О признании бездействия ответчика по неисполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения незаконными и обязании ответчика в установленный срок произвести отсыпку и ремонт дорог.



Дело № 2-131/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск

13 мая 2011 года.

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего: федерального судьи Швайгерт А.А.

При секретаре: Кайль О.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурор Краснотуранского района Красноярского края, поданного в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> о признании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> по неисполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения незаконным и об обязывании администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет в срок до 01.10.2011 г. провести отсыпку и ремонт дорог в селах <данные изъяты>, поселке <данные изъяты> и деревне <данные изъяты> сельсовета,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Краснотуранского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Краснотуранский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> о признании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> по неисполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения незаконным и об обязывании администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет в срок до 01.10.2011 г. провести отсыпку и ремонт дорог в селах <данные изъяты> поселке <данные изъяты> и деревне <данные изъяты> сельсовета.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Краснотуранского района совместно с ОГИБДД ОВД <данные изъяты> в апреле 2011 года проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства по обеспечению дорожной деятельности в муниципальном образовании <данные изъяты> сельсовет.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (часть 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (часть 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ). В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 г, № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской

Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно статье 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12Л995 г. «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 дороги и улицы населенного пункта относятся к группе «В».

В ходе проверки, проведенной 27.04.2011 г,, установлено, что требования к эксплуатационному состоянию дорог на территории населенных пунктов <данные изъяты> сельсовета в полном объеме не выполняются.

В ходе проверки, проведенной 19.04.2011 г., установлено, что требования к эксплуатационному состоянию дорог на территории населенных пунктов <данные изъяты> сельсовета в полном объеме не выполняются, в селах <данные изъяты>, поселке <данные изъяты> и деревне <данные изъяты> сельсовета, в нарушение пункта 3.1.1. ГОСТ Р 50597- 93, покрытие автомобильных дорог имеет повреждения более предельно допустимых, согласно таблицы 1 п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93.

Покрытие автомобильных дорог в селе <данные изъяты> (по улице <данные изъяты> в поселке Джирим (по улицам <данные изъяты> и <данные изъяты>)» в селе <данные изъяты> (по улицам <данные изъяты>), в деревне <данные изъяты> (по улицам <данные изъяты> и переулку <данные изъяты>), в нарушение пункта 3,1.1, ГОСТ Р 50597-93, имеет цросадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Размеры просадок и выбоин превышают по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см., что ограничивает движение транспортных средств с разрешенной скоростью, то есть со скоростью 60 км/час. для населенных пунктов, разрешенной пунктом 10.2 Правил дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090.

Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами, дорожного движения скоростью, Обнаруженные на автомобильных дорогах, относящихся к группе «В», повреждения дорожного покрытия, должны быть ликвидированы в срок не позднее 10-ти суток.

Выявленные проверкой нарушения требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, являются следствием бездействия должностных лиц Администрации <данные изъяты> сельсовета в области осуществления дорожной деятельности и создают непосредственную угрозу нарушения прав граждан в данной сфере.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве.

Таким образом, вышеуказанные факты длительного бездействия Администрации <данные изъяты> сельсовета свидетельствуют о грубых нарушениях прав граждан в области безопасности дорожного движения, что существенно нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Краснотуранского района Забродин В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям, добавив, что до настоящего времени данных о том, что устранены нарушения, выявленные в ходе проводимой проверки, не поступало.

Глава администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> ФИО1, не возражает против удовлетворения заявленных требований и суду пояснила, что действительно повреждения дорожного полотна в населенных пунктах <данные изъяты> сельсовета имеются. Данные повреждения были выявлены в ходе проводимой прокуратурой района проверки. До настоящего времени часть нарушений устранена. Примет все меры по устранению всех нарушений до указанного в заявлении срока.

Свидетель ФИО2 суду показал, что он работает государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДЦ ОВД <данные изъяты> В апреле 2011 г. совместно с прокуратурой района и главой <данные изъяты> сельсовета проводилась проверка состояния дорог в населенных пунктах <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты>. В ходе проверки было выявлено, что в селах <данные изъяты> имеются нарушения по содержанию дорог. Дороги имеют неровности, выбоины и промоины, размеры которых значительно превышают допустимые ГОСТом значения. Это может привести к возникновению дорожно-транспортного происшествия. Кроме того, данные дефекты дорожного покрытия препятствуют движению транспортных средств с предусмотренной п. 10.2 ПДЦ РФ скоростью в 60 км/ч.

Суд, выслушав пояснение сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЭ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (часть 1 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (часть 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Согласно статье 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения и полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, в данном случае находится в юрисдикции администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты>

Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93, введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221 установлены требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с ГОСТ Р 50597-93 дороги и улицы населенного пункта относятся к группе «В».

Судом установлено, что 27 апреля 2011 г, прокурором Краснотуранского района была проведена проверка, в ходе которой было выявлено, что требования к эксплуатационному состоянию дорог на территории населенных пунктов <данные изъяты> сельсовета в полном объеме не выполняются. Так, в нарушение пункта 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, покрытие автомобильных дорог в селе <данные изъяты> поселке <данные изъяты>, селе <данные изъяты> и деревне <данные изъяты> сельсовета, имеет повреждения более предельно допустимых.

Согласно пояснения сторон, показаний свидетеля и исследованного судом акта проверки соблюдения требований федерального законодательства от 19.04.2011 г. с прилагаемыми фотографиями, судом установлено, что покрытие автомобильных дорог в селе <данные изъяты> по улице <данные изъяты> в поселке <данные изъяты> по улицам <данные изъяты> в селе <данные изъяты> по улицам <данные изъяты> и <данные изъяты> в деревне <данные изъяты> по улицам <данные изъяты> и переулку <данные изъяты> в нарушение пункта 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, имеет просадки, выбоины. Размеры просадок и выбоин превышают по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см., что ограничивает движение транспортных средств с разрешенной скоростью /л.д. 8-21/.

Согласно ответа главы <данные изъяты> сельсовета ФИО1 за № <данные изъяты> от <данные изъяты> г., данного на имя прокурора Краснотуранского района, следует, что произведен частичный ремонт дорожного покрытия в селах <данные изъяты> и <данные изъяты> В ближайшее время планируется проведение ремонта в полном объеме /л.д. 41/.

П. 10.2 Правил дорожного движения, утвержденными Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 в населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч.

Согласно пункту 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами, дорожного движения скоростью. Обнаруженные на автомобильных дорогах, относящихся к группе «В», повреждения дорожного покрытия, должны быть ликвидированы в срок не позднее 10-ти суток.

Установленные судом нарушения требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, являются следствием бездействия должностных лиц Администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> в области осуществления дорожной деятельности и создают непосредственную угрозу нарушения прав граждан в данной сфере.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав граждан - обязанность государства. Права граждан имеют приоритетное значение по отношению к другим социальным ценностям в государстве.

Таким образом, вышеуказанные факты длительного бездействия Администрации <данные изъяты> сельсовета свидетельствуют о грубых нарушениях прав граждан в области безопасности дорожного движения, что существенно нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.

Неисполнение администрацией муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> обязанностей, установленных вышеуказанным федеральным законодательством по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения приводит к возможности совершения дорожно-транспортных происшествий с возможным причинением вреда здоровью неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором Краснотуранского района в полном объеме.

Согласно ч. 4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры, а в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления от уплаты государственной освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> по неисполнению требований федерального законодательства в области безопасности дорожного движения, незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> в срок до 01.10.2011 г. провести отсыпку и ремонт дорог в селах <данные изъяты> поселке <данные изъяты> и деревне <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: А.А.Швайгерт