Дело №2-346/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации. п. Красный 04 октября 2011 года. Краснинский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Кива Г.Е. с участием помощника прокурора Т. истца Федотова А.В. ответчика - главы администрации Г. сельского поселения Т. при секретаре Ковальковой Л.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора …….. в защиту жилищных прав Федотова А.В. к администрации Г. сельского поселения Краснинского района Смоленской области о понуждении к совершению действий У С Т А Н О В И Л: Прокурор ……….обратился в суд в защиту жилищных прав Федотова А.В. к администрации Г. сельского поселения Краснинского района Смоленской области о понуждении к совершению действий. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей на территории Краснинского района. Согласно решению Совета депутатов Г. сельского поселения Краснинского района Смоленской области №8 от 18.03.2009 года определен уполномоченный орган на территории данного городского поселения по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилыми помещениями, которым является администрация Г. сельского поселения. В ходе проверки установлено, что Федотов А.В., ….. года рождения относится к категории лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за которым на основании Постановления Главы МО «Краснинский район» №…. от …..года закреплено внеочередное право получения жилой площади в Краснинском районе. Однако до настоящего времени Федотов А.В жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Опираясь на приведённые обстоятельства, просит суд обязать администрацию названного выше сельского поселения предоставить Федотову А.В, жилое помещение по договору социального найма по месту жительства вне очереди, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании помощник прокурора Т. в обоснование требований поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, сославшись на представленные доказательства. При этом внесла уточнения в части срока исполнения заявленных требований, просила обязать ответчика произвести необходимые действия в срок до ……..года. Истец Федотов А.В. поддержал исковые требования в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что в …. году его мать – Д. в соответствии с решением суда была лишена родительских прав. В …. году умер отец - Ф. Сам несовершеннолетний Федотов А.В. был помещен в СОГОУ………, по окончанию которой проходил военную службу по контракту и обучался в ……. институте г.Ярославль, которое должен был закончить в ……года. Однако в силу личных обстоятельств не закончил, в связи с чем планирует продолжить обучение. Одновременно с этим, он обратился в администрацию Г. сельского поселения с заявлением о предоставлении ему жилого помещения. В судебном заседании представитель ответчика - глава администрации Г. сельского поселения Т. не возражала против удовлетворения заявленных требований по существу. Выслушав лиц, участвовавших в рассмотрении настоящего дела, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования законными и подлежащими удовлетворению в виду следующего: Конституция в статье 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 пункт «ж» ч. 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями). Как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Федерального Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Поэтому достижение лицом двадцатитрёхлетнего возраста, вставшим (поставленным) на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Приведенное суждение согласуется с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года. Следовательно, отмеченная норма гласит, что право на жилье по окончании пребывания, в частности, в госучреждениях и в учреждениях всех видов профессионального образования, приобретают как дети, имевшие закрепленное жилое помещение, так и те, за которыми такое жилье закреплено не было. При этом дети из категории не имевших закрепленного жилья обеспечиваются таковым вне очереди и не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти. Согласно пояснениям истца в настоящее время он нигде не обучается, в каких-либо государственных учреждениях не находится, из чего следует, что его пребывание в государственных учреждениях, а также в учреждениях профессионального образования окончено. Оговорённое обстоятельство ответчиком не оспаривалось. В судебном заседании достоверно установлено, что истец Федотов А.В., …… года рождения, со дня своего рождения проживал с матерью – Ф., лишённой в последующем родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребёнка на основании решения К. районного суда Смоленской области от …… года /л.д../ и отцом – Ф., умершим …….года /л.д../. Приведённые обстоятельства наступили до достижения истцом 18-летнего возраста. Из постановления главы МО «Краснинский район» от ….. года №… «О закреплении внеочередного права получения жилой площади» усматривается, что за Федотовым А.В. закреплено внеочередное право на получение жилой площади в Краснинском районе. Кроме того, Федотов А.В. жилищной комиссией поставлен на регистрационный учет и должен быть обеспечен жильем по возвращению в район /л.д../. Согласно постановлению Главы администрации Краснинского района №.. от ….. года, Федотов А.В. направлен на воспитание в государственное учреждение на полное гособеспечение /л.д.13/. Из справки от …… года усматривается, что Федотов А.В. находился на полном государственном обеспечении в СОГОУ ……. с ….. года по …… года /л.