Дело № 2-184/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Красноборск 26 октября 2010 года Красноборский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Архаровой О.А., при секретаре Смеловой Н.В., с участием зам. прокурора Красноборского района Кузнецова А.Н., ответчика представителей администрации муниципального образования «Алексеевское» К.Н. и Д.А., ответчика представителя администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красноборского района поданному в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Алексеевское» об обязании обустроить пожарные водоёмы, расположенные на территории села Красноборска в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Красноборского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Алексеевское» об обязании обустроить пожарные водоёмы, расположенные на территории села Красноборска в соответствии с требованиями Правил пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что в ходе проведения прокуратурой района проверки на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в части надлежащего содержания пожарных водоёмов, расположенных на территории МО «Алексеевское» были выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности в РФ (далее по тексту - ППБ) по ряду пожарных водоёмов, расположенных в с. Красноборске. Просил обязать администрацию муниципального образования «Алексеевское» обустроить в соответствии с требованиями ППБ, пожарные водоёмы, расположенные на территории с. Красноборска по следующим адресам: - ул. Гагарина, д. 11а: заполнить водой в полном объеме; осуществить ремонт горловины, установить вторую крышку, установить указатель пожарного водоёма; - ул. Авиационная, д.8б: установить вторую крышку, установить указатель пожарного водоема; - ул. Пионерская, д.22-24: осуществить ремонт горловины, установить вторую крышку; - ул. Плакидина, д. 16: заполнить водой в полном объеме, осуществить ремонт горловины; - ул. Свердлова, д.9: осуществить ремонт крышек горловины; - ул. Красная, д.31: установить указатель пожарного водоема; - ул. Комсомольская, д.6: заполнить водой в полном объеме; - ул. Красная, д.43: осуществить ремонт крышки горловины; - ул. Неверова, д.4: заполнить водой в полном объеме; - ул. Советская, д.29-31: установить указатель пожарного водоема; - ул. Советская, д.9: установить указатель пожарного водоема; - ул. Лесопромышленников- установить указатель пожарного водоёма. В судебном заседании зам. прокурора Красноборского района Кузнецов А.Н., в связи с частичным устранением ответчиком нарушений, исковые требования уточнил, просил обязать администрацию МО «Алексеевское» обустроить в соответствии с требованиями ППБ пожарные водоёмы, расположенные на территории с. Красноборска, по адресам: ул. Гагарина, 11а; ул. Плакидина, 16; ул. Комсомольская, 6; ул. Неверова, 4 - заполнить водой; по ул. Свердлова, 9 - осуществить ремонт крышки горловины; по ул. Гагарина, 11а; ул. Авиационная, 8б; ул. Красная, 31; ул. Советская,29-31; ул. Советская, 9; ул. Лесопромышленников - установить указатели пожарного водоёма. Считал, что непринятие администрацией МО «Алексеевское» мер к обеспечению зданий и сооружений с. Красноборска источниками наружного водоснабжения -пожарными водоёмами, которые соответствовали бы требованиям пожарной безопасности, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления законодательства о пожарной безопасности и влечёт угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в данном населенном пункте. На удовлетворении уточнённых исковых требований настаивал. Представители ответчика администрации МО «Алексеевское» К.Н. и Д.А., действующие на основании доверенности, исковые требования прокурора не признали по основаниям, указанным в отзыве. Д.А. пояснил, что из 12 пожарных водоёмов, указанных прокурором в иске, два пожарных водоёма, а именно: по ул. Свердлова, 9 и Комсомольская, 6 не состоят на балансе МО «Алексеевское», в связи с чем, администрация не вправе проводить по ним какие-либо работы. В отношении остальных пожарных водоёмов проведены работы по их ремонту, все оборудованы указателями, были заполнены водой. Поскольку пожарные водоёмы на улицах Гагарина, 11а; Плакидина, 16 и Неверова, 4 негермитичны, вода в них не держится, дальнейшее заполнение указанных водоемов водой находит нецелесообразным. Считает необходимым провести обследование данных пожарных водоёмов для решения вопроса о их капитальном ремонте, либо строительстве новых пожарных водоёмов за счёт средств федерального бюджета, поскольку финансовой возможности у администрации МО «Алексеевское» на данные цели не имеется. Пояснил, что пожарный водоём по ул. Комсомольская, 6 находится в хорошем техническом состоянии, частично заполнен водой, о состоянии пожарного водоёма по ул. Свердлова, 9 ему ничего не известно, указанные водоёмы являются бесхозными, ими должна заниматься администрация МО «Красноборский муниципальный район», при условии их передачи на баланс поселения, администрация МО «Алексеевское» будет поддерживать их в надлежащем состоянии. Администрацией поселения нормативные правовые акты по обеспечению пожарной безопасности в МО «Алексеевское» и целевая программа по вопросам пожарной безопасности не принимались. Считал, что возложенные федеральным законодательством обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности администрацией выполняются в полном объёме. Представитель ответчика администрации МО «Красноборский муниципальный район», привлечённой к участию в деле определением суда, В.