Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красноборск 23 декабря 2011 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Кузнецова П.В.,
при секретаре Смеловой Н.В.,
с участием прокурора Красноборского района Посохова А.Е..,
истца Михайличенко И.Ю.,
представителей ответчиков администрации МО «Алексеевское» К.Н. и администрации МО «Красноборский муниципальный район» Т.Е.,
представителя третьего лица Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-297 по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Красноборского района Архангельской области, поданному в интересах Михайличенко И.Ю., к администрации муниципального образования «Алексеевское» и администрации МО «Красноборский муниципальный район» о признании за Михайличенко И.Ю. права на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории МО «Алексеевское» и предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Красноборского района Кузнецов А.Н. 16 ноября 2011 года обратился в суд с иском в интересах Михайличенко И.Ю. к администрации МО «Алексеевское» о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории МО «Алексеевское» и предоставлении во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения.
В обоснование иска прокурор указал, что по результатам проверки, проведенной по обращению Михайличенко И.Ю., выявлен факт нарушения жилищных прав лица, оставшегося без попечения родителей. __.__.______г. Михайличенко И.Ю. обратился в орган опеки и попечительства с письменным заявлением об оказании ему помощи в получении жилья на территории села Красноборска, но до момента обращения в прокуратуру района данный вопрос не был разрешен. В период с __.__.______г. по __.__.______г. Михайличенко И.Ю. являлся воспитанником ***. С __.__.______г. последний приступил к обучению в ГОУ НПО «***» и фактически проживает в общежитии названного училища. Постановлением главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» № от __.__.______г. Михайличенко И.Ю. был поставлен на учет в администрации МО «Верхнеуфтюгское» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма. На основании ст. 5, ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Архангельской области» просит суд признать за Михайличенко И.Ю. право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории села Красноборска муниципального образования «Алексеевское». Обязать администрацию МО «Алексеевское» предоставить Михайличенко И.Ю. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В судебном заседании прокурор Посохов А.Е.., истец Михайличенко И.Ю., в интересах которого подано рассматриваемое исковое заявление, поддержали исковые требования по тем же основаниям, уточнив требования, просили обязать администрацию МО «Алексеевское» предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее *** квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте села Красноборска МО «Алексеевское», в срок до 01 июля 2012 года за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Представитель ответчика администрации МО «Алексеевское» К.Н. иск признала частично, пояснив, что Михайличенко И.Ю. имеет право на жилую площадь по окончании образовательного учреждения. Михайличенко И.Ю. настоящее время состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Свободной жилой площади в МО «Алексеевское» не имеется. В случае признания за Михайличенко И.Ю. права на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории МО «Алексеевское» за счет бюджетных средств Архангельской области, выделяемых детям-сиротам, администрация готова предоставить ему жилое помещение, общей площадью не менее *** кв.м., пригодное для проживания и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, но потребуется определенное время для поиска жилья, направления необходимых документов для выделения на указанные цели денежных средств, в связи с чем просит установить срок исполнения данных обязательств до 31 декабря 2012 года.
Представитель администрации МО «Красноборский муниципальный район» Т.Е. с иском не согласна по тем основаниям, что постановлением главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г. № администрации МО «Алексеевское» предписано поставить Михайличенко И.Ю. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилой площади на территории МО «Алексеевское» во внеочередном порядке. Решение вопросов, связанных с постановкой на учет нуждающихся в предоставлении жилья граждан, а также в предоставлении жилого помещения, отнесено к компетенции МО «Алексеевское». За Михайличенко И.Ю. уже признано право на внеочередное предоставление жилого помещения, поэтому после окончания пребывания в учреждении профессионального образования ему будет предоставлено жилое помещение.
Представитель третьего лица Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Е.М. с заявлением прокурора согласна частично, пояснила, что Михайличенко И.Ю. будет обеспечен жилым помещением после его пребывания в образовательном учреждении.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений конституционных норм принят Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (далее Закон № 159-ФЗ), в ст. 1 которого установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в сфере жилищных правоотношений.
В силу ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Указанные выше законоположения, предусматривают как жилищные права указанных лиц, так и меры по их непосредственной защите, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.
