О признании незаконным бездействия в части неприния мер по созданию условий доступа инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфроструктуры.



Дело №2-139-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск

06 июня 2011 года.

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего: федерального судьи ШугалееваВ.С.,

При секретаре: Гросс О.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснотуранского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района и Администрации <данные изъяты> района о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию условий доступа инвалидами для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и обязать Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района и Администрацию <данные изъяты> района обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла- коляски, в здание и помещения Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района, в срок до 01.09.2011 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснотуранского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию условий доступа инвалидами для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и обязать Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района и администрации <данные изъяты> района обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла- коляски, в здание и помещения Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района, в срок до 01.09.2011 года.

В ходе судебного заседания помощник прокурора Забродин В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, и заявленные требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о защите прав инвалидов, установлены нарушения закона и интересов неопределенного круга лиц.

В результате проверки было установлено, что в нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», администрация бюджетного учреждения «Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района» (далее - УСЗН <данные изъяты> района) и учредитель указанного учреждения, Администрация <данные изъяты> района, не принимают достаточных мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к муниципальному объекту - зданию по адресу <адрес>, в котором расположено муниципальное учреждение социальной защиты населения, не обустраивает его пандусами и лифтом, что свидетельствует о бездействии в этом вопросе.

Управление социальной защиты населения является органом Администрации <данные изъяты> района. Согласно пункту 1.9 Положения об УСЗН <данные изъяты> района (утверждено постановлением Главы администрации района от 08.06.2010 № 287-п), местом нахождения УСЗН <данные изъяты> района является здание по адресу <адрес>.

В соответствии с пунктом 1.4. Положения об УСЗН, указанное учреждение обладает правами юридического лица.

Основными задачами УСЗН <данные изъяты> района являются; -реализация в пределах своей компетенции отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления, в области социальной поддержки и социального обслуживания населения;

-обеспечение законности, информационной открытости, доступности и повышение качества предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания населения района (пункты 2.1 -2.3 Положения об УСЗН).

Во исполнение возложенных на УСЗН <данные изъяты> района полномочий, сотрудниками УСЗН ведется прием и консультации граждан по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания, а также прием от граждан заявлений и иных документов, необходимых для предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи (пункты 3.16 и 3.19 Положения об УСЗН).

Проверкой установлено, что прием граждан сотрудниками УСЗН осуществляется на втором этаже здания по адресу <адрес> где расположены кабинеты сотрудников УСЗН.

При этом, условия для беспрепятственного доступа инвалидов (инвалидов- колясочников) в указанное учреждение социальной защиты населения не созданы, пандусы и лифты в здании УСЗН отсутствуют, в связи с чем инвалидам, использующим кресла-коляски, ограничен доступ в учреждение социальной защиты населения <данные изъяты> района.

Наличие пандусов и лифтов в зданиях учреждений социальной инфраструктуры необходимо для создания равных с другими гражданами условий для полноценного участия в жизни общества лиц, имеющих стойкие расстройства функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или иными расстройствами здоровья, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, а также других категорий инвалидов и маломобильных групп населения.

Установлено, что в <данные изъяты> районе проживает 1209 инвалидов старше 18 лет, а также 73 ребенка-инвалида, в том числе 21 инвалида, из них 6 детей, использующих кресла-коляски.

Таким образом, бездействие администрации УСЗН <данные изъяты> района и Администрации <данные изъяты> района в части непринятия мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, (включая инвалидов, использующих кресла- коляски) в объект социальной инфраструктуры - здание и помещения УСЗН <данные изъяты> района по адресу <адрес>, является незаконным.

Своим бездействием - невыполнением требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», администрация УСЗН <данные изъяты> района и Администрация <данные изъяты> района нарушают права и законные интересы неопределенного круга инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски).

