Исковое заявление к Администрации Покровского сельского поселения Краснозоренского района Орловской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос.Красная Заря 20 августа 2012 года

Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Артёмова А.А., при секретаре Назаровой В.Н., с участием: истца Русановой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Русановой О.М. к администрации Покровского сельского поселения Краснозоренского района, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области, территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону,

у с т а н о в и л :

Русанова О.М. обратилась в суд с иском к администрации Покровского сельского поселения Краснозоренского района, в котором просит установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти сына ФИО1, с признанием за ней права собственности на наследственное имущество умершего в виде земельного участка с кадастровым номером (...номер обезличен..), расположенного по адресу: (...адрес обезличен...).

Заявленные требования мотивированы тем, что истец Русанова О.М. является матерью ФИО1, умершего (...дата обезличена..), после смерти которого осталось наследственно имущество в виде земельного участка площадью 0,7 га, полученного им при жизни в собственность для ведения личного подсобного хозяйства. На указанном земельном участке имеется жилой дом, принадлежащий Русановой О.М. с 1992 года, в котором она проживала совместно с сыном по день его смерти и соответственно фактически вступила в права наследства на данный участок, поскольку по настоящее время проживает в своём доме, расположенном на участке умершего сына, пользуется садом и огородом, то есть владеет как своим собственным. Иных наследников имущества ФИО1 нет, поскольку в зарегистрированном браке он никогда не состоял, детей не было. В связи с тем, что фактически приняв наследство в установленный срок, не обратилась за его оформлением, Русанова О.М. лишена возможности осуществить наследственные права.

В ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству, в силу положений ст.1151 ГК РФ о наследовании выморочного имущества в случае непринятия никем наследства, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области и территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области.

Письменных возражений на предъявленный иск по существу заявленных истцом требований не поступило.

В судебном заседании истец Русанова О.М. исковые требования поддержала в полном объёме, суду пояснила, что в 1992 году она приобрела в собственность жилой дом в (...адрес обезличен...), в котором проживала вместе с сыном ФИО1 до момента его смерти. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный под её домом был предоставлен в собственность её сыну. После смерти ФИО1 истец продолжает проживать в собственном доме и пользоваться участком сына как собственным. У ФИО1 детей и супруги никогда не было, отец погиб ещё в детстве ФИО1, поэтому единственным наследником всего его имущества является истец Русанова О.М. как мать.

Представители соответчиков – администрации Покровского сельского поселения Краснозоренского района, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области в судебное заседание не явились, суду были представлены заявления о рассмотрении данного гражданского дела в их отсутствие, при вынесении решения положились на усмотрение суда.

Свидетели ФИО2 и ФИО3 – соседи по домовладению Русановой О.М. в (...адрес обезличен...), суду дали аналогичные показания, пояснив, что ФИО1 всю жизнь до самой смерти прожил с матерью Русановой О.М. в одном доме, принадлежавшем последней. Детей и супруги у ФИО1 никогда не было, отец давно умер. После смерти сына в (...дата обезличена..) Русанова О.М. произвела его похороны и как единственная близкая родственница в того времени продолжает проживать в доме в (...адрес обезличен...) и пользоваться земельным участком ФИО1, ухаживает за ним, сажает огород в силу того, что принадлежащий ей дом и земельный участок сына неразрывно связаны между собой.

Выслушав доводы истца Русановой О.М., оценив позиции представителей соответчиков, изложенные в заявлениях, допросив свидетелей, исследовав представленные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Из копии паспорта истца /л.д.7/, справки о заключении брака /л.д.11/ и свидетельства о браке /л.д.12/ следует, что Русанова (Есипова) О.М., (...дата обезличена..) года рождения, дважды в 1964 и 1969 годах регистрировала браки с последовательным присвоением фамилий супругов «Прыткова» и далее «Русанова». Из свидетельства о рождении ФИО1 /л.д.13/ следует, что он рождён (...дата обезличена..) и матерью является Прыткова О.М., что соответствует периоду пребывания истца Русановой О.М. в браке с 1964 по 1969 годы под фамилией «Прыткова».

В силу ст.5 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья ГК РФ применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие, то есть после 01 марта 2002 года. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей ГК РФ, раздел V «Наследственное право» применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Поскольку в данном случае наследство открылось (...дата обезличена..), а именно в момент смерти ФИО1 в (...адрес обезличен...), что отражено в свидетельстве о смерти /л.д.14/, то есть до введения в действие части 3 ГК РФ, то к спорным правоотношениям применяется раздел VII «Наследственное право» ГК РСФСР 1964 года.

