Иск о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации удовлетворен



         Дело № 2-74/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     с. Красноборск                                                                 11 марта 2011 года

      Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Архаровой О.А.,

при секретаре Смеловой Н.В.,

с участием истца М.Е.,

ответчика представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в < *** > районе Архангельской области Н.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Е. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в < *** > районе Архангельской области о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации,

У С Т А Н О В И Л:

       М.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в < *** > районе Архангельской области (далее Управление ПФ, пенсионный орган) о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации. В обоснование иска указала, что с "__"______ по настоящее время работает в МУЗ «< *** > ЦРБ» в должности медицинская сестра палатная в педиатрическом отделении. 11 января 2011года она обратилась в Управление ПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии, решением комиссии от 20 января 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано. Из специального стажа исключены периоды курсов повышения квалификации: с 10.01.1994г. по 13.02.1994г.; с 11.05. 2004г. по 10.06.2004г.; с 15.03.2009г. по 30.04.2009г. С отказом Управления ПФ она не согласна, просила суд включить указанные периоды курсов повышения квалификации в специальный трудовой стаж.

В судебном заседании истец М.Е. исковые требования уточнила по основаниям, указанным в исковом заявлении. Просила суд включить в её специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации в 1994, 2004 и 2009 годах и обязать пенсионный орган назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 11 января 2011 года.

Представитель Управления ПФ Н.Е. иск не признала по основаниям, указанным в отзыве. Пояснила, что в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. На момент обращения М.Е. в пенсионный орган стаж её работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью составил 24 года 08 месяцев 25 день, вместо требуемых по закону 25 лет. Ссылаясь на положения пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Закона № 173- ФЗ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Поскольку курсы повышения квалификации не являются работой, просила в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

     В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 года № 319-ФЗ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 173-ФЗ) право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно пп.20 п.1 ст. 27 закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что истец М.Е. (добрачная фамилия Д., затем Л.) с "__"______ по настоящее время работает в < *** > центральной районной больнице (в настоящее время МУЗ «< *** > ЦРБ») в должности медицинская сестра палатная в педиатрическом отделении.

11 января 2011года М.Е. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФ от 20 января 2011 года из специального стажа истца были исключены, в том числе периоды обучения на курсах повышения квалификации: с 10.01.1994г. по 13.02.1994г.; с 11.05. 2004г. по 10.06.2004г.; с 15.03.2009г. по 30.04.2009г. В назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Признаваемый ответчиком стаж, необходимый для назначения данной пенсии, составил 24 года 08 месяцев 25 дней, вместо требуемых по закону 25 лет.

Данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются записями в сведениях о работе в трудовой книжке истца, выпиской из приказа работодателя о приеме на работу и материалами отказного пенсионного дела .

Согласно ч. 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (в редакции Постановления Правительства от 26.05.2009 года № 449) утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Список № 781, Правила № 781).

В соответствии с подпунктом «а» п.5 Правил № 781, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения только в сельской местности, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.

Судом установлено, что М.Е. занимает должность, предусмотренную Списком № 781. Вся указанная лечебная деятельность ею осуществлялась в сельской местности.

В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением № 781 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее именуется - стаж работы), в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), (далее Правила № 516).

Пункт 1 Правил № 516 предусматривает, что настоящие Правила устанавливают порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона №173-ФЗ.

В соответствии с п. 4 данных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Аналогичная норма содержалась и в ст.112 КЗоТ РСФСР, действовавшей в период нахождения истца на курсах повышения квалификации в 1994 году.

Как следует из справки МУЗ «< *** > ЦРБ» от 01.02.2011 года № 144 и копий приказов № 120 от 30.12.1993года, № 52 от 05.05. 2004года, № 100 от 05.03.2009года М.Е. на курсы повышения квалификации направлялась работодателем. При этом трудовой договор с ней не прерывался, в данный период за ней сохранялось место работы, заработная плата и проводились отчисления в соцстрах и Пенсионный фонд по установленным нормам. На курсы повышения квалификации истица направлялась в связи с выполнением лечебной функции.

В силу п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 № 499, повышение квалификации медицинских работников является обязательным условием осуществления медицинской деятельности. Аналогичное требование предусмотрено также в п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30, действующим с 06 февраля 2007 года.

При исключении ответчиком из специального стажа истца периодов обучения на курсах повышения квалификации: с 10.01.1994г. по 13.02.1994г.; с 11.05. 2004г. по 10.06.2004г.; с 15.03.2009г. по 30.04.2009г. пенсионным органом не было учтено положение п. 9 ст. 30 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающего при оценке пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Доводы представителя ответчика в той части, что при исчислении периодов работы для специального стажа следует исходить из предписаний п.4 Правил № 516 от 11.07.2002 года суд находит необоснованными. Кроме того, указанные положения Правил не подлежат применению к правоотношениям, возникшим до 1 января 2002 года, поскольку исключают учет ранее приобретенных истицей прав и ограничивают ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

Вместе с тем, в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года ( курсы повышения квалификации в 1994 году) могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Таким образом, исключение ответчиком из специального стажа М.Е. времени обучения на курсах повышения квалификации суд считает незаконным. Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в 1994, 2004 и 2009 годах следует учитывать как медицинскую деятельность, они подлежат включению в специальный стаж работы, в том числе до 01.11.1999 года в льготном порядке как 1 год работы за год и три месяца.

С учетом изложенного, период нахождения истца на курсах повышения с 10.01.1994г. по 13.02. 1994г. составляет 01 месяц и 12 дней; с 11.05. 2004г. по 10.06.2004г. и с 15.03.2009г. по 30.04.2009г. составляет 02 месяца 16 дней.

С учетом признаваемого ответчиком специального стажа 24 года 08 месяцев 25 дней, зачета оспариваемых периодов в специальный стаж, на дату обращения истца в Управление ПФ, её специальный стаж составил более 25 лет, а, следовательно, право на досрочную пенсию возникло у М.Е. на момент обращения в пенсионный орган.

Доказательств, подтверждающих, что истец в указанные периоды занималась деятельностью, не связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ в судебном заседании не представлено.

Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 закона № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

      С учетом изложенного требования истца о назначении досрочной трудовой пенсии по старости подлежат удовлетворению со дня обращения в пенсионный орган за назначением досрочной пенсии, то есть с 11 января 2011 года.

При подаче иска в суд истцом М.Е. была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей. В порядке, предусмотренном ст. 98 ГПК РФ, в пользу истца с ответчика подлежат взысканию понесенные им судебные расходы.

     

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования М.Е. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в < *** > районе Архангельской области о включении в специальный стаж периодов работы и признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в < *** > районе Архангельской области включить в стаж работы М.Е., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации:

- с 10.01.1994г. по 13.02.1994г. - из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

- с 11.05.2004г. по 10.06.2004г., с 15.03.2009г. по 30.04.2009г.- в календарном исчислении.

Признать за М.Е. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с "__"______.

      

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в < *** > районе по Архангельской области назначить М.Е. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 11 января 2011 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в < *** > районе по Архангельской области в пользу М.Е. 200 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельском областном суде в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья           О.А. Архарова.