Дело №2- 38/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011года
Краснинский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.В.
при секретаре Масловой О.П.,
с участием: представителя ответчика - ОВД по Краснинскому району Смоленской области - Прищепова И.Н., представителей третьего лица - УВД по Смоленской области - Фомина О.В., Чернобуровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснинского района Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОВД по Краснинскому району Смоленской области об обязании устранить недостатки материально-бытового обеспечения ИВС ОВД,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Краснинского района Смоленской области (далее по тексту прокурор) обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОВД по Краснинскому району Смоленской области об обязании последнего устранить недостатки материально-бытового обеспечения ИВС ОВД. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки ИВС ОВД по Краснинскому району выявлены следующие нарушения: подозреваемым и обвиняемым не предоставляется ежедневная прогулка в связи с отсутствием прогулочного двора; в камерах отсутствует санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, полка для туалетных принадлежностей, бачок для питьевой воды, кнопка вызова дежурного; подозреваемые и обвиняемые, поступившие в ИВС, в обязательном порядке не проходят санитарную обработку, в связи с отсутствием санпропускника с дезкамерой; в ИВС отсутствуют камеры с улучшенными условиями. Просит обязать ответчика устранить указанные недостатки. Кроме того, просит обязать ответчика не допускать содержание в камерах ИВС площадью 7,2 кв.м. и 7,6 кв.м более 1 человека, а в камере площадью 12,6 кв.м более 3 человек.
В судебное заседание прокурор не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Требование об обязании ответчика оборудовать в ИВС камеры с улучшенными условиями не поддержал, настаивал на удовлетворении остальных заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Прищепов И.Н. исковые требования не признал. Суду пояснил, что на устранение указанных недостатков материально-бытового обеспечения ИВС ОВД не выделено соответствующее финансирование из федерального бюджета. Указанные прокурором в иске недостатки материально-бытового обеспечения действительно имеют место, за исключением того, что в ходе проверки прокурором 31.01.2011г. ИВС не был выявлен факт нарушения содержания в камерах ИВС площадью 7,2 кв.м. и 7,6 кв.м. более 1 человека, а в камере площадью 12,6 кв.м. более 3 человек. Среднесуточная наполняемость в ИВС составляет 1,4 человека, то есть менее 2 человек на 6 камер в сутки. В камерах никогда не содержалось одновременно 14 человек. Кроме того, пояснил, что санитарная обработка вновь прибывших подозреваемых и обвиняемых может производится в бане общего пользования.
Представители третьего лица УВД по Смоленской области Чернобурова О.В. и Фомин О.В. возражали против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований, суду пояснили, что санпропускник строить необязательно, поскольку п. 14 Приказа МВД России от 22.11.2005г. №950 предусмотрено, что в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку при отсутствии санпропускника в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Кроме того, приказом МВД РФ от 07.03.2006г. №140 предусмотрен покамерный вывод подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступающего и сменяющего нарядов в случае отсутствия в камерах санитарных узлов.
Третье лицо – Министерство финансов РФ в судебное заседание не явилось.
Согласно ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав представителей ответчика, третьего лица, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст. 4 ФЗ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 9 и ст. 23 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены и санитарии.
В соответствии с требованиями п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых ОВД, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. №950 камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
П. 13 ст. 16 ФЗ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено требование о медико-санитарном обеспечении обвиняемых и подозреваемых в соответствии с правилами внутреннего распорядка, а в соответствии с п. 14 вышеуказанных Правил в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии – в бане общего пользования. Одежда подлежит обработке в дезинфекационной камере.
Кроме того, п. 14 ст. 16 указанного ФЗ устанавливается требование о проведении ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых.
Судом установлено, что в ИВС ОВД по Краснинскому району имеется 6 камер для содержания 14 подозреваемых и обвиняемых, из них 3 камеры площадью 7,2 кв.м, 2 камеры площадью 7,6 кв.м и 1 камера площадью 12,6 кв.м для содержания подозреваемых и обвиняемых.
Из материалов дела усматривается, что 01.09.2010г. прокурором Краснинского района начальнику ОВД по Краснинскому району направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Краснинскому району.
