответчика в срок до 01.04.2011 г, исполнить п. 3 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, а именно:

а) определить контингент профессий, составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием производства, цехов, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников согласовать их с территориальным отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

б) заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение периодических медицинских осмотров работающих, направить в данную медицинскую организацию за 2 месяца до начала осмотра согласованные в установленном законом порядке контингент и поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям);

в) утвердить совместно с медицинской организацией и работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований) и получить заключительный акт по итогам проведенных периодических осмотров (обследований) работников; обязывании ответчика в срок до 01.11.2010 года исполнить п. 5 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года разработать самостоятельно либо с привлечением проектных организаций проект обоснования размера санитарно-защитной зоны для объектов производства сельскохозяйственной продукции. Проект обоснования размера санитарно- защитной зоны представить для получения санитарно- эпидемиологического заключения в установленном порядке в Управление Роспотребнадзора <данные изъяты> по адресу : <адрес>,

обязывании ответчика в срок до 01.11.2011 года исполнить п. 6 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года разработать и согласовать с Управлением Роспотребнадзора <данные изъяты> проект обращения с отходами, установить класс опасности отходов производства и потребления аккредитованной для данного вида организацией; обязывании ответчика в срок до 01.04.2011 года исполнить п. 8. п. 10. п. 12 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, оборудовать специальный склад для хранения пестицидов и агрохимикатов: получить заключение, подтверждающее соответствие склада и условий хранения в них препаратов санитарным правилам; оборудовать в нем специальные помещения для хранения пожаро- и взрывоопасных веществ, очистки обезвреживания спецодежды, спец.обуви, средств индивидуальной защиты, хранения домашней и рабочей одежды.

Заявленные требования мотивированы тем, что поводом для предъявления иска в защиту неопределенного круга лиц Управлением Роспотребнадзора <данные изъяты> послужило невыполнение Ответчиком норм санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.

В соответствии с Федеральным Законом от 30.03.1999 года № 52 « С санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля( надзора) и муниципального контроля», в сентябре 2010 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> была проведена плановая выездная проверка в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>».

При рассмотрении представленных документов юридического лица в ходе проведенной проверки было установлено следующее: СПК «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного <данные изъяты> г. Протоколом общего собрания учредителей № <данные изъяты> Руководителем юридического лица согласно приказу от <данные изъяты> г. является председатель кооператива «<данные изъяты>» ФИО1.

В соответствии со ст. 3 п. 3.2 Устава основными видами деятельности Ответчика являются: выращивание зерновых культур, согласно уставу СПК «<данные изъяты>» основной вид деятельности производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.

В состав предприятия входят: зерноток, зерносклад, стояночный и ремонтный боксы. Промышленная база сельскохозяйственного предприятия СПК «<данные изъяты>» располагается на территории жилой застройки, размер санитарно-защитной зоны составляет менее 300 метров.

Общая численность работающих всего 3 человека, из них в контакте с вредными условиями труда работают 3 человека: водители. Вредными производственными факторами являются: шум, смесь углеводородов, общая вибрация, физические перегрузки.

Кратковременное влияние на среду обитания и здоровье человека оказывает сельскохозяйственная техника при выезде на посевные и уборочные работы и при въезде в помещении стояночно-ремонтного бокса после посевных и уборочных работ. При работе сельскохозяйственной техники в атмосферный воздух выделяются вредные химические вещества: углерода оксид, диоксид азота. Углерода оксид и диоксид азота попадает в атмосферу в основном с выхлопными газами автотранспорта. Присутствие углерода оксида в атмосферном воздухе не может ощущаться человеком по запаху либо цвету. Углерода оксид считается вдыхаемым ядом, способным создавать дефицит кислорода в тканях тела, повышает количество сахара в крови. У здоровых людей этот эффект проявляется в уменьшении способности выносить физические нагрузки. Диоксид азота обладает раздражающим и прижигающим действием на дыхательные пути, особенно глубокие, что приводит к развитию токсического отека легких.

