Дело № 2-218/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Красноборск 23 ноября 2011 года Красноборский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Беляковой Е.С., при секретаре Поротовой С.Н., с участием истца Корняковой Н.М., представителей ответчиков администрации МО «Алексеевское» К.Н., администрации МО «Красноборский муниципальный район» В.Л., ответчиков И.С., Р.Г., П.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корняковой Н.М. к администрации МО «Алексеевское» об обязании произвести капитальный ремонт крыши и выгребной ямы, У С Т А Н О В И Л: Корнякова Н.М. обратилась в суд с иском к администрации МО «Алексеевское» об обязании произвести капитальный ремонт крыши и выгребной ямы. В обоснование иска указала, что она проживает в квартире № по адресу: <адрес> Собственником жилого дома является администрация МО «Алексеевское». За время проживания в доме никакого ремонта произведено не было, крыша протекает во всех квартирах второго этажа, полностью обвалилась выгребная яма. По данным проблемам она неоднократно обращалась в администрацию МО «Алексеевское», ООО «Полюс-лес», ООО «Наш дом». Просит обязать администрацию МО «Алексеевское» произвести капитальный ремонт крыши и выгребной ямы дома № <адрес>. В судебном заседании истец Корнякова Н.М. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика администрации МО «Алексеевское» К.Н., действующая на основании доверенности в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в части проведения капитального ремонта крыши и выгребной ямы с северной стороны дома с несением расходов соразмерно своей доли в праве собственности на жилой дом. В остальной части полагала необходимым возложить расходы на остальных сособственников дома. Кроме того, полагала, что на основании ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» обязанность по проведению капитального ремонта, не исполненная на момент приватизации занимаемого гражданином жилого помещения, должна быть возложена на администрацию МО «Красноборский муниципальный район», которая передала жилые помещения в собственность гражданам без проведения капитального ремонта. Представитель ответчика администрации МО «Красноборский муниципальный район» В.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что спорный жилой дом областным законом от 27.04.2006 года № 169-10-ОЗ передан в собственность МО «Алексеевское», в связи с чем требования к администрации района необоснованны. Представитель ООО «Полюс-лес», участвующий в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, участия в судебном заседании не принял, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях представитель ООО «Полюс-лес» К.А., действующая на основании доверенности, поясняла, что необходимость капитального ремонта действительно имеется. Жильцы данного дома неоднократно обращались в ООО «Полюс-лес» по поводу протечки крыши и что выгребной ямой невозможно пользоваться в зимний период. На ООО «Полюс-лес» обязанность по проведению капитального ремонта не возложена, а потому его должен проводить собственник жилого фонда. Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены П.Т., И.С., Ш.В., А.Э., К.В., Б.И., Р.Г., П.Н. Ответчик Ш.В. в отзыве на исковое заявление указала, что с иском Корняковой Н.М. согласна, поскольку дом находится в плачевном состоянии, требуется ремонт крыши, электропроводки и выгребных ям, но за свой счет проводить его она не согласна. Ответчики И.С., Р.Г., П.Т. в судебном заседании пояснили, что капитальный ремонт дома действительно требуется, но проводится он должен за счет средств администрации МО «Алексеевское». Ответчики Ш.В., А.Э., К.В., Б.И., П.Н. участия в судебном заседании не приняли, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. В силу ст. 167 ч. 4 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие стороны, извещенной о времени и месте судебного заседания, если она не сообщила суду об уважительных причинах неявки и не просила рассмотреть дело в свое отсутствие, по имеющимся в деле доказательствам. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда являются муниципальной собственностью поселений. На основании п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ вопросы организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесены к вопросам местного значения поселения. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Судом установлено, что истец Корнякова Н.М. проживает в квартире № в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, по договору социального найма. Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования «Алексеевское» от __.__.______г., жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> был передан в муниципальную собственность МО «Алексеевское» на основании Областного закона от 27.04.2006 года № 169-10-ОЗ и внесен в реестр муниципальной собственности __.__.______г.. Собственником жилого помещения истца является МО «Алексеевское». Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, а также имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами не оспариваются. Согласно ст. 60, 61 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения. В силу ст. 676 ГК РФ и пункта 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. __.__.______г., а также __.__.______г. истец с другими жильцами спорного дома обращалась в администрацию МО «Алексеевское» с просьбой о проведении капитального ремонта крыши дома, а также выгребных ям. Согласно ответу главы администрации МО «Алексеевское» собственники квартир № обязаны соответственно своей доле на общее имущество, подтвердить свою готовность в финансировании капитального ремонта дома. В судебном заседании установлено, что жилой дом, в котором проживает истец, *** года постройки, физический износ дома на момент составления технического паспорта на *** год составил ***% (крыши - ***%). Представителем ответчика администрации МО «Алексеевское» не оспаривается тот факт, что дом, в котором проживает истец, подлежит капитальному ремонту, в том числе требуется ремонт крыши и выгребной ямы с северной стороны дома. Согласно акту обследования технического состояния многоквартирного дома от __.