о признании бездействия администрации муниципального образования по неисполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения не законым и обязывании ответчика устранить нарушения в указанный срок.



Дело № 2-184/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск

17 июня 2011 года.

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего; федерального судьи Швайгерт А.А.

При секретаре: Кайль О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Краснотуранского района Красноярского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района о признании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района по неисполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения незаконным и об обязывании администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет в срок до 01.09.2011 г. произвести обустройство остановочного пункта (автобусной остановки) в селе <данные изъяты> района,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснотуранского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Краснотуранский районный суд с заявлением к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района о признании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района по неисполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения незаконным и об обязывании администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет в срок до <данные изъяты> г. произвести обустройство остановочного пункта (автобусной остановки) в селе <данные изъяты> района.

В судебном заседании 17.06.2011 г. заместитель прокурора Краснотуранского района Вишневский К.Д. заявленные требований уточнил, просил признать незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района по неисполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, а именно в части необустройства остановочного пункта (автобусной остановки) в селе <данные изъяты> района и об обязывании администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет в срок до 01.09.2011 г. произвести обустройство остановочного пункта (автобусной остановки) в селе <данные изъяты> района.

Заявленные требования мотивированы тем, что Прокуратурой Краснотуранского района совместно с ОГИБДД ОВД <данные изъяты> району в апреле 2011 года проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства по обеспечению дорожной деятельности в муниципальном образовании <данные изъяты> сельсовет. Согласно пункту 5 части 3 статьи 14 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции состоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области пользования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности косятся:

1.                       осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

2.                       разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3.                       принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2010 N 288-ФЗ)

4.                       определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог;

(в ред. Федерального закона от 03.11.2010 N 288-ФЗ)

5.                       утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения;

6.                       осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

7.                       определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

8.                       установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

9.                       использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10.                   информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

11.                   утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

12.                   осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, Элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ст. 3 Федерального закона от 08,11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, к полномочиям органа местного самоуправления поселение относится дорожная деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в том числе элементов обустройства автомобильных дорог в населенных пунктах, к которым относятся и остановочные пункты, которые должны соответствовать ГОСТу 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденному распоряжением Минтранса России от 23.05.2003 года № ИС- 460-р.

Согласно п. 5 ст. 7 Устава <данные изъяты> сельсовета к вопросам местного значения <данные изъяты> сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, в ходе проверки, проведенной прокуратурой района в мае 2011 года, установлено, что администрацией <данные изъяты> сельсовета требования закона, предъявляемые к обустройству автомобильных дорог в населенном пункте <данные изъяты>, в полном объеме не выполняются. Так, в селе <данные изъяты> нет автобусной остановки, отвечающей требованиям ГОСТу 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».

Изучение проекта организации дорожного движения в населенных пунктах <данные изъяты> сельсовета показало, что указанным документом автобусная остановка в населенном пункте <данные изъяты> также не предусмотрена. При этом, по информации директора Государственного предприятия Красноярского края <данные изъяты> автотранспортное предприятие» ФИО1 в <адрес> осуществляются регулярные перевозки пассажиров автобусами ГПКК «<данные изъяты> АТП»: по маршруту <адрес> 3 раза в неделю. Высадка пассажиров производится в неприспособленных для этого местах, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также может способствовать возникновению аварийных ситуаций на дороге.

Выявленные проверкой нарушения требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, являются следствием бездействия должностных лиц Администрации <данные изъяты> сельсовета в области осуществления дорожной деятельности и создают непосредственную угрозу нарушения прав граждан в данной сфере.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве.

Таким образом, вышеуказанные факты длительного бездействия администрации Кортузского сельсовета свидетельствуют о грубых нарушениях прав граждан в области безопасности дорожного движения, что существенно нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора Краснотуранского района Вишневский К.Д. уточненные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, добавив, что до настоящего времени на территории <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района, а именно в селе <данные изъяты> не обустроен остановочный пункта (автобусная остановка).

Глава администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района ФИО2 была извещена о времени и месте рассмотрения дела по существу судебной повесткой с уведомлением о вручении, в судебное заседание не прибыла, прислав в суд заявление в котором дело просит рассмотреть без её участия /л.д. 36/ и против удовлетворения заявленных требований не возражает. Судом принято решение о рассмотрения дела в соответствии со ст. 257 ГПК РФ без её участия.