В результате деятельности Ответчика образуются следующие виды отходов:

3 класса опасности - отработанные масла;

4 класса опасности - металлолом, отработанные автомобильные шины;

5 класса опасности - отходы (мусор)

При проведении проверки было установлено, что в 2010 году Ответчиком использовались пестициды: Тебу -60 для обработки сельскохозяйственных растений от корневой гнили, пыльной головни, Магнум 600 г/кг для обработки от сорняков, что подтверждается товарной накладной № <данные изъяты> от <данные изъяты> года.

В ходе проведения плановой выездной проверки специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> период с 16 сентября по 30 сентября 2009 года в Сельскохозяйственном производственном кооперативе «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, что подтверждается протоколами об административных правонарушениях № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, № <данные изъяты> от <данные изъяты> года.

Выявленные нарушения образовали объективную сторону административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ,

01.10.2009 года главным государственным санитарным врачом по <данные изъяты> районам ФИО3 вынесены постановления по делам об административных правонарушениях № <данные изъяты> в соответствии с которыми Ответчик был признан виновным в совершении административных правонарушений по ст. 6-3 КоАП РФ и ему были назначены административные наказания в виде штрафа и предупреждения.

В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 01.10.2009 г. главным государственным санитарным врачом по <данные изъяты> районам ФИО3, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №-<данные изъяты> со сроком исполнения до 01.10. 2010 года. Ответственность за выполнение указанного предписания была возложена на Ответчика. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований.

Руководствуясь данным положением, 20.10.2010 года в отношении сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>» была проведена внеплановая выездная проверка на основании распоряжения начальника территориального отдела - главного государственного санитарного врача по <данные изъяты> районам ФИО3 от <данные изъяты><данные изъяты> предметом которой являлась проверка исполнения предписания от <данные изъяты>. №-<данные изъяты>

В ходе проведения данного мероприятия обнаружено невыполнение в полном объеме в установленный срок выданного предписания, В частности, не исполнены требования:

п. 1 предписания не выполнен: не разработана программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что является нарушением п. 1 ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

п. 2 предписания не выполнен: производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за условиями труда работающих с предоставлением протоколов лабораторных исследований, не организован и не проводится, что является нарушением п. 1 ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5. п. 2.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

п. 3 предписания не выполнен: не организовано прохождение профилактического периодического медицинского осмотра рабочих, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, что является нарушением п.1. ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения». п.2.13 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту».

п. 5 предписания не выполнен: не разработан проект обоснования санитарно-защитной зоны, не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным нормам и правилам СЗЗ, что является нарушением п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

п. 6 предписания не выполнен: не разработан и не согласован с Управлением Роспотребнадзора <данные изъяты> проект обращения с отходами, не определен класс опасности отходов производства и потребления, не определена периодичность вывоза накопленных отходов с территории предприятия, что является нарушением п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Определение класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

п. 8 предписания не выполнен: не получено заключение, подтверждающее соответствие склада и условий хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам, что является нарушением п. 5.2 правил СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизация пестицидов и агрохимикатов».

п. 10 предписания не выполнен: не оборудован специальный склад для хранения пестицидов и агрохимикатов, что является нарушением п. 5.1 санитарных правил СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизация пестицидов и агрохимикатов».

п. 12 предписания не выполнен: не оборудовано помещение для хранения и отпуска пестицидов и агрохимикатов, помещение для хранения пожаро и взрывоопасных веществ, помещение для очистки и обеззараживания спецодежды, спец.обуви, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, помещение для выдачи и приёмки средств индивидуальной защиты для раздельного хранения домашней и рабочей одежды, что является нарушением п. 3 8 СанПиН 1 2 1077-01 «Гигиенические требования к хранению, что является нарушением п. 5 7 санитарных правил СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизация пестицидов и агрохимикатов».

По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № <данные изъяты> от <данные изъяты> в соответствии с требованиями ст. 28 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «<данные изъяты>».