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ответчик: Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района, в лице - ФИО3, с исковыми требованиями прокурора не согласна по следующим основаниям: Управление занимает на праве оперативного управления, на основании постановления администрации района от 19.06.2008г. № 334-п, только часть площадей (199,4 кв.м.) второго этажа трехэтажного здания по адресу <адрес> а именно 6 кабинетов. Здание находится в муниципальной собственности. Согласно п.2.1.22 соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, заключенного между Главой района и руководителем агентства социальной защиты населения в 2007г., администрация района обязуется обеспечивать систематический контроль за состоянием зданий, помещений, (техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт), поэтому нами были направлены на имя Главы района и депутатов райсовета письма о выделении денежных средств на обустройство входа (в т.ч. и пандуса) в здание по <адрес>, с приложением смет в 2008году 2010 году, однако денежных средств на эти цели из бюджета района выделены не были. В 2011 году вновь было направлено письмо и смета на Главу администрации района ФИО1 с предложением произвести ремонт 1 этажа здания, где оборудовать кабинет для «клиентской службы» и сделать пандус. Предложения были приняты.

Часть работ планируется 2011 году, завершить весь ремонт в 2012г.

Кроме того, смета на ремонт и установку пандуса была направлена депутату ФИО2, который обещал на встрече с ветеранами помочь с установкой пандуса.

В связи с вышеперечисленным считаем, что Управлении е социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района принимает все необходимые меры для организации и создания доступа инвалидам в УСЗН.

Соответчик: Администрация <данные изъяты> района- в лице ФИО6 с исковыми требованиями прокурора согласна, так как действительно при входе в здание УСЗН не имеется пандусов. В настоящее время выделяются средства для установления пандусов в здание УСЗН.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему:

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу ст. 9 Федерального закона реабилитация инвалидов — система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реализации инвалидов.

В соответствии со статьей 15 вышеуказанного Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и Пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

В силу пункта 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10,2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд. Муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляется в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней (пункт 3 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

В силу статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

На основании статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Согласно акту проверки соблюдения требований федерального законодательства от 06 мая 2011 года, что в нарушение требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», администрация бюджетного учреждения «Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района» и учредитель указанного учреждения, Администрация <данные изъяты> района, не принимают достаточных мер по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к муниципальному учреждению социальной защиты населения, расположенного в здании по адресу <адрес>, не обустраивает его пандусами и лифтом (л.д.8-9).

Согласно пояснений представителя администрации <данные изъяты> района, представителя Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района, исследованных доказательств, что в здание и помещения УСЗН <данные изъяты> района по адресу <адрес>, отсутствуют пандусы и лифт, которые обеспечивали бы беспрепятственный доступ инвалидов включая инвалидов, использующих кресла- коляски).

Таким образом, суд считает, что бездействие администрации <данные изъяты> района и Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района в части непринятия мер по созданию условий доступа инвалидами для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В целях восстановления нарушенного права, суд считает необходимым обязать администрацию <данные изъяты> района и Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района, устранить в разумные сроки в полном объеме допущенные нарушения прав инвалидов} путем обустройства пандусов и лифтом в муниципальном объекте- здании по адресу <адрес>, котором расположено муниципальное учреждение социальной защиты населения.

Согласно ст.333.36 НК РФ, прокурор освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, за подачу заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

В силу ст.333.19 НК РФ, с администрации <данные изъяты> района и Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, по 100 рублей с каждого органа.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Краснотуранского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района и Администрации <данные изъяты> района о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по созданию условий доступа инвалидами для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и обязать Управление социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района и Администрацию <данные изъяты> района, обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов, использующих кресла- коляски, в здание и помещения Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района, в срок до 01.09.2011 года, удовлетворить.

Признать бездействия Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района и Администрации <данные изъяты> района по неисполнению законодательства о защите прав инвалидов, незаконным.

Обязать Управление социальной защите населения администрации <данные изъяты> района и Администрацию <данные изъяты> района обеспечить беспрепятственный доступ-для инвалидов, использующих кресла- коляски, в здание и помещения Управления социальной защиты населения администрации <данные изъяты> района, в срок до 01.09.2011 года.

Взыскать с администрации <данные изъяты> района в доход государства государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Красноярский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

Федеральный судья Шугалеева В.С.