Л. исковые требования не признала, пояснила, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории с. Красноборска относится к вопросам местного значения и ими обязана заниматься администрация МО «Алексеевское». На основании областного закона от 16.04.2009 года в собственность МО «Алексеевское» было передано 15 пожарных водоёмов. В настоящее время пожарные водоёмы в реестре муниципального образования «Красноборский муниципальный район» не значатся. Выслушав представителей ответчиков, прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Статьей 45 ГПК РФ предоставлено право прокурору обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. Аналогичная норма закреплена и в статье 7 Устава МО «Алексеевское». В судебном заседании установлены следующие обстоятельства. 19 августа 2010 года при проведении прокуратурой района проверки на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в части надлежащего содержания пожарных водоемов, при осмотре пожарных водоемов, расположенных на территории села Красноборск, были выявлены нарушения требований п. 94 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), а именно по адреса: - ул. Гагарина, д. 11а - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно: заполнен водой не в полном объеме, отсутствует вторая крышка, необходим ремонт горловины; отсутствует указатель пожарного водоема; -ул. Авиационная, д. 8б - пожарный водоем не одерживается в постоянной готовности к применению, а именно: отсутствует вторая крышка; отсутствует указатель пожарного водоема; - ул. Пионерская, д.22-24 - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно: отсутствует вторая крышка, необходим ремонт горловины; - ул. Плакидина, д. 16 - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно: заполнен водой не в полном объеме, необходим ремонт горловины пожарного водоема; - ул. Свердлова, д.9 - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно: необходим ремонт крышек горловины пожарного водоема; - ул. Красная, д.31- пожарный водой не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно отсутствует указатель пожарного водоема; - ул. Комсомольская, д.6 - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно: заполнен водой не в полном объеме; - ул. Красная, д.43 - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно необходим ремонт крышки горловины пожарного водоема; - ул. Неверова, д.4 - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно: заполнен водой не в полном объеме; -ул. Советская, д.29-31 - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно отсутствует указатель пожарного водоема; - ул. Советская, д.9 - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно отсутствует указатель пожарного водоема; - ул. Лесопромышленников - пожарный водоем не поддерживается в постоянной готовности к применению, а именно: отсутствует указатель пожарного водоема. Как следует из имеющейся в материалах дела информации администрации МО «Алексеевское», пожарные водоемы, за исключением водоёмов по ул. Свердлова, 9 и Комсомольская, 6 находятся в собственности МО «Алексеевское» на основании Закона Архангельской области от 16.04.2009г. № 12-2-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О разграничении объектов муниципальной собственности между Красноборским муниципальным районом Архангельской области и муниципальными образованиями сельскими поселениями «Алексеевское», «Белослудское», «Верхнеуфтюгское», «Куликовское», «Пермогорское», «Телеговское» Архангельской области. Указанные обстоятельства подтверждаются актом приёмки- передачи от 04 мая 2009 года согласно которому администрация МО «Алексеевское» приняла в собственность 15 пожарных водоёмов, 12 из которых являются предметом судебного разбирательства. Специалист В.А. суду пояснил, что в соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ территория населённого пункта должна быть обеспечена источниками пожаротушения, в том числе пожарными водоёмами. Согласно СНиП 2.04.02-84* объем пожарных резервуаров необходимо определять исходя из расчётных расходов воды и продолжительности тушения пожаров. Имеющиеся на территории с. Красноборска пожарные водоёмы, о которых идёт речь не обеспечивают свои функции. В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в РФ поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов в населенных пунктах возлагается на органы местного самоуправления. Пожарные водоемы исходя из условий обслуживания пожарной безопасности зданий должны быть расположены в радиусе 200 метров в количестве не менее двух. В 2010 году администрации МО «Алексеевское» дважды выдавались предписания о ненадлежащем обустройстве пожарных водоёмов. В с. Красноборск сложилась сложная ситуация с обеспечением мер пожарной безопасности. Факт частичного устранения недостатков по оборудованию пожарных водоёмов подтверждается актом от 01 октября 2010 года на выполненные работы согласно договору № 50 от 15 сентября 2010 года, заключенному между администрацией МО «Алексеевское» и С.И. (л.д. 68). За оказание транспортных услуг по подвозке воды в пожарные водоёмы администрация МО «Алексеевское» уплатила ГОУ < ... > денежные средства в размере 17 190,81 рублей. Как следует из акта от 01.10.2010 года, указатели пожарных водоёмов установлены у водоёмов по: ул. Гагарина, 11а; Авиационная, 8б; Пионерская, 22; Плакидина,16; Красная, 31; Красная, 43; Советская, 29; Советская, 9; Лесопромышленников, 24. Как пояснил в судебном заседании специалист В.