о признании права на внеочередное получение жилого помещения



          Дело № 2-294/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск                                                                     15 декабря 2011 года

      Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Беляковой Е.С.,

при секретаре Смеловой Н.В.,

с участием старшего помощника прокурора Красноборского района Беляковой В.Н.,

истца Назарова А.В.,

представителя истца К.А.,

ответчиков представителей администрации МО «Красноборский муниципальный район» Т.Е., администрации МО «Алексеевское» К.Н.,

третьих лиц представителей администрации МО «Телеговское» Т.Г., Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноборского района, поданному в интересах Назарова А.В., к администрации МО «Красноборский муниципальный район», администрации МО «Алексеевское» о признании права на внеочередное получение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор Красноборского района обратился в суд с иском в интересах Назарова А.В. к администрации МО «Красноборский муниципальный район», администрации МО «Алексеевское» о признании права на внеочередное получение жилого помещения.

В обоснование иска указал, что Назаров А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г. было определено предоставить истцу жилье в <адрес>. В указанном жилом помещении Назаров А.В. фактически не проживал. Согласно заключению межведомственной комиссии предоставленное истцу жилое помещение, в том числе и на момент его предоставления, является непригодным для проживания. Таким образом, с __.__.______г. Назаров А.В. так и не реализовал свое право на внеочередное получение жилого помещения на условиях договора социального найма. В силу требований Областного закона Архангельской области от 20.09.2005г. № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» следует, что принятие на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области. В соответствии с Законом Архангельской области № 84-5-ОЗ                        «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» сельские поселения наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам. С учетом интересов истца просит признать за Назаровым А.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории с. Красноборск МО «Алексеевское» и обязать администрацию МО «Алексеевское» предоставить Назарову А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее *** кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании прокурор Белякова В.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Назаров А.В. и его представитель К.А. с иском прокурора согласны.

Представители ответчиков администрации МО «Красноборский муниципальный район» Т.Е. и администрации МО «Алексеевское» К.Н., действующие на основании доверенностей, с исковыми требованиями прокурора согласны в части признания права истца на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма, однако полагали, что жилое помещение возможно предоставить истцу на территории МО «Телеговское».

Представители третьих лиц администрации МО «Телеговское» Т.Г. и Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Д.А. с требованиями прокурора согласны в полном объеме. В интересах Назарова А.В. просили предоставить ему жилое помещение на территории с. Красноборск МО «Алексеевское».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 45 ГПК РФ предоставлено право прокурору обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 2 и 3 ст. 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений конституционных норм принят Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года (далее Закон № 159-ФЗ), в ст. 1 которого установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в сфере жилищных правоотношений.

В соответствии со ст. 4 указанного закона, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Указанными выше положениями закона предусмотрены жилищные права указанной категории лиц, меры по их непосредственной защите и порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение дополнительной социальной поддержки, как следует из содержания ст. 1 Закона № 159-ФЗ, понимаются лица в возрасте до 18 лет, которые, в частности, остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, как следует из содержания ст. 8 ч.1 Закона № 159-ФЗ, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Областным законом Архангельской области от 20.09.2005г. № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» предусмотрено, что принятие на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области.

В соответствии с Законом Архангельской области № 84-5-ОЗ                        «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» сельские поселения наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам.

В п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ закреплено, что помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди.

Как установлено в судебном заседании, Назаров А.В. родился __.__.______г. в <адрес>.

Решением Красноборского районного суда Архангельской области от 14.05.1999 года отец Назарова А.В. Н.В. был лишен родительских прав.

Мать Б.Т., являвшаяся <данные изъяты> умерла __.__.______г. в <адрес>, актовая запись о смерти , произведена __.__.______г. администрацией <адрес>.

Постановлением главы администрации Красноборского района от __.__.______г. Назаров А.В. был направлен в детский дом <адрес>. За ним закреплено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.

По сообщению главы администрации Телеговского сельсовета дом, в котором проживала семья Назаровых в <адрес>, продан и оформлен по закону. Дом в <адрес>, принадлежащий гр. Б.Ю. и который они хотели купить, сгорел и в настоящее время жилой площади, которая бы числилась за Назаровыми, на территории Телеговского сельсовета не имеется (л.д. 16).

Согласно сведений, представленных директором ГОУ НПО «Профессиональное училище », Назаров А.В. поступил в училище из Красноборского детского дома. В период с __.__.______г. по __.__.______г. Назаров А.В. обучался в данном образовательном учреждении по профессии «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ», с __.__.______г. по __.__.______г. продолжил обучение по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Постановлением главы администрации МО «Красноборский район» от __.__.______г. Назарову А.В. было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на основании пп.2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ и ст. 7 Областного закона от 05.07.2001г. № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области».

С __.__.______г. Назаров А.В. зарегистрирован по данному адресу.

Из информации, представленной главой администрации МО «Телеговское» __.__.______г., следует, что в <адрес> в период с __.__.______г. по __.__.______г. никто фактически не проживал и в настоящее время не проживает.

