Об обязании ответчика включть в список лиц имеющих право на получение субсидии



Дело № 2-293/2012     

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 августа 2012 года                                                                          с. Верхняя Тойма

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Рохиной Я.С.,

при секретаре Ипатовой Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Митина В. В. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Верхнетоемскому району» и министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о включении в список лиц, имеющих право на получение субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Митин В.В. просил суд обязать ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Верхнетоемскому району» включить его в регистр граждан, имеющих право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета с августа 2010 года, а также министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области включить в список получателей такой субсидии за счет средств федерального бюджета в 2012 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее по тексту ВОВ) в рамках Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714. Требования обосновал тем, что является ветераном ВОВ и инвалидом 2 группы по общему заболеванию, имеет право на льготы, установленные ст.ст. 14 и 17 Федерального закона «О ветеранах», проживает в собственном доме, который признан ветхим, служебного жилья он не имел, однако решением комиссии МО «Тимошинское» от 09.09.2010 г. ему неправомерно отказано в получении субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

В судебном заседании __.__.______г. по ходатайству представителя истца Баскакова В.Г. произведена замена ответчика министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области на министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области. Также представитель истца уточнил иск к ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Верхнетоемскому району», просив включить истца в регистр граждан, имеющих право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета с __.__.______г., т.е. с даты первоначального обращения с заявлением и документами в администрацию МО «Тимошинское».

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ по определению суда гражданское дело при надлежащем извещении сторон, рассмотрено в отсутствие истца и представителя третьего лица администрации МО «Тимошинское», которые уважительных причин неявки и ходатайств об отложении дела не представили, и ответчика министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, который просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель истца Баскаков В.Г. поддержал уточненные __.__.______г. исковые требования, указав, что истец в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Верхнетоемскому району» не обращался, т.к. полагал, что это относится к полномочиям органов местного самоуправления, а полученный от администрации МО «Тимошинское» отказ не обжаловал.

Представитель ответчика ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Верхнетоемскому району» Лушин Ю.Н. не оспаривал право истца о включении в регистр граждан, имеющих право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, ссылаясь на то, что истцу предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные в ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», но не согласился с датой постановки на учет, т.к. истец к ним с заявлением в порядке, определенном постановлением Правительства Архангельской области № 58-па, не обращался. Подтвердил, что истец относится к категории лиц, указанных в пп.»3» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах».

В письменном отзыве ответчик министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области выразило несогласие с иском, мотивируя тем, что данная мера социальной поддержки может быть предоставлена только в случае выселения из занимаемых служебных жилых помещений, т.к. истец относится к категории ветеранов ВОВ, указанных в подп. «з» п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», а инвалидность его не связана с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным при защите отечества, а также истец не обращался в отделение социальной защиты населения по месту жительства с заявлением.

Заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 указано на необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Меры социальной поддержки ветеранам боевых действий, ветеранам труда, участникам Великой отечественной войны, и членам их семей предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в зависимости от категории.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона в ветеранам Великой Отечественной войны отнесены участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.

Как установлено судом Митин В.В. является ветераном ВОВ, а именно военнослужащим, названным в подпункте «з» пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.

Митин В.В. проживает в принадлежащем ему на праве собственности жилом <адрес>.

Распоряжением главы МО «Тимошинское» от __.__.______г. в связи с нахождением принадлежащего Митину В.В. жилого дома в аварийном и непригодном для проживания состоянии на основании п. 3 ст. 51 ЖК РФ он признан нуждающимся улучшении жилищных условий и поставлен на учет в данном качестве.

По результатам обследования жилищных условий Митина В.В. __.__.______г. установлено, что занимаемое им вышеназванное жилое помещение не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям и он нуждается в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона «О ветеранах» военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Таким образом, положения статьи 17 названного Федерального закона предусматривают обеспечение жильем ветеранов только в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений.

Между тем, Митин В.В. является участником ВОВ и инвалидом 2 группы вследствие общего заболевания.

Перечень мер социальной поддержки участников ВОВ определен в статье 15 Федерального закона «О ветеранах», согласно подпункта 3 пункта 1 которой участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются такие меры социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Пунктом 2 этой же статьи Федерального закона установлено, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Согласно разъяснений, данных в определении Конституционного суда РФ от 04.04.2006 № 89-О положения действующего законодательства не должны умалять прав участников Великой Отечественной войны, указанных в подп. «з» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах», которые одновременно являются инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), на меры социальной поддержки, установленные в статье 14 настоящего Федерального закона для инвалидов войны.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий переданы органам государственной власти субъектов.

В Архангельской области с учетом данной нормы Федерального закона постановлением Правительства Архангельской области от 02.04.2007 № 58-па (в ред. от 30.08.2011 N 309-пп) утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющий детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее по тексту Порядок).

Согласно подп. 1 п. 2 данного Порядка меры социальной поддержки предоставляются в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части).

Постановку граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 5 Порядка).

Согласно п. 6 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Архангельской области и нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды Великой Отечественной войны.

Из анализа вышеприведенных норм следует, применения мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», Указом Президента РФ № 714 и постановлением Правительства Архангельской области № 58-па участники ВОВ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся, и в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Архангельской области № 58-па.

Поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что Митин В.В. относится к категории лиц, имеющих право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов ВОВ, признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, следовательно, он имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Данный факт не оспаривал в судебном заседании представитель ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Верхнетоемскому району».

Организация работы по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определена в разделе 2 Порядка, согласно которого отделение социальной защиты населения по месту жительства ведет учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, проживающих на территории Архангельской области и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с датой подачи в отделение заявления с приложением документов и формирует регистры таких граждан. Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области на основании регистров формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени постановки граждан на учет.

В силу п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд исходит из заявленных истцом требований.

В судебном заседании установлено, что истец с заявлением и документами, указанными в п. 12 Порядка, в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Верхнетоемскому району» не обращался, подача же истцом аналогичного заявления в МО «Тимошинское» не свидетельствует о соблюдении установленного постановлением правительства Архангельской области № 58-па порядка обращений граждан за получением мер социальной поддержки, поскольку орган местного самоуправления не наделен государственными полномочиями по обеспечению жильем участников ВОВ в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ № 714. Доводы представителя истца об отказе в предоставлении Митину В.В. безвозмездной субсидии для приобретения жилья со стороны администрации МО «Тимошинское», изложенные в письме от __.__.______г., суд находит необоснованными, т.к. указанная администрация не была ранее и на данный момент наделена такими полномочиями.

Таким образом, поскольку истцом заявлены требования о включении в регистр граждан, имеющих право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, который ведет отделение социальной защиты населения, с 20 августа 2010 года, то они не подлежат удовлетворению, т.к. истцом не был соблюден установленный постановлением Правительства Архангельской области № 58-па порядок постановки на учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Следовательно, не подлежат удовлетворению и требования к министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области, которое ведет список такой категории граждан на основании сведений, предоставленных из отделения социальной защиты населения по месту жительства гражданина.

При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Митина В. В. к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Верхнетоемскому району» о включении в регистр граждан, имеющих право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета с 20 августа 2010 года и к министерству труда, занятости и социального развития Архангельской области о включении в список получателей субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в 2012 году из числа ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области по адресу: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3 в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий      Рохина Я.С.