Решение по иску к МИ ФНС России №5 по Орловской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос.Красная Заря 04 сентября 2012 года

Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Артёмова А.А., при секретаре Буланкиной И.В., с участием: истца Жильцовой И.Ю., третьего лица Игнаткина Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску Жильцовой И.Ю. к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области, об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону,

у с т а н о в и л :

Жильцова И.Ю. обратилась в суд с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области (далее по тексту – МИ ФНС №5), в котором просит установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти матери ФИО2, с признанием за ней права собственности на наследственное имущество умершей в виде прицепа легкового Белаз 81201 2005 года выпуска, шасси (...номер обезличен..), паспорт серии (...номер обезличен..). Заявленные требования мотивированы тем, что истец Жильцова И.Ю. является дочерью ФИО2, умершей (...дата обезличена..), после смерти которой осталось наследственно имущество в виде легкового прицепа, находящегося на хранении по адресу: (...адрес обезличен...), то есть в домовладении, принадлежащем истцу на праве собственности. Жильцовой И.Ю. в установленный шестимесячный срок с момента смерти матери были приняты меры к сохранности легкового прицепа, он разгружен в целях недопущения порчи покрышек, на гараж, где прицеп стоит на хранении, навешен замок, ключи от которого хранятся у истца по принадлежности. В связи с тем, что ФИО2 по день смерти проживала в принадлежащем Жильцовой И.Ю. доме, истец пользуется всем личным имуществом и документами матери. Фактически приняв наследство в установленный срок, Жильцова И.Ю. не обратилась за его оформлением, поэтому лишена возможности осуществить наследственные права.

Письменных возражений на предъявленный иск по существу заявленных истцом требований не поступило.

В судебном заседании истец Жильцова И.Ю. исковые требования поддержала в полном объёме, суду пояснила, что она является единственной наследницей первой очереди после смерти матери ФИО2, которая по день смерти проживала в доме истца в (...адрес обезличен...). С Игнаткиным Ю.А. брак был расторгнут, спора по совместно нажитому имуществу не было. Прицеп ФИО2 приобретала на свои средства и для осуществления ею предпринимательской деятельности, регистрировала его на себя и пользовалась им только сама. После расторжения брака родители пришли к общей договорённости о том, что прицеп останется у мамы в силу нуждаемости в нём для поездок за товаром. Игнаткин Ю.А. претензий к супруге по поводу совместного имущества не предъявлял. После смерти матери Жильцова И.Ю. произвела её похороны и приняла в пользование всё оставшееся от матери имущество: личные вещи, документы и прицеп, которые с (...дата обезличена..) по настоящее время хранятся истцом в своём домовладении в (...адрес обезличен...). Жильцовой И.Ю. приняты меры к сохранности прицепа, поскольку пользоваться и эксплуатировать его истец не может.

Представитель ответчика – МИ ФНС №5 в судебное заседание не явился, суду было представлено заявления о рассмотрении гражданского дела в их отсутствие, при вынесении решения положились на усмотрение суда.

Третье лицо Игнаткин Ю.А. – не возражал против удовлетворения исковых требований Жильцовой И.Ю., пояснив, что легковой прицеп был приобретен его бывшей супругой ФИО2 до их расторжения брака, однако он к прицепу никакого отношения не имеет, поскольку супруга приобретала его самостоятельно для осуществления своей предпринимательской деятельности, на свои средства и в период фактического прекращения между ними брачных отношений. Игнаткин Ю.А. прицепом никогда не пользовался и на него не претендовал, судебного спора по совместному имуществу у них с супругой не было, при расторжении брака прицеп по совместному соглашению остался у ФИО2 по принадлежности. ФИО2 проживала по день смерти в доме дочери в (...адрес обезличен...), где умерла, оставив там всё своё личное имущество, документы и прицеп, которыми с даты смерти, с (...дата обезличена..), и по настоящее время пользуется дочь Жильцова И.Ю., как единственная наследница имущества матери ФИО2.

Выслушав доводы истца Жильцовой И.Ю., оценив позицию представителя ответчика, изложенную в заявлении, заслушав мнение третьего лица Игнаткина Ю.А., исследовав представленные письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Из копии свидетельства о рождении истца /л.д.11/, свидетельства о заключении брака /л.д. / следует, что Жильцова (Игнаткина) Иветта Юрьевна (...дата обезличена..) года рождения, является родной дочерью ФИО2 (...дата обезличена..) года рождения, умершей (...дата обезличена..) в (...адрес обезличен...) /л.д.9/.

Согласно паспорта транспортного средства /л.д.7/ и свидетельства о регистрации транспортного средства /л.д.8/, ФИО2 на дату смерти принадлежал на праве собственности прицеп легковой марки (модели) Белаз 81201 с идентификационным номером (VIN) (...номер обезличен..), 2005 года выпуска, шасси (рама) (...номер обезличен..), цвет красный, паспорт ТС серии (...номер обезличен..), зарегистрированный за собственником ФИО2 в МРЭП Верховского РОВД Орловской области с государственным знаком (...номер обезличен..).

Исходя из положений ст.38 СК РФ, общее имущество супругов может быть разделено между супругами как в период брака, так и после его расторжения, по их соглашению, форма которого законодательством чётко не определена, то есть соглашение по имуществу достигается определяется самостоятельно супругами.

