об устранении нарушений природоохранного законодательства



Дело № 2-78/2012

Мотивированное решение 25 марта 2012 года

    

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 марта 2012 года                                                                           с. Верхняя Тойма

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Рохиной Я.С.,

при секретаре Филипповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования «Двинское» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО «Двинское» в интересах неопределенного круга лиц в защиту гарантированных ст. 42 Конституции РФ прав граждан о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения - водозабора из поверхностного источника р. Большая Свага в соответствии с требованиями Санитарных правил «Зоны санитарной охраны и источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 г. № 10, в срок до 31.12.2012 г., а также по разработке генеральной схемы очистки территории населенных пунктов МО «Двинское» в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 в срок до 01.09.2012 г. Иск обосновал тем, что в ходе проверки установлено отсутствие проекта зоны санитарной охраны источника водоснабжения в пос. Двинской, обеспечивающего населения питьевой водой, что является нарушением п.п. 1.4, 1.5, 1.6, 1.12 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, ст.ст. 37, 43, ВК РФ, ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и ст. 18 Федерального закона от 30.03.1990 г. № 52-ФЗ, а также создает угрозу загрязнения водных объектов, доступа посторонних лиц на территорию водозабора и как следствие, угрозу жизни и здоровья людей, причинения вреда окружающей среде. Отсутствие генеральной схемы очистки территории наследных пунктов является нарушением ст.ст. 11 и 12 Федерального закона от 30.03.1990 г. № 52-ФЗ и п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 и не обеспечивает контроль за санитарным состоянием в границах населенных пунктов поселения.

В судебном заседании представитель истца прокурор Верхнетоемского района Архангельской области Баскаков П.Н. иск поддержал по изложенным в нем доводам.

По определению суда в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц - Управления Роспотребнадзора по Архангельской области и ООО «Корниловское ВКХ», которые были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, от ответчика и Управления Роспотребнадзора по Архангельской области поступили ходатайства о проведении судебного разбирательства без участия их представителей.

В письменном отзыве ответчик администрация МО «Двинское» иск признал.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управление Роспотребназора по Архангельской области поддержало исковые требования в полном объеме.

Заслушав представителя истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, установленных статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Исходя из положений статьи 11 и части 3 статьи 39 названного Федерального закона требования санитарного законодательства обязательны для исполнения всеми юридическими лица.

Статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ определены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам. В частности, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

На территории Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 13.10.2009 N 101-пп (ред. от 11.05.2010) утвержден Порядок представления на утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Аналогичные положения в части необходимости установления зон санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, содержатся в ст. 43 Водного кодекса РФ.

Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 14.03.2002 г. № 10 утверждены Санитарные правила и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее по тексту ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктами 1.4, 1.5, 1.6, 1.12, 1.13 данных Санитарных правил и норм предусмотрено:

- п. 1.4: ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников;

- п. 1.5: ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды;

- п.п. 1.6, 1.12, 1.13: Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Как видно из представленных материалов источником водоснабжения населения пос. Двинской питьевой водой является водозабор из поверхностного источника водоснабжения р. Большая Свага, очистка воды производится на водоочистительной станции, находящейся на балансе МО «Двинское».

Эксплуатацию данных водозаборных и очистительных сооружений на основании договора аренды № 1 от 15 апреля 2011 года осуществляет ООО «Корниловское ВКХ».

В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, а также осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.

В ходе проверки прокуратуры установлено, что на данном источнике питьевого водоснабжения отсутствие проект зоны санитарной охраны.

По сообщению Управления Роспотребнадзора по Архангельской области источник питьевого водоснабжения из поверхностного источника р. Б. Свага, находящийся на балансе МО «Двинское», не имеет утвержденного в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны.

МО «Двинское» в силу требований ст. 210 ГК РФ как собственник источника водоснабжения на территории поселения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в отношении которого должно выполнять требования санитарного законодательства.

Кроме того, согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при планировке и застройке сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 утверждены "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", согласно п. 1.2 которых система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

В МО «Двинское» генеральная схема очистки территории населенных пунктов муниципального образования отсутствует.

В соответствии с п. 1 Положения об администрации МО «Двинское» администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В письменном отзыве представитель ответчика администрации МО «Двинское» иск признал, ему разъяснены значение и последствия признания иска, предусмотренные ст. 39 и ст. 173 ГПК РФ.

Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено право ответчика признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Судом принято признание ответчиком иска, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Таким образом, судом достоверно установлено, что в МО «Двинское» не разработан и не утвержден проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения, а также не разработана генеральная схема очистки территории населенных пунктов муниципального образования, что является нарушением требований вышеперечисленных норм природоохранного и санитарного законодательства и создает реальную угрозу ухудшения состояния водных объектов и окружающей среды в целом, а также заболевания населения.

При таких обстоятельствах исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Обязанность по устранению выявленных нарушений законодательства суд возлагает на администрацию МО «Двинское» как постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, созданный в осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Срок устранения нарушений, заявленный истцом, является разумным достаточным для их устранения, что не оспаривалось ответчиком.

С учетом положений ч. 4 ст. 103 ГПК РФ и под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому указанные расходы с ответчика не взыскиваются.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования «Двинское» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Двинское»:

- разработать и утвердить проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - водозабора из поверхностного источника реки Большая Свага в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны и источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 14.03.2002 г. № 10, в срок до 31 декабря 2012 года;

- разработать генеральную схему очистки территории населенных пунктов муниципального образования «Двинское» в соответствии с требованиями "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988               N 4690-88, в срок до 01 сентября 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3 в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий     Рохина Я.С.

Копия верна: судья                      Рохина Я.С.