Таким образом, при проведении мероприятия по надзору в отношении Ответчика должностными лицами территориального отдела Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> принимались необходимые меры по устранению выявленных нарушений, о чём свидетельствует составление протоколов об административных правонарушениях, их рассмотрение и привлечение виновных в совершении административных правонарушений лиц к ответственности, а также выдача предписания об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. Однако данных мер оказалось недостаточно, поскольку Сельскохозяйственный производственный кооператив «<данные изъяты>» по- прежнему продолжает осуществлять свою деятельность с нарушением санитарного законодательства, оказывая тем самым негативное воздействие на жизнь и здоровье населения.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 25 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» определено, что условия труда рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Юридические лица, а также индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по безопасных для человека условий труда и выполнению требовании санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболевании, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Статья 32 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» содержит требования о проведении производственного контроля: производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболевании (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессии, производств и организаций при выполнений своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Частью 3 той же статьи установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условии жизнедеятельности человека, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные пункты предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> г. не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено.

Ответчик продолжает осуществление своей деятельности с нарушениями санитарного законодательства, нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В частности, неисполнение требований п. 1 ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.5. п. 2.6 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемическнх (профилактических) мероприятий, организации и проведения производственного контроля посредством проведения лабораторных исследований и испытаний за условиями труда работающих с предоставлением протоколов лабораторных исследований влечет угрозу того, что условия труда, под которыми понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников, могут опасными для жизни и здоровья работников. Производственный контроль» санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий составная часть общей системы производственного контроля, направленная, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, сохранение жизни и здоровья людей в процессе производства, т.е. на обеспечение безопасных и безвредных условий труда работников. Безопасные условия труда -условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Порядок организации и проведения производственного контроля регламентирован санитарными правилами СП 1.1.105 8-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (в редакции Изменений и дополнений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 № 13) (далее СП 1.1.1058-01)

В соответствии с СП 1.1.105 8-01: -п. 1.5. юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

п. 2.1. производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

п. 2.3. объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ.

В силу п. 2.4 СП 1.1.1058-01 производственный контроль включает: А) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью.

Общие методические подходы к контролю факторов рабочей среды и трудового процесса указаны в разделе 6 Руководства (Р 2.2.2006-05) по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (далее - Руководство).

В соответствии с: - п. 6 Руководства, лаборатории, выполняющие измерение и оценку вредных факторов рабочей среды, должны быть аккредитованы в установленном порядке; -п. 6.2 Руководства, план контроля условий труда составляется на год, дополняется или изменяется в случае реконструкции или замены оборудования, изменения или интенсивности производственных процессов, выявленных профессиональных заболеваний или отравлений; -п. 6.3 Руководства, при проведении измерений используются методы контроля и средства измерений, предусмотренные соответствующими нормативно-методическими документами; -п. 6.6 Руководства, аппараты и приборы, используемые для измерения параметров внешней среды, должны пройти государственную метрологическую поверку в установленные сроки и поименованы в перечне Госреестра рекомендуемых приборов для контроля. Б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами: на рабочих местах с целью оценки влияния производства на человека и его здоровье.

В соответствии с п. 6.7 Руководства, данные инструментальных замеров оформляются протоколами в соответствии с нормативно-методической документацией, определяющей порядок проведения измерений или протоколами, разработанными на их основе, которые должны содержать следующие данные (наименование подразделения организации, где проводится измерение; дата проведения измерений. Наименование организации, выполняющей измерения, сведения о ее аккредитации, наименование измеряемого фактора, место и средство проведения измерений, нормативное и фактическое значение, заключение о соответствии уровня фактора гигиеническому нормативу). В) организацию медицинских осмотров;

Г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, иных документов, подтверждающих качество, безопасность готовой продукции и технологий их производства, предусмотренных действующим законодательством;

Ж) своевременное информирование органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; 3) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Номенклатура, объем, и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим липом самостоятельно, либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (п. 2.5 СП 1.1.1058-01).

Программа (план) производственного контроля составляется юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения (п. 2.6. СП 1.1.1058-01).

