О возложении обязанности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда



Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Краснозерское

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Куликовой Т.А.,

при секретаре Глок М.В.,

с участием помощника прокурора Краснозерского района Новосибирской области Вайн Д.И.,

представителя ответчика МУП ЖКХ «Аксенихинское» Писаревский Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ «Аксенихинское» о возложении обязанности по проведению аттестацию рабочих мест по условиям труда,

у с т а н о в и л :

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МУП ЖКХ «Аксенихинское» о проведении аттестации рабочих мест, указав, что в ходе проведения проверки прокуратурой Краснозерского района Новосибирской области в МУП ЖКХ «Аксенихинское» не проведена аттестация следующих рабочих мест по условиям труда: директора, главного бухгалтера, кассира, машиниста (кочегара), водителя, тракториста, электромонтера, слесаря по водоснабжению, уборщика территории, слесаря котельной.

Круг лиц, права которых нарушены, не может быть определен, поскольку в результате текучести кадров, а также по другим причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников.

В связи с изложенным прокурор просил суд обязать МУП ЖКХ «Аксенихинское» провести аттестацию рабочих мест.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика исковые требования признал в полном объеме, последствия принятия признания иска разъяснены и понятны.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ, регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством, состоящим из Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента РФ; постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 209 ТК РФ определяет охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии со ст. 211 ТК РФ, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ст. 212 ТК РФ устанавливает, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить:

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

- приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Анализируя данные нормы права, суд приходит к выводу о том, что Трудовой кодекс РФ возлагает обязанность по проведению аттестации рабочих мест на всех работодателей независимо от организационной формы и в отношении всех существующих рабочих мест не делая исключений.

Приходя к такому выводу, суд основывается также на следующих подзаконных актах.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31 августа 2007 года «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно ст. 1 которого данный порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Приложением №1 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.08.2007 N 569, установлен перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, в соответствии с кодом профессий и должностей ОК 016-94.

Кроме того, пункт 2 ст. 150 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и в тех же пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Присуждение к исполнению обязанности в натуре является, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в данном случае - работников, состоящих с ответчиком в трудовых отношениях либо состоящих в трудовых отношениях ранее, а также лиц, которые будут приняты на работу в указанную организацию в будущем.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока суд учитывает положения п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» согласно которого при удовлетворении заявления в резолютивной части решения необходимо указать: на признание незаконным бездействия и на возложение на орган обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя определенные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

При определении срока суд считает достаточным срок для совершения определенных судом действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ в случае принятия признания иска, суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Следовательно, с ответчика МУП ЖКХ «Аксенихинское» подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

решил:

Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Аксенихинское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести аттестацию по условиям труда рабочих мест директора, главного бухгалтера, кассира, машиниста (кочегара), водителя, тракториста, электромонтера, слесаря по водоснабжению, уборщика территории, слесаря котельной.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Аксенихинское» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, путем подачи жалобы в Краснозерский районный суд Новосибирской области.

Судья