д../. Из справки от ….. года следует, Федотов А.В. с ….. года по ….. года проходил военную службу по контракту и обучался в ………..институте. Планируемый срок окончания обучения - …… года /л.д../. Из заявления Федотова А.В. видно, что ….. года он обратился в администрацию Г. сельского поселения с просьбой о предоставлении жилого помещения как лицу оставшихся без попечения родителей /л.д../. Резюмируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку истец относится к категории лиц, перечисленных в абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, как не имеющий закрепленного жилья и его пребывание в указанных государственных учреждениях и в учреждениях профессионального образования окончено, то он, с учетом своего статуса ребенка, оставшегося до 18-летнего возраста без попечения родителей, а равно, не достигшего на момент его обращения в администрацию 23-летнего возраста имеет право на внеочередное получение жилья. Соответственно, Федотов А.В., как лицо, относящееся к соответствующей категории лиц, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в порядке, установленном обозначенными выше нормами права. Тем самым, законодатель обязывает предоставить жилье указанным категориям граждан вне очереди после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ предписано, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанных детей, по окончании, в частности, их пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения предоставляются вне очереди по договорам социального найма. Исходя из п.4 оговорённой статьи Кодекса, решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма должно быть принято с соблюдением требований ЖК РФ, а именно: - предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, которая устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 5 ст. 57, ст. 50 ЖК РФ); - быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений (ст. 62 ЖК РФ); - быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ). В силу ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ОЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашений (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта (в данном случае, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляется из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Как вытекает из ст.5 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Статья 7 Закона Смоленской области «Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Смоленской области» от 29.09.2005 года №89-з регламентирует, что обеспечение установленных Федеральным законом дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Смоленской области является расходным обязательством Смоленской области. Часть 1 статьи 6 названного закона согласуется с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями). По смыслу ст.1 закона Смоленской области от 29.11.2007 года №114-3 «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями» органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области на неограниченный срок наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил российской Федерации, либо по возвращении из всех видов профессионального образования, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями по договорам социального найма. Согласно п.3 ч.2 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007 г. №114-з, органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями обязаны определить в соответствии с уставом соответствующего городского округа, городского и сельского поселения Смоленской области орган, уполномоченный по обеспечению детей- сирот жилыми помещениями. Решением Совета депутатов Г. сельского поселения К. района Смоленской области №.. от ……года, администрация Г. сельского поселения является уполномоченным органом на территории Г. сельского поселения К. района по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения /л.д../. Однако, в нарушение норм действующего жилищного законодательства, администрация Г. сельского поселения не предоставила Федотову А.В. жилое помещение как лицу, относящемуся к соответствующей категории, тем самым не выполнила необходимых действий по предоставлению жилого помещения, чем нарушила жилищные права истца. Таким образом, проанализировав фактические обстоятельства, оценив собранные по делу письменные доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, суд удовлетворяет заявленные прокурором требования, поскольку находит их обоснованными. Согласно разъяснению, содержащемуся в ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего: Применительно к положениям п.п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве ответчиков, а равно таковой льготой в силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса при подаче искового заявления в суд обладает и прокурор. Поэтому, опираясь на общее правило, сформулированное в ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, то издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию Г. сельского поселения Краснинского района Смоленской области предоставить Федотову А.В., ……. года рождения, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма по месту жительства, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Установить ответчику срок для совершения указанных выше действий до ……года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный Смоленской области суд в течение 10 /десяти/ дней. Судья Краснинского районного суда Смоленской области Г.Е. Кива