Разработанная программа производственного контроля утверждается руководителем организации, либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, а также индивидуальные предприниматели (п. 2.7. СП 1.1.1058-01).

Не исполнение требований п. 1 ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999г. №52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.13 СП 2.2.2Л327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» в части организации и проведения периодического профилактического медицинского осмотра, рабочих, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда согласно контингенту профессий подлежащих профилактическим медицинским осмотрам, по приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 г. № 83 может привести к отсутствию своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, отсутствию формирования групп риска; выявления общих заболеваний, являющихся медицинским противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; отсутствию своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников. Отсутствие производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий нарушает право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37 Конституции РФ).

Не исполнение требований п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитар и о-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» отсутствие проекта обоснования размера санитарно-защитной зоны для СПК «<данные изъяты>», как для предприятия III класса опасности (производство зерновых) может привести к негативному воздействию на среду обитания и здоровье человека. Не соблюдение требований санитарного законодательства об установлении санитарно-защитной зоны для производства зерновых СПК «<данные изъяты>» нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Поскольку определить круг лиц, которым действиями СПК «<данные изъяты>» по выбросу загрязняющих веществ в атмосферный воздух, загрязнению почвы и физическому воздействию на среду обитания может быть причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг лиц является неопределенным.

В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II, III класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, разрабатывается проект обоснования размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества. При отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения невозможно сделать вывод соответствует ли ориентировочный размер санитарно- защитной зоны промышленного объекта действующим санитарным правилам и нормам, а, следовательно, является ли объект, являющийся источником воздействия на среду обитания безопасным для жизни и здоровья граждан.

Не исполнение требований п. 2.10 СП 2.1.7.1386-03 «Определение класса опасности токсичных отходов производства и потреблений» в части разработки проекта обращения с отходами и согласования его с Управлением Роспотребнадзора <данные изъяты>; в части определения класса опасности отходов производства и потребления; определения периодичности вывоза накопленных отходов с территории предприятия может привести к комбинированному, комплексному вредному и опасному воздействию отходов производства и потребления и продуктов их трансформации на здоровье человека и среду его обитания, к накоплению вредных веществ в окружающей среде (почва, вода, атмосферный воздух). Отходы по степени воздействия на человека и окружающую среду распределяются на четыре класса опасности: -

1 класс - чрезвычайно опасные,

2 класс - высоко опасные,

3 класс - умеренно опасные,

4 класс- мало опасные.

Определение класса опасности осуществляется аккредитованными для данного вида работ организациями. Класс опасности может быть определен расчетным или экспериментальным методом.

Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода, В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально.

Состав отхода определяется производителем (собственником) отхода самостоятельно или с привлечением аккредитованной в установленном порядке организацией. Определение класса опасности отхода производится для каждой партии отходов, вывозимых за пределы предприятия, на котором они образовались.

При складировании отходов в накопителях предприятия отбор проб для определения класса опасности производится один раз в 3 года при условии неизменности технологического процесса и используемого сырья.

Установленный производителем (собственником) класс опасности отхода согласовывается с Управлением Роспотребнадзора <данные изъяты>.

Для утверждения класса опасности заявитель отхода представляет сведения о производителе и (или) собственнике отхода, содержащие все реквизиты и материалы, обосновывающие отнесение токсичного отхода к классу опасности с соблюдением следующих требований:

наименование отхода должно соответствовать технологическому регламенту;

сведения о составе отхода (по компонентам) должны быть представлены с указанием методик его определения и их погрешностей, заверенные руководителем организации, проводившей исследования с указанием документа ее аккредитации;

представляют данные по санитарно-гигиеническим и химическим показателям;

при расчетном методе определения класса опасности отхода должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных расчетов, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу:

-при экспериментальном методе определения класса опасности отхода должно быть представлено заключение и отчет о результатах проведенных исследований, заверенные руководителем организации, проводившей данную работу.

