О взыскании заработной платы



Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Краснозерское

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Куликовой Т.А.

при секретаре Глок М.В.

С участием истца Александрова А.А.

Ответчика Наумченко В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова ФИО13 к Наумченко ФИО14 о взыскании заработной платы и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд, он просит взыскать с ответчика заработную плату в размере 102.000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30.000 рублей по следующим основаниям:

ответчик является индивидуальным предпринимателем, им создано крестьянское (фермерское) хозяйство, начиная с 2004 года он (истец) заключает с ним ежегодно трудовой договор на выполнение сезонных работ, а именно по подготовке комбайна к уборке и в период с сентября по ноябрь по уборке урожая с земельного участка площадью 180 -220 га.

Так, в сентябре 2009 года он заключил с ним трудовой договор, по условиям которого обязался выполнить вышеуказанные работы, а ответчик обязался оплатить его работу из расчета: 5 тонн фуражного зерна в натуральной форме и 28.500 рублей в денежном выражении, что соответствует стоимости 5 тонн зерна 3 класса по цене за одну тонну 5.700 рублей.

Он выполнил условия договора, а ответчик частично, то есть он отдал ему 5 тонн фуражного зерна, а деньги не отдал, объясняя тем, что продаст зерно в следующем году и с ним рассчитается.

В 2010 году он заключил с ответчиком трудовой договор на тех же условиях, он так же в сентябре 2010 года подготовил комбайн к уборке, в период с сентября по октябрь 2010 года убрал урожай с земельного участка площадью 180 га, однако ответчик его работу не оплатил.

Размер заработной платы за этот период составляет 62.000 рублей из расчета стоимости 5 тонн фуражного зерна- 30.000 рублей по цене за одну тонну 6.000 рублей, 5 тонн зерна 3 класса- 32.000 рублей по цене за одну тонну 6.400 рублей.

Кроме того, в сентябре 2010 года он заключил с ответчиком договор на выполнение определенной работы по капитальному ремонту двигателя на комбайн, за что ответчик обязался ему выплатить 12.000 рублей из расчета стоимости 2 тонн фуражного зерна по цене за одну тонну 6.000 рублей.

Он свои обязательства выполнил, дважды производил капитальный ремонт двигателя, однако ответчик его работу не оплатил.

Расчет суммы иска производит следующим образом: 28.500 (заработная плата за 2009 года) + 62.000 рублей (заработная плата за 2010 год) + 12.000 рублей (оплата работы по ремонту двигателя) = 102.500 рублей, но он округляет до 102.000 рублей.

Вместе с этим просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда за несвоевременную выплату заработной платы в размере 30.000 рублей, так как он рассчитывал на получение денежных средств, их отсутствие отразилось на материальном положении его семьи.

С ответчиком письменного договора он не заключал, ответчик приказ о принятии его на работу не издавал, но считает, что между ними имели место трудовые правоотношения, так как он выполнял длительное время одну и ту же работу, при этом не отрицает, что внутренний трудовой распорядок отсутствовал, так как объем работы зависел от погодных условий, заработную плату он два раза в месяц не получал, ответчик должен был рассчитаться по окончанию уборки урожая, выходные дни, отпуск ему не предоставлялся, ежедневно задание на выполнение работ он не получил, договор действовал на период уборки урожая, подоходный налог не удерживался.

Ответчик исковые требования не признал, свои возражения обосновал следующим образом: он действительно является индивидуальным предпринимателем, им создано крестьянское (фермерское хозяйство), у него в собственности находится 240 га пашни, на которой он выращивает зерновые культуры, в связи, с чем примерно с 2006 года он заключал с истцом договор подряда, по условиям которого истец обязался выполнить работу по подготовке комбайна к уборке урожая и по уборке урожая, он обязался оплатить его работу 5 тоннами зерна.

В сентябре 2009 году истец выполнил указанную работу, он оплатил её пятью тоннами зерна, в сентябре 2010 года истец, не убрав урожай полностью, оставил работу и потребовал рассчитаться с ним, он предложил забрать пять тонн зерна, но истец отказался, потребовал рассчитаться деньгами, однако это не было предусмотрено договором, поэтому он настаивал на расчете зерном.

Считает, что их отношения не были трудовыми, так как он не принимал истца на работу, у него отсутствует штатное расписания, у него нет работников, которые выполняют трудовую функция, он каждый год договаривается о выполнении определенной работы по выращиванию и уборке зерновых культур, задание истцу поручалось один раз, оплата труда производилась по итогам работы.

Договор о капитальном ремонте двигателя он с истцом не заключал, данные работы выполняли вместе, то есть он, истец и братья Минаковы.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает требования истца не обоснованные и не подлежащие удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. 56 Трудового Кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Согласно ст. 702 Гражданского Кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Из смысла закона следует понимать, что под трудовой функцией в соответствии со ст. 15 ТК понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы.

Работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. Своевременной считается выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца и в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором.

Понятие трудового договора позволяет выделить его основные элементы (признаки), позволяющие отличать трудовой договор от гражданско-правовых договоров, связанных с применением труда, в том числе договора подряда, это:

специфика обязанности, принимаемой на себя по трудовому договору работником, выражающаяся в выполнении работы по определенной должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, т.е. обусловленной соглашением сторон трудовой функции;

выполнение работы с подчинением внутреннему трудовому распорядку;

обязанность работодателя обеспечить работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, а также своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату.