31.01.2011 г. прокуратурой Краснинского района была проведена повторная проверка законности и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Краснинскому району.
Согласно справке по результатам указанной проверки ИВС во всех камерах ИВС ОВД норма санитарной площади на одного человека менее 4 квадратных метров; подозреваемым и обвиняемым не предоставляется ежедневная прогулка в связи с отсутствием прогулочного двора; в камерах отсутствуют санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, полка для туалетных принадлежностей, бачок для питьевой воды, кнопка вызова дежурного; подозреваемые и обвиняемые, поступившие в ИВС, в обязательном порядке не проходят санитарную обработку, в связи с отсутствием санпропускника с дезкамерой; беременным женщинам, женщинам, имеющим детей, несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым в ИВС не создаются материально-бытовые условия и не устанавливаются повышенные нормы питания, в ИВС отсутствуют камеры с улучшенными условиями.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований ФЗ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в ИВС имеются недостатки материально-бытового обеспечения, а именно: подозреваемым и обвиняемым не предоставляется ежедневная прогулка в связи с отсутствием прогулочного двора; в камерах отсутствуют санитарный узел с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, полка для туалетных принадлежностей, бачок для питьевой воды, кнопка вызова дежурного; подозреваемые и обвиняемые, поступившие в ИВС, в обязательном порядке не проходят санитарную обработку, в связи с отсутствием санпропускника с дезкамерой, что влечет за собой нарушение конституционных прав на охрану жизни и здоровья подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей. Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Вместе с тем, требование прокурора об обязании ответчика не допускать содержание в камерах ИВС площадью 7,2 кв.м и 7,6 кв.м более 1 человека, а в камере площадью 12,6 кв.м более 3 человек не обоснованно и не подлежит удовлетворению, поскольку прокурором не представлено доказательств того, что в ИВС имеют место такие нарушения, не было установлено это и при проверке 31.01.2011 г.
Довод представителя ответчика о том, что покамерный вывод подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступающего и сменяющегося нарядов, в случае отсутствия в камерах санузлов (Приказ МВД России от 07.03.2006г. №140 дсп ) является адекватной заменой наличия санузлов в камерах ИВС, суд находит несостоятельным, поскольку не освобождает ответчика от обязанности исполнения требований закона об оборудовании камер ИВС санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.
Довод представителя ответчика о том, что для устранения отмеченных в иске недостатков, необходимо выделение дополнительного финансирования, которое в настоящее время отсутствует, не может быть принят судом во внимание.
Так в соответствии с ч. 3 ст. 9 ФЗ от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким образом, отсутствие бюджетного финансирования, либо недостаточное для покрытия расходов по реализации Закона от 15.07.1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» само по себе не может являться основанием для неисполнения данного закона.
В судебном заседании представитель ответчика, ссылаясь на то, что вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые могут проходить санитарную обработку при отсутствии санпропускника в санпропускнике (бане) общего пользования, не представил суду каких- либо доказательств подтверждающих принятие ответчиком необходимых мер позволяющих обеспечить требование закона (договор по оказанию банных услуг и т.д.).
Принимая во внимание изложенное, с учетом представленных доказательств у суда не имеется оснований для вывода о том, что при отсутствии санпропускника в ИВС поступившие в ИВС подозреваемые и обвиняемые в обязательном порядке проходят санитарную обработку,
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора суд признает подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Краснинского района удовлетворить частично.
Обязать ОВД по Краснинскому району Смоленской области принять меры по созданию подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторе временного содержания при ОВД по Краснинскому району условий, отвечающих требованиям гигиены и санитарии, а именно: оборудовать на территории ОВД по Краснинскому району прогулочный двор в соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД; установить в камерах ИВС санитарные узлы с соблюдением необходимых требований приватности, кран с водопроводной водой, полку для туалетных принадлежностей, бачки для питьевой воды, кнопку вызова дежурного; оборудовать в ИВС санпропускник с дезкамерой.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд в течение 10 суток.
Судья (подпись) О.В. Моисеева