__.______г., составленного комиссией администрации МО «Алексеевское», на момент обследования в жилом доме в <адрес>, необходимо провести капитальный ремонт перекрытия кровли гидроизоляционными материалами, а также выгребной ямы на южной стороне дома (кв. №№ 1,2,4,5). В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Алексеевское» пояснила, что в акте обследования допущена техническая опечатка в указании выгребной ямы с южной стороны дома. Фактически капитального ремонта требует яма с северной стороны. В судебном заседании установлено, что квартиры № в спорном жилом доме являются муниципальной собственностью МО «Алексеевское». Квартиры № переданы из муниципальной собственности в собственность граждан. В соответствии со ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Администрацией МО «Алексеевское» не представлено суду доказательств того, что на момент передачи жилых помещений в собственность граждан капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, а именно крыши и выгребной ямы был произведен, а также не представлено доказательств, что указанный капитальный ремонт не требовался. Из положений ст.ст. 673 и 676 ГК РФ следует, что предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, при этом наймодатель обязан осуществить надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаём жилое помещение, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. Из пояснений Корняковой Н.М., собственников жилых помещений спорного жилого дома, П.Т., Р.Г., И.С., П.Н., А.Э., Б.И. следует, что до передачи квартир в собственность, общее имущество дома, а именно крыша дома и выгребная яма находились в ненадлежащем состоянии. За весь период эксплуатации дом капитально ни разу не ремонтировался. Доказательств надлежащего содержания жилого дома до передачи квартир в собственность жильцам, а также надлежащего проведения в нем капитального ремонта администрация МО «Алексеевское» не представила, как и об устранении выявленных в нем недостатков. Из системного толкования ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», ст. 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ следует, что обязанность по проведению капитального ремонта жилых помещений, а также общего имущества многоквартирного дома может быть возложена на граждан, приватизировавших жилые помещения, лишь после исполнения бывшим наймодателем таких обязательств. Довод представителя администрации МО «Алексеевское» о том, что обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества жилого дома должна быть возложена на администрацию района, суд находит несостоятельным по следующим основаниям. Федеральным законом № 131-ФЗ с 1 января 2006 года полномочия по содержанию жилищного фонда переданы органам местного самоуправления муниципальных образований поселений, спорный жилой дом Областным законом от 27.04.2006 года передан в собственность МО «Алексеевское». Пунктом 5 ч. 1 ст. 14.1 данного Федерального закона предусмотрено право органов местного самоуправления поселения на осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 01.03.2005 года. Запрета на финансирование капитального ремонта жилых домов, переданных в муниципальную собственность поселения после 01.03.2005 года, Закон не содержит. С введением в действие с 01.03.2005 года Жилищного кодекса РФ обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений и общего имущества многоквартирного дома по договору социального найма возложена на наймодателя. Как указал Конституционный суд РФ в своем определении от 14.07.2011 года № 886-О-О статья 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", устанавливающая, что при приватизации занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, направлена на защиту имущественных и жилищных прав этих граждан. На основании исследованных судом доказательств достоверно установлено, что в жилом доме истца капитальный ремонт крыши дома и выгребной ямы не проводился, в связи с чем администрация МО «Алексеевское», являясь наймодателем и собственником имущества, ненадлежащим образом исполняет обязанности, вытекающие из правоотношений социального найма жилого помещения. Кроме того, не проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, нарушаются права истца на нормальные условия проживания и пользования жилым помещением, предоставленным ей на условиях социального найма, поскольку из-за протекания крыши влага проникает в само жилое помещение истца, а из-за провалившейся выгребной ямы, промерзающей в зимний период, она не имеет возможности пользоваться туалетом. Требования истца о понуждении наймодателя провести капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, связаны с восстановлением права конкретного гражданина на проживание в жилом помещении, отвечающим всем нормам и требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Учитывая фактические обстоятельства дела, исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит исковые требования Корняковой Н.М. к администрации МО «Алексеевское» об обязании произвести капитальный ремонт крыши и выгребной ямы с северной стороны дома подлежащими удовлетворению. Истцом требования к ответчикам в лице администрации МО «Красноборский муниципальный район», П.Т., И.С., А.Э., К.В., Б.И., Р.Г., П.Н., Ш.В. не заявлены. На основании п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Корняковой Н.М. удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Алексеевское» провести капитальный ремонт жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: в срок до 01 марта 2012 года - выгребной ямы с северной стороны дома; в срок до 01 июля 2012 года - крыши дома. Решение может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.С. Белякова