Проект обращения с отходами, с определением периодичности вывоза отходов с территории предприятия разрабатывается организацией аккредитованной на данный вид деятельности, либо предприятием самостоятельно.

В частности, не исполнение требований п. 5.1 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» в части оборудования специального склада предназначенного для хранения пестицидов и агрохимикатов, может привести к комбинированному, комплексному вредному и опасному воздействию на здоровье человека и среду его обитаний.

В частности, не исполнение требований п. 5.2 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» в части получения заключения, подтверждающее соответствие склада и условий хранения в них препаратов настоящим санитарным правилам, может привести к комбинированному, комплексному вредному и опасному воздействию на здоровье человека и среду его обитания, В частности, не исполнение требований п. 5.7 СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов» в части оборудования специальных помещений для хранения пожаро- и взрывоопасных веществ, очистки обезвреживания спецодежды, спец, обуви, средств индивидуальной защиты, хранения домашний и рабочей одежды может привести к комбинированному, комплексному вредному и опасному воздействию на здоровье человека и среду его обитания.

Пестициды, применяемые в сельском хозяйстве - это химические вещества, используемые для уничтожения сорной растительности и борьбы с вредителями и возбудителями болезней культурных растений,

В зависимости от силы токсического действия все пестициды разделяют на 4 группы: 1. сильнодействующие; 2. высокотоксичные; З.среднетоксичные: 4. малотоксичные пестициды.

Пестициды вещества, которые попадая в организм в незначительных количествах, вступают во взаимодействие с организмом и вызывают нарушение его нормальной жизнедеятельности, переходящее при определенных условиях в болезненное состояние, т.е. отравление.

Не соответствующее хранение и применение пестицидов и агрохимикатов санитарным правилам и нормам может привести к превышению гигиенических нормативов содержания в сельскохозяйственной продукции остаточных количеств пестицидов, токсичных соединений; появлению в объектах окружающей среды в результате применения органических удобрений патогенной микрофлоры опасной для жизни человека,

Таким образом, понуждение к исполнению предписанию и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

В судебном заседании представитель истца Роспотребнадзора <данные изъяты> по доверенности /л.д. 12/ ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям, указав, что по настоящее время ответчик не представил доказательств выполнения предъявленных к нему требований.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не прибыл, был извещен о времени и месте рассмотрения дела по существу судебной повесткой, причину неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представил.

Судом принято решение о рассмотрении дела в соответствии со ст. 167 ГПК РФ без его участия. Кроме того, письменных возражений против удовлетворения заявленных исковых требований суду не представил

Представитель ответчика по доверенности /л.д.57/ ФИО4 не согласен с заявленными требованиями истца, так как ответчик ФИО1 не располагает финансовой возможностью выполнить те требования, которые указаны ответчиком, также просит отказать истцу в иске, так как данный спор двух юридических лиц должен рассматриваться в арбитражном суде и данное дело не подсудно данному суду.

Суд, выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

С целью устранения выявленных нарушений, а также предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, работающих в СПК « <данные изъяты>» истцом ответчику было выдано предписание, что не отрицает ответчик и представитель ответчика и следует из исследованного судом Предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> г, главного государственного санитарного врача по <данные изъяты> районам ФИО3 /л.д. 31-32/, в соответствии с которым ответчику предписывалось устранять вышеуказанные нарушения санитарного законодательства. В подтверждении выполнения требований предписания в установленные сроки-до 01.10.2010 г. ответчику предписано было представить в адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора <данные изъяты> письменную информацию об устранении выявленных нарушений.

До настоящего времени, то есть момента рассмотрения дела в суде, ответчик не представил информацию о выполнении предписания в полном объеме.

В связи с тем, что суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Сельскохозяйственному производственному кооперативу « <данные изъяты>» исковых требований и на основании пункта 2 ст. 46 Федерального Закона № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ) суд обязывает ответчика исполнить предписание № <данные изъяты> от <данные изъяты> года в указанные истцом сроки.