Указанный прицеп приобретён ФИО2 по договору купли-продажи (...дата обезличена..) в период совместного проживания в зарегистрированном браке с супругом Игнаткиным Ю.А., брак с которым был расторгнут (...дата обезличена..). В свою очередь судом достоверно установлено и подтверждено пояснениями третьего лица, в правдивости и достоверности которых у суда сомнений не возникает, что ФИО2 приобретала прицеп на личные средства и с целях его использования при осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности. При расторжении брака супруги ФИО1 пришли к совместной договорённости об оставлении прицепа в единоличной собственности ФИО2, как нуждающейся в нём в силу профессиональной деятельности. На момент приобретения прицепа, в момент расторжения брака и в настоящее время Игнаткин Ю.А. на прицеп не претендовал и не претендует. Спора, в том числе судебного, по разделу совместного имущества между супругами ФИО1 не возникало в силу их добровольного соглашения по нажитому имуществу.

В соответствии со ст.1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ. В ст.1112 ГК РФ указано, что в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч.1 ст.1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг (супруга) и родители наследодателя.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 проживала в (...адрес обезличен...) совместно с дочерью Жильцовой И.Ю., что подтверждается справкой администрации Краснозоренского сельского поселения /л.д. /, пояснениями истца и третьего лица. После смерти ФИО2 её дочь Жильцова И.Ю., как наследник первой очереди, в марте 2011 года фактически вступила в наследство, оставшееся после смерти матери. Иных наследников первой очереди нет, так как других детей у ФИО2 не было, с супругом Игнаткиным Ю.А. брак был расторгнут (...дата обезличена..), единственным близким родственником является дочь Жильцова (Игнаткина) И.Ю..

Согласно ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.

Вывод суда о вступлении Жильцовой И.Ю. во владение и пользование имуществом умершей ФИО2 основан на том, что истец после смерти матери (...дата обезличена..) вступила во владение всем её имуществом, включая личные вещи, документы, предметы домашнего обихода, легковой прицеп, а значит фактически приняла наследство, оставшееся после смерти ФИО2, поскольку мать по день смерти проживала в доме Жильцовой И.Ю. и там оставила после себя всё своё имущество. Право собственности Жильцовой И.Ю. на домовладение в (...адрес обезличен...), в котором по день смерти проживала её мать, подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на земельный участок /л.д. / и квартиру /л.д. /, а также техническим паспортом домовладения /л.д. /. Из экспликации плана земельного участка и состава объекта в техническом паспорте следует, что на территории домовладения Жильцовой И.Ю. имеется кирпичное строение, именуемое «сарай», используемое собственником фактически в качестве гаража, в котором находится на хранении легковой прицеп. Данное обстоятельство подтверждает доводы истца о том, что ею приняты все необходимые меры к сохранности имущества ФИО2, включая обеспечение надлежащего хранения легкового прицепа в период с (...дата обезличена..) по настоящее время.

Кроме того, судом установлено, что Жильцова И.Ю. производила похороны матери и по настоящее время владеет имуществом, оставшимся после её смерти, на что указывает наличие у истца всех документов ФИО2 и о чём было указано третьим лицом, а также отражено в справке администрации Краснозоренского сельского поселения /л.д. /.

Наследственное имущество ФИО2 не было обременено завещанием, единственным принявшим наследство наследником имущества является дочь Жильцова И.Ю.. В справке нотариуса Новодеревеньковского нотариального округа /л.д. / отражено, что наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось, то есть за оформлением наследства никто из наследников не обращался.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что Жильцова И.Ю. вступила в право наследования на имущество ФИО2, владеет всем имуществом умершей матери, включая легковой прицеп, с момента её смерти, то есть с (...дата обезличена..), как полноправный собственник наследственного имущества.

В соответствии с ч.2 ст.1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чём бы оно не заключалось и где бы оно не находилось.

Согласно ч.4 ст.1152 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия.

Не вызывает сомнения у суда обстоятельство принятия истцом наследственного имущества фактически в день смерти матери (...дата обезличена..), то есть в течение шести месяцев после смерти наследодателя, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем мотивирован вывод о фактическом принятии Жильцовой И.Ю. всего наследства умершей матери, в чём бы оно не заключалось и где бы не находилось.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

После фактического принятия Жильцовой И.Ю. наследства ФИО2 и документов, необходимых для подтверждения права собственности матери на наследственное имущество, у истца возникло право собственности на прицеп легковой марки (модели) Белаз 81201 с идентификационным номером (VIN) (...номер обезличен..) 2005 года выпуска, шасси (рама) (...номер обезличен..), цвет красный, паспорт ТС серии (...номер обезличен..), зарегистрированный в МРЭП Верховского РОВД Орловской области с государственным знаком (...номер обезличен..).

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Жильцовой Иветты Юрьевны к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону удовлетворить.

Установить факт принятия Жильцовой И.Ю. (...дата обезличена..) года рождения, уроженкой г.Баку, наследства, открывшегося после смерти ФИО2 (...дата обезличена..) года рождения, умершей (...дата обезличена..) в (...адрес обезличен...), в чём бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Признать за Жильцовой И.Ю. (...дата обезличена..) года рождения право собственности в порядке наследования по закону на принадлежавший ранее ФИО2 прицеп легковой марки (модели) Белаз 81201, с идентификационным номером (VIN) (...номер обезличен..), 2005 года выпуска, шасси (рама) (...номер обезличен..), цвет красный, паспорт ТС серии (...номер обезличен..), зарегистрированный в МРЭП Верховского РОВД Орловской области с государственным знаком (...номер обезличен..).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Новодеревеньковский районный суд пос.Красная Заря в течение месяца со дня его принятия.

Судья А.А.Артёмов