Представитель администрации муниципального образования <данные изъяты> район был извещен о времени и месте рассмотрения дела по существу судебной повесткой с уведомлением о вручении, в судебное заседание не прибыл, причину неявки не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не представил. Судом принято решение о рассмотрения дела в соответствии со ст. 257 ГПК РФ без его участия. Кроме того, возражений относительно удовлетворения заявленных требований в суд не представил.

Суд, выслушав пояснение стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЭ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции состоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, в данном случае находится в юрисдикции администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района.

Согласно статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области пользования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе:

1.                       осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

2.                       разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3.                       утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

4.                       осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

5.                       установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

6.                       информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

7.                       утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

8.                       осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Исходя из вышеуказанных норм Федерального законодательства РФ, к полномочия органа местного самоуправления поселение, в данном случае <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> района, относится дорожная деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в том числе элементов обустройства автомобильных дорог в населенных пунктах, к которым относятся и остановочные пункты, которые должны соответствовать ГОСТу 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», утвержденному распоряжением Минтранса России от 23-05.2003 года № ИС- 460-р.

Согласно п. 5 ст. 7 исследованного судом Устава <данные изъяты> сельсовета, следует, что к вопросам местного значения <данные изъяты> сельсовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации /л.д. 21-32/.

Судом установлено, что в мае 2011 г. прокуратурой Краснотуранского района была проведена проверка, в ходе которой было выявлено, что администрацией <данные изъяты> сельсовета требования закона, предъявляемые к обустройству автомобильных дорог в населенном пункте <адрес> в полном объеме не выполняются. Так, в селе <данные изъяты> нет автобусной остановки, отвечающей требованиям ГОСТу 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования».

Согласно исследованного судом проекта организации дорожного движения в населенных пунктах Кортузского сельсовета, утвержденного постановлением главы <данные изъяты> сельсовета за № <данные изъяты> от <данные изъяты> г., следует, что указанным документом автобусная остановка в населенном пункте <адрес> также не предусмотрена /л.д. 13-17/.

При этом, согласно исследованной письменной информации директора Государственного предприятия <данные изъяты> края «<данные изъяты> автотранспортное предприятие» ФИО1 от 22.04.2011г. следует, что в <адрес> осуществляются регулярные перевозки пассажиров автобусами ГП КК «<данные изъяты> АТП»: по маршруту с, Краснотуранск - <адрес> 3 раза в неделю. Высадка пассажиров производится в неприспособленных для этого местах, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также может способствовать возникновению аварийных ситуаций на дороге /л.д. 9,10/.

Согласно письменного ответа за № <данные изъяты> от <данные изъяты> г., данного заместителем начальника отдела образования администрации <данные изъяты> района ФИО3 следует, что на территории <данные изъяты> района, в том числе по маршруту <данные изъяты> <данные изъяты> и <данные изъяты> осуществляется подвоз учащихся школьными автобусами. Оборудованных автобусных остановок в соответствии с требованиями ГОСТ.1.002-2003 нет /л.д. 11/.

Установленные судом нарушения требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, являются следствием бездействия должностных лиц Администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района в области осуществления дорожной деятельности и создают непосредственную угрозу нарушения прав граждан в данной сфере.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве.

Таким образом, вышеуказанные факты бездействия администрации <данные изъяты> сельсовета свидетельствуют о грубых нарушениях прав граждан в области безопасности дорожного движения, что существенно нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.

Неисполнение администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района обязанностей, установленных вышеуказанным федеральным законодательством по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения приводит к возможности совершения дорожно-транспортных происшествий с возможным причинением вреда здоровью неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором Краснотуранского района в полном объеме.

Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры, а в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления от уплаты государственной освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Красноярского края по неисполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движении в части необустройства остановочного пункта (автобусной остановки) в селе <данные изъяты> района незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края в срок до 01.10.2011 г. произвести обустройство остановочного пункта (автобусной остановки) в селе <данные изъяты> <данные изъяты> района, Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: А.А. Швайгерт