Под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение дополнительной социальной поддержки, как следует из содержания ст. 1 Закона № 159-ФЗ, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые, в частности, остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, как следует из содержания ст. 8 ч.1 Закона № 159-ФЗ, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди.
Как установлено в судебном заседании, Михайличенко И.Ю. родился __.__.______г. <данные изъяты> (л.д. 19-20).
Постановлением главы администрации Красноборского района от __.__.______г. № Михайличенко И.Ю. был направлен в ***, за ним закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес> (л.д. 13).
Решением Красноборского районного суда Архангельской области от __.__.______г. М.А. была лишена родительских прав <данные изъяты> (л.д. 11-12).
Постановлением главы МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г. №несовершеннолетний Михайличенко И.Ю. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Администрации МО «Верхнеуфтюгское» предписано включить несовершеннолетнего Михайличенко И.Ю. в список на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке (л.д. 21).
Постановлением главы МО «Верхнеуфтюгское» от __.__.______г. №несовершеннолетний Михайличенко И.Ю. включен в список на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
__.__.______г. Михайличенко И.Ю. по окончании пребывания в *** с __.__.______г. был зачислен ГАОУ НПО АО «***» в <данные изъяты>. До __.__.______г. Михайличенко И.Ю. проживал в ***, а с __.__.______г. ему было предоставлено место в общежитии училища по адресу: <адрес>, комната 11 (л.д. 15).
С __.__.______г. по настоящее время Михайличенко И.Ю. проходит по очной форме обучение в названном «***» (л.д. 15-16).
__.__.______г. Михайличенко И.Ю. обратился с заявлением к начальнику Управления образования МО «Красноборский муниципальный район» об оказании ему помощи в получении жилого помещения в селе Красноборске в связи с достижением им совершеннолетия (л.д. 22).
__.__.______г. Михайличенко И.Ю. за содействием в получении жилой площади в селе Красноборске как лицу из числа детей, лишенных попечения родителей, обратился к прокурору Красноборского района (л.д. 8).
Постановлением главы МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г. №несовершеннолетний Михайличенко И.Ю. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Администрации МО «Алексеевское» предписано принять несовершеннолетнего на учет (л.д. 60).
Из установленного в судебном заседании следует, что Михайличенко И.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот. В период с __.__.______г. по __.__.______г. он находился на воспитании в *** и проживал в названном детском доме до __.__.______г.. С __.__.______г. Михайличенко И.Ю. обучается в селе Красноборске в ГАОУ НПО АО «***» и с __.__.______г. проживает в общежитии названного училища, на территории МО «Верхнеуфтюгское» не желает реализовывать свое право на получение жилья, так как с __.__.______г. проживает на территории МО «Алексеевское» Красноборского района, где в настоящее время получает профессиональное образование.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Областного закона № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, жилых помещений.
Законом Архангельской области № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.
Согласно ч. 1, 3 ст. 6.1 Областного закона № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.
В силу прямого указания в законе обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, возложено на органы местного самоуправления по месту жительства таких детей.
В соответствии с п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей возлагается на органы опеки и попечительства.
Михайличенко И.Ю. в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, местом его рождения является <адрес>. Михайличенко И.Ю. находился на воспитании и содержании в ***, расположенном на территории Красноборского района, после окончания которого __.__.______г. продолжил обучение в ***. Местом первичного выявления Михайличенко И.Ю., как ребенка, лишенного попечения родителей, является территория Красноборского района. Местом его постоянного жительства на день рассмотрения настоящего спора также является Красноборский район. Органом опеки и попечительства по месту фактического нахождения несовершеннолетнего Михайличенко И.Ю. в период с __.__.______г. по __.__.______г. принимались меры к постановке его на учет в Красноборском районе и закреплении за ним жилой площади, последний состоит на учете в администрации МО «Алексеевское» на получение во внеочередном порядке по договору социального найма жилого помещения с __.__.______г.. Право на жилое помещение на территории Красноборского района Архангельской области истец до настоящего дня не реализовал.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Михайличенко И.Ю. права требовать предоставления ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по месту его жительства, то есть на территории села Красноборска МО «Алексеевское».
Государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в силу ст. 45 Областного закона № 84-5-ОЗ наделены органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области.
Муниципальное образование «Алексеевское», как следует из содержания ст. 1 Устава МО «Алексеевское», является муниципальным образованием, образованным в соответствии с законодательством РФ и Архангельской области, находится на территории муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области и наделено законом Архангельской области статусом сельского поселения. Таким образом, МО «Алексеевское», обладая статусом сельского поселения, наделено государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в силу ст. 45 Областного закона № 84-5-ОЗ.
В силу положений ст. 48 Областного закона № 84-5-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются дополнительными государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в связи с чем муниципальным образованиям предоставляются субвенции на соответствующие цели.
Предметом рассмотрения настоящего спора проверка надлежащего исполнения Архангельской областью своих обязательств по предоставлению соответствующих субвенций муниципальному образованию «Алексеевское», по их расчету МО «Красноборский муниципальный район» не является.
МО «Красноборский муниципальный район» не может выступать в качестве надлежащего ответчика по рассматриваемому спору, поскольку до обращения прокурора с рассматриваемым иском в суд, решением органа местного самоуправления муниципального района от __.__.______г. № Михайличенко И.Ю., как оставшийся без попечения родителей, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а от __.__.______г. № постановлено органу местного самоуправления сельского поселения - администрации МО «Алексеевское» принять на учет последнего по тому же основанию. Предписания п. 3 ст. 6.1 Областного закона № 79-5-ОЗ МО «Красноборский муниципальный район» были выполнены, непосредственно обслуживанием жилищного фонда орган местного самоуправления муниципальный район на территории МО «Алексеевское» не занимается.
По смыслу ч. 1 ст. 8 № 159-ФЗ и ст. 7 № 49-7-ОЗ дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, в том числе после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания.
Государственное образовательное учреждение *** относится к числу образовательных учреждений.
В названном образовательном учреждении Михайличенко И.Ю. находился до __.__.______г.. Окончание пребывания истца в образовательном учреждении является самостоятельным основанием для признания за ним права на предоставление жилого помещения. То обстоятельство, что Михайличенко И.Ю. продолжает в настоящее время обучение в профессиональном училище и находится на полном государственном обеспечении не может служить основанием для отказа в иске.
Михайличенко И.Ю. на момент рассмотрения настоящего дела закрепленного за собой жилого помещения на территории Красноборского района не имеет, пребывание в образовательном учреждении окончено __.__.______г., в связи с чем обязанность по обеспечению последнего жилым помещением во внеочередном порядке следует возложить на администрацию МО «Алексеевское». При этом обязанность по обеспечению истца жильем должна быть осуществлена ответчиком за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Общая площадь подлежащего предоставлению по договору социального найма жилого помещения определяется судом при разрешении данного спора в соответствии с положениями ст. 50 ЖК РФ и выпиской из решения Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Алексеевское» от __.__.______г. №, согласно которым учетная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере *** квадратных метров общей площади на состав семьи из одного человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.
Согласно ст. 15 и 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.
По смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
С учетом фактических обстоятельств дела, мнения сторон, положений ст. 314 ГК РФ, судом определяется срок исполнения ответчиком обязательства до 31 декабря 2012 года.
В ст. 10 Закона № 159-ФЗ закреплено право прокурора обращаться в суд в установленном порядке с заявлением в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данном случае прокурор воспользовался правом на обращение в суд иском в защиту лица, из числа детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей.
С учетом фактических обстоятельств дела, исследованных в судебном заседании доказательств, суд находит исковые требования исполняющего обязанности прокурора Красноборского района подлежащими удовлетворению по отношению к МО «Алексеевское».
Согласно п. 9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании п.п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования исполняющего обязанности прокурора Красноборского района в интересах Михайличенко И.Ю. удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Алексеевское» предоставить Михайличенко И.Ю. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, не ниже установленных социальных норм, общей площадью не менее 18 квадратных метров, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте населенного пункта с. Красноборск муниципального образования «Алексеевское» Красноборского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в срок до 31 декабря 2012 года.
В остальной части иска прокурору отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья П.В. Кузнецов