о признании незаконными действий по перерасчету доплаты к трудовой пенсии и взыскании задолженности



                                                   Дело № 2-185/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск                                                                                       14 ноября 2011 года

    Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Беляковой Е.С.,

при секретаре Смеловой Н.В.,

с участием истца Виткова Ю.Ф.,

ответчика главы администрации МО «Красноборский муниципальный район» Р.В.,

ответчика представителя администрации МО «Красноборский муниципальный район» В.Л.,

третьего лица представителя Собрания депутатов МО «Красноборский муниципальный район» П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виткова Ю.Ф. к администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», Собранию депутатов МО «Красноборский муниципальный район» о признании незаконными действий по перерасчету доплаты к трудовой пенсии и взыскании образовавшейся задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Витков Ю.Ф. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» и Собранию депутатов муниципального образования «Красноборский муниципальный район» о признании незаконными действий по перерасчету доплаты к трудовой пенсии и взыскании образовавшейся задолженности.

Свои требования мотивировал тем, что __.__.______г. администрация МО «Красноборский муниципальный район» произвела перерасчет его надбавки к государственной пенсии, уменьшив её с *** рублей до *** рублей. Решением Красноборского районного суда от 05.07.2010 года, в связи с тем, что решение Собрания депутатов № 74 не было опубликовано, действия администрации, связанные с перерасчетом доплаты, были признаны незаконными, с администрации в его пользу взыскана сумма доплаты за *** месяцев в размере *** рублей. 27 июля 2010 года в Вестнике МО «Красноборский муниципальный район» было опубликовано решение Собрания депутатов от 10.12.2009 года № 74 и решение № 38 от 21.07.2010 года о внесении изменений в решение № 74. На основании решения               № 38 администрация __.__.______г. произвела очередной перерасчет муниципальной надбавки с *** рублей до *** рублей, взяв за основу расчета 60% денежного содержания и пенсию на __.__.______г. за минусом пенсии на               __.__.______г.. Считает, что производить перерасчет его надбавки __.__.______г. на основании вновь принятых решений не было оснований. __.__.______г. размер его пенсии не изменялся, произведенный перерасчет пенсии - это безосновательный пересмотр решения о назначении надбавки __.__.______г. и последующих распоряжений главы администрации по её индексации, без учета роста заработной платы служащим администрации за *** прошлых лет. Просил суд отменить п. 12 Положения о порядке назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы МО «Красноборский муниципальный район» Приложения к решению Собрания депутатов от 10.12.2009 года № 74 в части перерасчета муниципальной надбавки; отменить п.п.1 и 1.1 решения Собрания депутатов от 21.07.2010 года № 38 «О внесении изменений в отдельные решения Собрания депутатов МО «Красноборский муниципальный район»; признать действия администрации, связанные с перерасчетом размера доплаты к трудовой пенсии с __.__.______г., незаконными; взыскать с администрации в его пользу задолженность по выплате доплаты к трудовой пенсии исходя из *** руб. в месяц, начиная с __.__.______г., с учетом налога.

Решением Красноборского районного суда от 14 марта 2011 года в иске Виткову Ю.Ф. было отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 05 мая 2011 года решение Красноборского районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

__.__.______г. от истца Виткова Ю.Ф. поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором истец просил признать действия администрации МО «Красноборский муниципальный район», связанные с перерасчетом размера доплаты к трудовой пенсии с __.__.______г., незаконными и взыскать задолженность по выплате за *** месяцев в сумме *** рубля.

Определением Красноборского районного суда от 07 июня 2011 года исковые требования Виткова Ю.Ф. о признании незаконными действий по перерасчету доплаты к трудовой пенсии и взыскании образовавшейся задолженности выделены из гражданского дела № 2-142/11 в отдельное производство.

Определением Красноборского районного суда от 21 сентября 2011 года по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечен глава администрации МО «Красноборский муниципальный район» Р.В.

__.__.______г. от истца поступило заявление об увеличении исковых требований, согласно которому Витков Ю.Ф. просит взыскать с администрации МО «Красноборский муниципальный район» задолженность по выплате доплаты к трудовой пенсии за период с __.__.______г. по __.__.______г. в сумме                   *** рублей. От требований к Собранию депутатов МО «Красноборский муниципальный район» истец отказался.