А., установленные ответчиком указатели пожарных водоёмов не соответствуют требования п. 90 ППБ, не имеют светоотражающего покрытия (поверхности ), отсутствует их искусственное освещение. Как следует из акта комиссионного обследования пожарных водоёмов на предмет герметичности от 01 октября 2010 года, пожарные водоёмы, расположенные: по ул. Гагарина,11а объемом 100 куб. м., полностью заполненный водой 24.09.2010 года, на момент проверки наполнен примерно на 60%; по ул. Неверова, 6 объемом 100 куб. м., полностью заполненный водой 28.09.2010 года, на момент проверки наполнен примерно на 70%; по ул. Плакидина, 16 объемом 100 куб. м., полностью заполненный водой 21.09.2010 года, на момент проверки наполнен примерно на 45%. Комиссией, назначенной распоряжением главы МО «Алексеевское» от 30.09.2010 года № 101р сделан, вывод о том, что указанные водоёмы негермитичны, требуют капитального ремонта, дальнейшее их наполнение водой нецелесообразно. Доводы представителей ответчика о том, что поселение не имеет финансовой возможности для проведения капитального ремонта либо строительства новых пожарных водоёмов для целей обеспечения первичных мер пожарной безопасности и не в силах самостоятельно, без поддержки района, решить этот вопрос, суд находит необоснованными. Доказательств того что данные вопросы администрация поселения ставила перед администрацией района либо области суду не представлено. Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Полномочием органов местного самоуправления указанных образований является создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Д.А. администрацией поселения нормативные правовые акты и целевая программа по вопросам пожарной безопасности в администрации МО «Алексеевское» не принимались. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органом местного самоуправления МО «Алексеевское» полномочий, возложенных на них федеральным законом, а также предусмотренных Уставом муниципального образования. Неисполнение администрацией МО «Алексеевское» своих обязанностей в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности может повлечь нарушение безопасности жизни и здоровья людей, проживающих на территории с. Красноборска. Ответчиком не оспаривается тот факт, что пожарные водоёмы, находящиеся на территории муниципального образования «Алексеевское», расположенные на ул. Гагарина,11а, Плакидина, 16 и Неверова, 4 не соответствуют требования Правил пожарной безопасности. Признание стороной обстоятельств, на которые другая сторона ссылается, согласно ч.2 ст. 68 ГПК РФ, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Представленные прокурором доказательства указывают на то, что пожарные водоёмы, как источники первичных мер пожарной безопасности на территории села Красноборска содержатся ненадлежащим образом, не заполнены водой в объёме, необходимом в случае возникновения пожара, требования пунктов 2.12- 2.14 СНиП 2.04.02-84* не соблюдаются. Тот факт, что имеющиеся в наличии на территории поселения пожарные водоёмы на ул. Свердлова, 9 и Комсомольская, 6, воду из которых можно использовать в целях пожаротушения, не задействованы, как источники пожаротушения, по причине не включения их в реестр муниципальной собственности МО «Алексеевское», поскольку являются бесхозными, сам по себе свидетельствует о ненадлежащем исполнении возложенных на органы местного самоуправления поселения полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Как установлено судом, один из пожарных водоёмов (ул. Комсомольская, 6 находится в хорошем техническом состоянии, его необходимо только заполнить водой, а у пожарного водоёма по ул. Свердлова, 9, требуется только отремонтировать крышку горловины. При наличии данных водных объектов, учитывая сложную ситуацию с обеспечением мер пожарной безопасности на территории с. Красноборска, администрация поселения обязана обеспечить возможность беспрепятственного забора из них воды. Доказательств, подтверждающих, что администрация МО «Алексеевское», в целях безопасности жизни и здоровья людей на территории села Красноборска в полной мере выполняет свои обязанности в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности, ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ в судебном заседании не представлено. Таким образом, в судебном заседании установлено, что нарушения ППБ имеют место, что свидетельствует о выполнении администрацией МО «Алексеевское» не в полной мере полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории села Красноборска в части надлежащего содержания пожарных водоёмов и является основанием для удовлетворения уточнённых прокурором района требований. Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В соответствии с ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Красноборского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Алексеевское» обустроить в соответствии с п. 94 требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации пожарные водоёмы, расположенные на территории с. Красноборска, по адресу: ул. Гагарина, 11а; ул. Плакидина, 16; ул. Комсомольская, 6; ул. Неверова, 4 - заполнить водой; ул. Свердлова, 9 - осуществить ремонт крышки горловины; ул. Гагарина, 11а; ул. Авиационная, 8б; ул. Красная, 31; ул. Советская,29-31; ул. Советская, 9; ул. Лесопромышленников, 24 - установить указатели пожарного водоёма. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела возместить за счет средств соответствующего бюджета. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья О.А. Архарова