Согласно акту обследования помещения и заключению межведомственной комиссии от __.__.______г. жилое помещение, предоставленное Назарову А.В., не пригодно для проживания, при этом сделан вывод о том, что указанное жилое помещение было непригодным и на момент его предоставления в __.__.______г..

Как пояснил в судебном заседании Назаров А.В. в __.__.______г. он был в <адрес>. Квартира требовала ремонта, была завалена старыми вещами, мусором, оставшимся от прежних владельцев. Проживать в квартире было невозможно.

Представитель третьего лица администрации МО «Телеговское» Т.Г. подтвердила, что в квартире, которая была предоставлена Назарову А.В., ранее проживала неблагополучная семья, злоупотребляющая спиртными напитками. Жилое помещения было доведено до неудовлетворительного состояния, в квартире было отключено электроснабжение за неуплату.

Представитель органа опеки и попечительства Д.А. пояснила, что когда решался вопрос о выделении Назарову А.В. данного жилья, она входила в состав комиссии, однако сама жилое помещение не осматривала. Состояние жилого помещения, установленное межведомственной комиссией, позволяет говорить о том, что оно было непригодным для проживания и на момент его предоставления Назарову А.В.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Областного закона № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, жилых помещений.

Законом Архангельской области № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно ч. 1, 3, 4 ст. 6.1 Областного закона № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет.

В силу положений ст. 48 закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области наделяются государственными полномочиями по расчету и предоставлению городским и сельским поселениям субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в связи с чем муниципальным образованиям предоставляются субвенции на соответствующие цели.

Из установленного в судебном заседании следует, и это не оспаривается сторонами, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, местом рождения Назарова А.В. является <адрес>. Местом первичного выявления Назарова А.В., как ребенка, лишенного попечения родителей, является территория Красноборского района. Местом его постоянного жительства на день рассмотрения настоящего спора также является Красноборский район.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что Назаров А.В. является лицом, оставшимся без попечения родителей, и, несмотря на достижение им возраста 23 лет, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку до настоящего времени свое право на получение жилого помещения, пригодного для проживания, не реализовал.

Изложенное свидетельствует о наличии у истца права требовать предоставления ему жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Свое право на получение жилья Назаров А.В. желает реализовать на территории с. Красноборск МО «Алексеевское» Красноборского района, поскольку на территории данного населенного пункта более развита инфраструктура, имеется возможность трудоустройства, рынок жилья более доступен, что позволит быстрее решить вопрос с предоставлением ему жилого помещения.

Как пояснила представитель МО «Телеговское» Т.Г., на территории данного муниципального образования нет никакого производства, вопрос с трудоустройством граждан стоит очень остро, имеющийся жилищный фонд в большем объеме представляет собой ветхое жилье, приобрести для Назарова А.В. жилое помещение, отвечающее всем установленным нормам, в ближайшее время не представляется возможным, чем будут нарушены его права.

Представителями ответчиков администрации МО «Красноборский муниципальный район» и администрации МО «Алексеевское» не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что предоставление жилого помещения на территории МО «Телеговское» будет отвечать интересам Назарова А.В.

Прокурором Красноборского района и истцом требования к администрации МО «Телеговское» о предоставлении жилого помещения Назарову А.В. не заявлены.

В связи с тем, что до настоящего времени истец закрепленного за ним жилого помещения, пригодного для проживания на территории Красноборского района, не имеет, учитывая интересы истца, суд возлагает обязанность по обеспечению Назарова А.В. жилым помещением во внеочередном порядке на администрацию МО «Алексеевское». При этом обязанность по обеспечению истца жильем должна быть осуществлена ответчиком за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.

Общая площадь подлежащего предоставлению по договору социального найма жилого помещения определяется судом при разрешении данного спора в соответствии с положениями ст. 50 ЖК РФ и решением Совета депутатов второго созыва муниципального образования «Алексеевское» от 11 ноября 2010№ 131, согласно которым учетная норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере *** квадратных метров общей площади на состав семьи из одного человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение.

Согласно ст. 15 и 16 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры и комната.

По смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.

При таких обстоятельствах, оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования прокурора Красноборского района, заявленного в интересах истца, о предоставлении ему жилого помещения на территории МО «Алексеевское» в селе Красноборске с последующим заключением договора социального найма.

При установлении срока, необходимого для исполнения решения суда и устранения имеющихся нарушений, суд учитывает позиции прокурора Красноборского района, истца, а также представителя ответчика администрации МО «Алексеевское», и находит возможным установить ответчику срок исполнения решения суда до 31 декабря 2012 года.

Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также государственная пошлина, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Красноборского района в интересах Назарова А.В. удовлетворить.

Признать за Назаровым А.В. право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях договора социального найма на территории села Красноборск МО «Алексеевское» Красноборского района Архангельской области.

Обязать администрацию МО «Алексеевское» предоставить Назарову А.В. во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение в виде отдельной квартиры, не ниже установленных социальных норм, общей площадью не менее *** квадратных метров, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в черте населенного пункта с. Красноборска МО «Алексеевское», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в срок до 31 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                          Е.С. Белякова