В судебном заседании истец Витков Ю.Ф. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Ответчик глава администрации МО «Красноборский муниципальный район» Р.В. исковые требования в отношении себя не признал. В обоснование возражений пояснил, что он, как глава администрации, не является законодательным органом. В рассматриваемом случае перерасчет доплаты к трудовой пенсии истца был произведен в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства, в том числе нормативных правовых актов органа местного самоуправления.

Представитель ответчика администрации МО «Красноборский муниципальный район» В.Л. в судебном заседании исковые требования Виткова Ю.Ф. не признала. Пояснила, что распоряжением и.о. главы администрации                                    МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г. истцу была назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере *** рубля.                     В соответствии с ч. 2 ст. 18 областного закона от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ              «О муниципальной службе в Архангельской области» Витков Ю.Ф. в связи с выходом в отставку, как лицо, замещавшее должность муниципальной службы, имеет право на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления на ежемесячную доплату к государственной пенсии. При этом сумма пенсии и доплаты не должна превышать 60 процентов его месячного денежного содержания. Порядок назначения ежемесячной доплаты к пенсии определяется органами местного самоуправления. В соответствии с пунктом 12 Положения «О порядке назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы муниципального образования «Красноборский муниципальный район», принятым решением сессии Собрания депутатов № 74 от 10 декабря 2009 года, при изменении размера трудовой пенсии, с учетом которой определена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, производится перерасчет размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии на основании сообщения соответствующего органа, выплачивающего трудовую пенсию, о новом размере пенсии. С __.__.______г. сумма пенсии и доплаты истца стала превышать 60 процентов его месячного денежного содержания. Просила суд отказать Виткову Ю.Ф. в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица Собрания депутатов МО «Красноборский муниципальный район» П.В. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований Виткова Ю.Ф. отказать по доводам, приведенным представителем ответчика.

Прокурор Красноборского района не принял участия в судебном заседании, о времени и месте которого был извещен надлежащим образом. Дело просил рассмотреть в свое отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации                «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ(далее - Закон № 25-ФЗ)в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 11 указанного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 18 Закона Архангельской области от 16 апреля 1998 года № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области»                       (с изменениями от 23 сентября 2009 года № 64-5-ОЗ) (далее по тексту - Закон № 68-15-ОЗ) в сфере пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и областными законами.

Муниципальные служащие в связи с выходом на трудовую пенсию имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципальным служащим устанавливается при наличии 12,5 календарных лет стажа муниципальной службы у мужчин и 10 календарных лет у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 50 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа муниципальной службы, но сумма пенсии и доплаты не сможет превышать 60 процентов его месячного денежного содержания.

Как установлено в судебном заседании, Витков Ю.Ф. является получателем пенсии по старости со __.__.______г..

В администрации МО «Красноборский муниципальный район» в период с               __.__.______г. по __.__.______г. Витков Ю.Ф. замещал должность <данные изъяты>.

Распоряжением и.о. главы администрации МО «Красноборский район» от                __.__.______г. Виткову Ю.Ф. была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии на __.__.______г. в размере *** рублей *** копейки, а также предписывалось, что в случае, если размер пенсии изменится, сумма доплаты и государственной пенсии подлежит перерасчету. При этом сумма доплаты и государственной пенсии не должна превышать 60% от месячного денежного содержания муниципального служащего на момент его выхода в отставку.

Указанную доплату к государственной пенсии с учетом её индексации, и удержания налога на доходы физических лиц, истец получал в период с __.__.______г. по __.__.______г..

С __.__.______г. ежемесячная доплата к государственной пенсии Виткову Ю.Ф. администрацией МО «Красноборский муниципальный район» не выплачивается.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, как следует из содержания п. 8 ст. 18 Закона № 68-15-ОЗ, определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

Постановлением главы администрации МО «Красноборский район» от       __.__.______г. было утверждено Положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Красноборский район», пунктом 2 которого ежемесячная доплата к государственной пенсии муниципальным служащим устанавливалась при наличии 12,5 календарных лет стажа муниципальной службы у мужчин и 10 календарных лет у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 50% месячного денежного содержания. Размер доплаты подлежал увеличению на 3% месячного содержания муниципального служащего за каждый полный год выслуги свыше установленного настоящим пунктом продолжительности стажа муниципальной службы, но сумма пенсии и доплаты не могла превышать 60% его месячного денежного содержания (л.д. 39-40).

С __.__.______г. Виткову Ю.Ф. была установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере *** рублей *** копейки. Размер денежного содержания, из которого производилось исчисление ежемесячной доплаты к пенсии, составлял *** рублей.