В соответствии со ст.532 ГК РСФСР, действовавшим на момент смерти наследодателя и открытия наследства, при наследовании по закону наследниками в равных долях в первую очередь являются дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 проживал совместно с матерью в её доме в (...адрес обезличен...), что подтверждается показаниями свидетелей и документами сельского поселения. После смерти ФИО1 его мать Русанова О.М., как наследник первой очереди, фактически вступила в наследство, оставшееся после его смерти. Иных наследников первой очереди (супруги и детей) у ФИО1 нет, с момента смерти за оформлением наследства никто не обращался, о чём свидетельствует письменный ответ нотариуса Новодеревеньковского нотариального округа /л.д. /, то есть, кроме матери, фактически наследство ФИО1 никто не принимал.

Согласно справке администрации Покровского сельского поселения /л.д.9/, кадастровой выписке о земельном участке /л.д.10/, выписке их похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок /л.д.16/ и свидетельства (...номер обезличен..) о праве собственности на землю /л.д.15/, ФИО1 при жизни в 1992 году в собственность для ведения личного подсобного хозяйства администрацией Покровского сельского Совета был бесплатно выделен в собственность земельный участок площадью 0,7 га в границах (...адрес обезличен...), который стоит на кадастровом учёте под номером (...номер обезличен..) и расположен по адресу: (...адрес обезличен...).

Согласно ст.546 ГК РСФСР, для приобретения наследства наследник должен его принять. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу заявление о принятии наследства.

Вывод суда о вступлении Русановой О.М. во владение и пользование имуществом умершего ФИО1 основан на том, что матери умершего наследодателя на праве собственности принадлежит жилой дом с хозяйственными постройками, расположенный на земельном участке сына ФИО1 и по тому же адресу – (...адрес обезличен...), о чём свидетельствует выписка из похозяйственной книги администрации Покровского сельского поселения /л.д.8/, справка администрации Покровского сельского поселения /л.д.9/, кадастровый и технический паспорта объекта индивидуального жилищного строительства /л.д.23-24,25-33/.

Русанова О.М. после смерти ФИО1 с (...дата обезличена..) осталась проживать одна в своём доме и пользоваться всем принадлежащим сыну при жизни имуществом, включая земельный участок в (...адрес обезличен...), декларированной в свидетельстве площадью 0,7 га, в силу того, что межевание земельного участка никем не проводилось.

Кроме того, судом установлено, что Русанова О.М. за свой счёт производила похороны сына и до настоящего времени владеет имуществом, оставшимся после его смерти, на что указывает наличие у истца всех документов ФИО1 и о чём также было указано свидетелями.

Наследственное имущество ФИО1 не было обременено завещанием, иных наследников по закону не имеется.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что Русанова О.М. вступила в право наследования на имущество ФИО1, владеет всем имуществом умершего сына, включая земельный участок в (...адрес обезличен...), с момента его смерти (...дата обезличена..) как полноправный собственник наследственного имущества.

В соответствии со ст.546 ГК РСФСР, действия по фактическому вступлению во владение наследственным имуществом должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.

Не вызывает сомнения у суда обстоятельство принятия истцом наследственного имущества в течение шести месяцев после смерти ФИО1 (...дата обезличена..), что подтверждено имеющимися в деле доказательствами и обстоятельством неразрывной связи между объектами недвижимого имущества – жилым домом истца и земельным участком наследодателя, в связи с чем мотивирован вывод о фактическом принятии Русановой О.М. наследства сына, в чём бы оно не заключалось и где бы не находилось.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

После фактического принятия Русановой О.М. наследства ФИО1 и получения документов, необходимых для подтверждения права собственности сына на наследственное имущество, у истца возникло право собственности на земельный участок с кадастровым номером (...номер обезличен..) общей декларированной площадью 7000 кв.м, расположенный в (...адрес обезличен...).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Русановой О.М. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону удовлетворить.

Установить факт принятия Русановой О.М. (...дата обезличена..) года рождения наследства, открывшегося после смерти ФИО1 (...дата обезличена..) года рождения, умершего (...дата обезличена..) в (...адрес обезличен...), в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Признать за Русановой О.М. (...дата обезличена..) года рождения право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок с кадастровым номером (...номер обезличен..) площадью 7000 кв.м из состава земель населённых пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: (...адрес обезличен...).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новодеревеньковский районный суд пос.Красная Заря в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.А.Артёмов