В отличие от трудового договора, заключаемого с работником для выполнения им определенной трудовой функции, гражданско-правовые договоры заключаются для выполнения определенной работы, целью которой является достижение ее конкретного конечного результата. Достижение же конкретного, обусловленного договором результата влечет за собой прекращение этого договора. Иначе говоря, в отличие от трудового договора выполнение определенной работы по гражданско-правовому договору лишь способ достижения результата, обусловленного договором.

При выполнении трудовой функции по трудовому договору выделить индивидуальный конечный результат труда работника достаточно сложно. Так, результат труда бухгалтера, экономиста, менеджера и др. при выполнении ими своих трудовых обязанностей, как правило, получает свое выражение в результате работы отдела, цеха и т.п. в целом.

В связи с этим трудовая функция работника, как правило, не направлена на достижение какого-либо конечного результата. Хотя в процессе ее выполнения достижение тех или иных конкретных результатов возможно. Однако достижение того или иного конкретного результата в процессе выполнения трудовой функции не является единственной целью трудового договора и не прекращает его действия в связи с достижением этого результата. Это обстоятельство в полной мере относится и к такому элементу трудовой функции, как конкретный вид поручаемой работнику работы.

Выполнение трудовой функции с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка - второй по важности элемент, отражающий специфику трудового договора.

В отличие от трудового договора, по которому работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка (соблюдать режим рабочего времени, технологическую дисциплину, точно и своевременно исполнять распоряжения работодателя и др.), отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, предполагают автономию воли исполнителя.

Предусмотренная ст. 56 ТК РФ обязанность работодателя обеспечивать работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, также отличает трудовой договор от смежных гражданско-правовых договоров, по которым исполнители работы не только самостоятельно определяют способы ее выполнения, но и, как правило, выполняют ее из своих материалов, своими силами и средствами.

В отличие от трудового договора, по которому работодатель обязуется полностью и своевременно не реже чем каждые полмесяца выплачивать работнику заработную плату, по гражданско-правовым договорам оплата производится по окончании работы за ее конечный результат. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Она определяется на основании заранее установленных системы заработной платы, размера тарифной ставки, оклада и различного вида выплат. Результат работы по гражданско-правовому договору оплачивается в соответствии с ценой, обусловленной договором.

Судом установлено, что истец в качестве комбайнер должен был выполнить определенную работу по уборке урожая, по окончанию которой получить оплату, при этом он не подчинялся внутреннему трудовому распорядку дня, результаты работы должны были оплачиваться в соответствии с ценой, обусловленной договором, что дает суду основание считать, что правоотношения между истцом и ответчиком основаны на договоре подряда.

Судом установлено, что по условиям договора подряда ответчик обязался оплатить истцу выполненную работу в натуральном выражении в виде пяти тонн зерна, что подтверждает свидетель ФИО10, который был занят на уборке урожая у ответчика и видел, что истец каждый год забирал после окончания уборки 5 тонн зерна, при этом в денежном выражении ответчик оплату никому не производил.

Свидетель ФИО11 подтвердил, что об оплате в денежном выражении знает только со слов истца, ему известно, что ответчик оплату производил зерном.

Суд считает, что истец не представил суду доказательств, подтверждающих, что по условиям договора ответчик обязался оплатить за выполненную работу в 2009 году 5 тонн фуражного зерна в натуральной форме и 28.500 рублей в денежном выражении, что соответствует стоимости 5 тонн зерна 3 класса по цене за одну тонну 5.700 рублей, в 2010 году 5 тонн фуражного зерна в натуральной форме и 32.000 рублей в денежном выражении, что соответствует стоимости 5 тонн зерна 3 класса по цене за одну тонну 6.400 рублей.

Вместе с этим установлено, что по условиям договора ответчик обязался оплатить истцу 5 тонн зерна в натуральном выражении, однако данное условие договора не выполнено, так как истец отказался его получать, что не оспаривают стороны.

Учитывая то обстоятельство, что истцом заявлены требования о взыскании с ответчика оплаты в денежном выражении, он не воспользовался положением ст. 39 ГПК РФ, не изменил предмет иска, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.

Судом установлено, что в 2009 году ответчик оплатил истцу 5 тонн зерна, истец не представил доказательства, подтверждающие оплату выполненной работы в 2010 году в денежном выражении, что дает основание в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика 102.000 рублей отказать.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно ст. 151 ГК РФ компенсация морального вреда предусмотрена в случае нарушения личных неимущественных прав.

Однако, судом установлено, что между истцом и ответчиком отсутствовали трудовые правоотношения, ответчик в отношении истца не совершал неправомерных действий, спор вытекает из имущественных правоотношений, что дает суду основание отказать в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 30.000 рублей.

Согласно ч. 2 ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, что дает суду взыскать с ответчика государственную пошлины в размере 3.200 рублей и 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 191-192 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Александрову ФИО15 о взыскании с Наумченко ФИО16 заработной платы в размере 102.000 рублей и компенсации морального вреда в размере 30.000 рублей отказать.

Взыскать с Александрова ФИО17 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3.200 рублей и 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней со дня ознакомления с мотивированным решением, путем подачи жалобы в суд Краснозерского района Новосибирской области.

Судья