Решением Собрания депутатов третьего созыва МО «Красноборский район» от 06 июля 2005 года № 48 было утверждено Положение «О порядке установления и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Красноборский район». Согласно указанному Положению ежемесячная доплата к государственной пенсии муниципальным служащим устанавливалась при наличии 12,5 календарных лет стажа муниципальной службы у мужчин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла не более 50% месячного денежного содержания, размер доплаты подлежал увеличению на 3% месячного содержания муниципального служащего за каждый полный год отработанный свыше 12,5 лет у мужчин, но сумма пенсии и доплаты не могла превышать 60% его месячного денежного содержания (п. 2); размер ежемесячной доплаты подлежал индексации, индексация размера доплаты производилась применительно ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», коэффициенты доплаты и её периодичность устанавливаются Постановлением Правительства РФ (п.9).

Решением Собрания депутатов МО «Красноборский муниципальный район» от 10 декабря 2009 года № 74 утверждено новое Положение о порядке назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы МО «Красноборский муниципальный район» (далее по тексту - Положение от 10 декабря 2009 года, Положение). Указанным решением признано утратившим силу решение Собрания депутатов МО «Красноборский район» от 06.07.2005 года № 48. Решение опубликовано в Вестнике газеты «Знамя» 27 июля 2010 года № 57 (л.д. 22-26).

Согласно п.п. 2, 3 Положения при стаже муниципальной службы 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты составляла 50 % месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер доплаты к пенсии увеличивается на 3% месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной п.2 Положения продолжительности стажа, но сумма пенсии и доплаты не может превышать 60 % его месячного денежного содержания.

Пунктом 11 Положения предусмотрено, что размер ежемесячной доплаты подлежит индексации. Индексация размеров ежемесячной доплаты к трудовой пенсии производится в сроки и порядке, которые предусмотрены для увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих администрации МО «Красноборский муниципальный район».

В силу п. 12 указанного Положения при изменении в соответствии с законодательством РФ размера трудовой пенсии, с учетом которой определена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, производится перерасчет размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с соблюдением правил, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, на основании сообщения соответствующего органа, выплачивающего трудовую пенсию, о новом размере пенсии.

В судебном заседании установлено, что на момент выхода истца в отставку ежемесячная доплата к трудовой пенсии на __.__.______г. составляла не более 60 процентов его денежного содержания и была установлена согласно ст. 18 Областного закона № 68-15-ОЗ в следующем порядке: <данные изъяты>

Ежемесячная доплата с __.__.______г., с __.__.______г. и с __.__.______г. на основании п. 9 Положения, утвержденного решением от 06.07.2005 года № 48 (с учетом изменений от 24.05.2006 года № 30), а также постановлений Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 419, от 24 марта 2006 года № 165 и от 27 марта 2007 года № 181 была проиндексирована и её размер на __.__.______г. составил *** рублей *** коп. (л.д. 86).

__.__.______г. администрацией МО «Красноборский муниципальный район» Виткову Ю.Ф. было направлено сообщение о том, что с __.__.______г. в связи с принятием нового Положения при увеличении размера трудовой пенсии будет производиться перерасчет доплаты к трудовой пенсии, установленной на основании распоряжения (л.д. 66).

С __.__.______г. размер ежемесячной доплаты к пенсии Виткова Ю.Ф. был уменьшен на основании Положения от __.__.______г., в связи с увеличением размера трудовой пенсии в централизованном порядке и составил *** рублей *** копейки <данные изъяты> (л.д. 84, 85, 87).

С __.__.______г. и с __.__.______г. размер трудовой пенсии истца вновь был увеличен до *** рублей *** копеек и до *** рублей *** копеек соответственно, что послужило основанием к уменьшению размера ежемесячной доплаты до *** рублей *** копеек и до *** рублей *** копеек соответственно (л.д. 84, 88, 89).

Решением Красноборского районного суда от 05 июля 2010 года по иску Виткова Ю.Ф. к администрации МО «Красноборский муниципальный район» было установлено, что Положение от 10 декабря 2009 года не подлежит применению, как официально неопубликованное, а потому действия администрации, связанные с перерасчетом Виткову Ю.Ф. выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии с __.__.______г. признаны незаконными. С администрации в пользу Виткова Ю.Ф. взыскано *** рублей в счет возмещения задолженности по выплате ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за период с __.__.______г. по __.__.______г. года.