Доводы представителя ответчика ФИО4 о том, что необходимо отказать истцу в иске, так как данный спор двух юридических лиц должен рассматриваться в арбитражном суде и данное дело не подсудно данному суду, не состоятельны.

Так как, в соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В данном случае Управление Роспотребнадзор <данные изъяты> действует в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку из существа заявленных требований следует, что СПК «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность с нарушением санитарно- эпидемиологических требований. Указанные нарушения представляют угрозу для жизни и здоровья населения.

Поскольку заявление к юридическому лицу в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, данная категория дел подведомственна суду общей юрисдикции.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 13 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ истец от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Сельскохозяйственному производственному кооперативу « <данные изъяты>» о признании бездействий ответчика выраженное в неисполнении п.1.п.2,п.З,п.5,п.6,п.8,п.Ю, п.12 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор № <данные изъяты> от <данные изъяты> года в отношении неопределенного круга лиц, незаконными, и обязьтании ответчика устранить предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор № <данные изъяты> от <данные изъяты> года в указанные сроки, удовлетворить.

Признать бездействия Сельскохозяйственного производственного кооператива « <данные изъяты>» выраженное в неисполнении п.1.п.2,п.З,п.5,п.б,п.8,п.10, п. 2 предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологическии надзор № <данные изъяты> от <данные изъяты> года в отношении неопределенного круга лиц, незаконными.

Обязать СПК «<данные изъяты>» б срок до <данные изъяты> года исполнить п.1 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года- разработать программу ( план) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий с целью проведения производственного контроля на рабочих местах водителей с включением в неё плана лабораторных исследований с указанием рабочих мест и периодичности исследований; обязать СПК «<данные изъяты>» в срок до 01.11.2011 года, исполнить н.2 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года -проводить в соответствии с разработанной программой производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно- противоэпидемических мероприятий с привлечением аккредитованной лаборатории лабораторно-инструментальные измерения параметров микроклимата, уровней искусственной освещённости, (проводить инструментальные измерения параметров микроклимата - 2 раза в год, уровней искусственной освещённости-1 раз в год), представить протоколы лабораторных исследований; обязать СПК « <данные изъяты>» в срок до 01.04.2011 г. исполнить п. 3 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, а именно:

а) определить контингент профессий, составить поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием производства, цехов, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, согласовать их с территориальным отделом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

б) заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение периодических медицинских осмотров работающих, направить в данную медицинскую организацию за 2 месяца до начала осмотра согласованные в установленном законом порядке контингент и поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям);

в) утвердить совместно с медицинской организацией и работодателем календарный план проведения медицинских осмотров (обследований) и получить заключительный акт по итогам проведенных периодических осмотров (обследований) работников; обязать СПК « <данные изъяты>» в срок до 01.11.2011 года исполнить п. 5 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года разработать самостоятельно либо с привлечением проектных организаций проект обоснования размера санитарно-зашитной зоны для объектов производства сельскохозяйственной продукции. Проект обоснования размера санитарно- защитной зоны представить для получения санитарно- эпидемиологического заключения в установленном порядке в Управление Роспотребнадзора <данные изъяты> по адресу : <адрес>,

обязать СПК « <данные изъяты>» в срок до 01.11.2011 года исполнить п. 6 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года разработать и согласовать с Управлением Роспотребнадзора <данные изъяты> проект обращения с отходами, установить класс опасности отходов производства и потребления аккредитованной для данного вида организацией: обязать СПК <данные изъяты> в срок до 01.04.2011 года исполнить п. 8, п. 10, п. 12 предписания № <данные изъяты> от <данные изъяты> года, оборудовать специальный склад для хранения пестицидов и агрохими катов; получить заключение, подтверждающее соответствие склада и условий хранения в них препаратов санитарным правилам; оборудовать в нем специальные помещения для хранения пожаро- и взрывоопасных веществ, очистки обезвреживания спецодежды, сгхец.обуви, средств индивидуальной защиты, хранения домашней и рабочей одежды.

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива « <данные изъяты>» в доход государства государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

федеральный судья Шугалеева В.С.