Решением Собрания депутатов МО «Красноборский муниципальный район» от 21 июля 2010 года № 38 «О внесении изменений в отдельные решения Собрания депутатов МО «Красноборский муниципальный район» в решение Собрания депутатов № 74 от 10 декабря 2009 года были внесены изменения: пункт 3 решения изложен в следующей редакции: «Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования и применяется в отношении лиц, замещавших должности муниципальной службы и имеющих право на назначение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, в том числе лиц, замещающих должности муниципальной службы, которым ежемесячная доплата к трудовой пенсии была назначена до момента вступления в силу настоящего решения.»

Данное решение Собрания депутатов от 21 июля 2010 года № 38 и решение Собрания депутатов от 10 декабря 2010 года № 74 были официально опубликованы в Вестнике газеты «Знамя» 27 июля 2010 года № 57 и вступили в силу со дня официального опубликования, то есть с 27.07.2010 года.

Законность данных решений была предметом проверки судебных инстанций.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 11 августа 2011 года решение Красноборского районного суда от 07 июля 2011 года, по которому пункт 12 «Положения о порядке назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы МО «Красноборский муниципальный район», утвержденный решением Собрания депутатов МО «Красноборский муниципальный район» от 10 декабря 2009 года № 74 и подпункт 1.1 пункта 1 решения Собрания депутатов МО «Красноборский муниципальный район» от 21 июля 2010 года № 38 «О внесении изменений в отдельные решения Собрания депутатов МО «Красноборский муниципальный район» признаны недействующими со дня их принятия, отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующих указанных выше пунктов решений Собрания депутатов.

Судом кассационной инстанции отмечено, что Положение от 10 декабря 2009 года принято Собранием депутатов во исполнение областного закона                                   «О муниципальной службе в Архангельской области» от 16.04.1998 года № 68-15-ОЗ. Оспариваемый заявителем Порядок исчисления ежемесячной надбавки к пенсии                (п. 12 и 3 Положения), введенный с 27 июля 2010 года предусматривает изменение суммы доплаты в случае изменения размера трудовой пенсии, поскольку сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к пенсии не может превышать 60% месячного денежного содержания. Положение от 10 декабря 2009 года в части порядка изменения ежемесячной надбавки принято во исполнение областного закона и не содержит в себе каких-либо противоречий по сравнению с ним.

Судом установлено, что на __.__.______г. размер пенсии истца составил *** рублей, с __.__.______г. размер пенсии увеличился и составил *** рублей, которые истец получает по настоящее время.

Согласно расчету ответчика сумма ежемесячной доплаты к трудовой пенсии истцу __.__.______г. стала равна нулю, поскольку сумма ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии по состоянию на __.__.______г. стала превышать 60 % месячного содержания истца.

Суд соглашается с указанным расчетом, поскольку действительно сумма пенсии истца на __.__.______г. (<данные изъяты>) и установленной ежемесячной доплаты к пенсии превышает 60 % месячного денежного содержания (<данные изъяты>).

Доводы истца о том, что размер его денежного содержания администрацией незаконно не индексировался в связи с увеличением заработной платы муниципальным служащим, суд находит несостоятельным, поскольку согласно информации администрации МО «Красноборский муниципальный район» индексация размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих администрации МО «Красноборский муниципальный район» со дня введения в действие Решения от 10.12.2009г. не производилась.

Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что с __.__.______г. администрация, руководствуясь Положением от 10 декабря 2009 года, произвела перерасчет размера ежемесячной доплаты к пенсии Виткова Ю.Ф. в связи с увеличением размера трудовой пенсии истца, указанные действия суд находит правомерными, а исковые требования Виткова Ю.Ф. не подлежащими удовлетворению.

С учетом всех вышеизложенных доводов суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований к главе администрации МО «Красноборский муниципальный район» Р.В.

На основании ч. 2 ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в сумме *** рублей.

В судебном заседании Витков Ю.Ф. просил уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с него, в случае отказа в удовлетворении иска, до *** рублей, поскольку единственным источником его дохода является пенсия.

С учетом материального положения истца, суд полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию за подачу иска, до *** рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований к администрации МО «Красноборский муниципальный район», главе администрации МО «Красноборский муниципальный район» Р.В. о признании незаконными действий по перерасчету доплаты к трудовой пенсии и взыскании образовавшейся задолженности Виткову Ю.Ф. отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                                                     Е.С. Белякова