Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года р.п. Краснозерское
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Чукановой Н.А.
при секретаре Беляевой Т.В.
с участием прокурора Вайн Д.И.,
представителя ответчика - администрации Краснозерского района Новосибирской области Пустовой С.Ю., представителя ответчика - Муниципального учреждения здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» Тарасовой Я.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснозерского района Новосибирской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснозерского района Новосибирской области, Муниципальному учреждению здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности
установил:
Прокурор Краснозерского района Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснозерского района Новосибирской области, МУЗ «Краснозерская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия администрации Краснозерского района Новосибирской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в МУЗ «Краснозерская центральная районная больница»по следующим основаниям.
Прокуратурой Краснозерского района Новосибирской области в феврале-марте 2011 года была проведена проверка соблюдения Муниципальным учреждением здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц органов пожарной безопасности.
В соответствии со ст.ст. 20, 34, 36 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 313 утверждены правила пожарной безопасности (ППБ 01-03), а также нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03, НПБ 104-03, НПБ 101-003).
В ходе проверки в МУЗ «Краснозерская ЦРБ» выявлено ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности.
В нарушение п. 9 таблицы 1 НПБ 110-03, п. 11 таблицы 2 НПБ 104-03, НПБ 101-003 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах: здание главного корпуса МУЗ «Краснозерская ЦРБ» (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпус детского отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здание инфекционного отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здание бухгалтерии (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпус стоматологии и детской консультации (р.п. Краснозерское, <адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией: здание морга (р.п. Краснозерское, <адрес>).
Пунктом 1.4 устава МУЗ «Краснозерская ЦРБ» установлено, что учредителем МУЗ «Краснозерская ЦРБ» является администрация Краснозерского района Новосибирской области.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
В силу п. 12 ст. 26 Устава Краснозерского района Новосибирской области организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов относится к полномочиям администрации Краснозерского района Новосибирской области.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Пунктом 2 решения 9 сессии Совета депутатов Краснозерского района от 30.11.2010 № 73 «Об особенностях правового положения муниципальных учреждений Краснозерского района в переходный период» установлено, что до 1 января 2012 года финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений Краснозерского района Новосибирской области осуществляется на основании бюджетной сметы.
Таким образом, выявленные при проверке нарушения (отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах) допущены в МУЗ «Краснозерская ЦРБ» вследствие недостаточного финансирования администрацией Краснозерского района Новосибирской области деятельности МУЗ «Краснозерская ЦРБ» по обеспечению пожарной безопасности. Из чего следует, что администрацией Краснозерского района Новосибирской области ненадлежащим образом осуществляются полномочия указанные в п. 12 ч. 1 ст. 15, п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в том числе полномочие по финансовому обеспечению деятельности МУЗ «Краснозерская ЦРБ»).
Согласно ст.ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется и охраняется здоровье людей.
В соответствии с требованиями ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения. Нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ) вытекает из существа нарушенного права и характера последствий этого нарушения.
Выявленные при проверке нарушения законодательства о пожарной безопасности могут привести к невозможности своевременной ликвидации пожара в МУЗ «Краснозерская ЦРБ» и спасения от пожара пациентов учреждения, работников учреждения.
Деятельность МУЗ «Краснозерская ЦРБ» по оказанию на территории Краснозерского района Новосибирской области первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов осуществляется с участием большого количества граждан без соблюдения требований пожарной безопасности, что создает опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара.
При таких обстоятельствах, когда ценой несоблюдения требований пожарной безопасности, могут стать жизни людей, их здоровье, имеются достаточные основания для применения способов защиты нематериальных благ, предусмотренных ст. 12 Гражданским кодексом Российской Федерации, в порядке, определенном ст. 11 Гражданским кодексом Российской Федерации.
Прокурор района просит суд признать несоответствующим пункту 12 части 1 статьи 15, пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» и незаконным бездействие администрации Краснозерского района Новосибирской области выразившиеся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в Муниципальном учреждении здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница», обязать администрацию Краснозерского района Новосибирской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заложить в бюджетную смету Муниципального учреждения здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» на 2011 год денежные средства для оборудования автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах: здания главного корпуса (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпуса детского отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания инфекционного отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания бухгалтерии (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпуса стоматологии и детской консультации (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией: здания морга (р.п. Краснозерское, <адрес>), обязать администрацию Краснозерского района Новосибирской области произвести согласно бюджетной сметы Муниципального учреждения здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» финансирование работ по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах: здания главного корпуса (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпуса детского отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания инфекционного отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания бухгалтерии (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпуса стоматологии и детской консультации (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией: здания морга (р.п. Краснозерское, <адрес>). Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах: здание главного корпуса (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпус детского отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здание инфекционного отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здание бухгалтерии (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпус стоматологии и детской консультации (р.п. Краснозерское, <адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); оборудовать автоматической пожарной сигнализацией: здание морга (р.п. Краснозерское, <адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле Вайн Д.И. поддержал исковые требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика – администрации Краснозерского района Новосибирской области - Пустовая С.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора района признала частично, а именно признала то обстоятельство, что администрация Краснозерского района Новосибирской области, в соответствии с п. 1.4 Устава МУЗ «Краснозерская ЦРБ» является его учредителем. В силу п. 12 ст.26 Устава администрации Краснозерского района администрация организация оказания на территории района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях отн6осится к полномочиям администрации Краснозерского района Новосибирской области. Признает, что деятельность МУЗ «Краснозерская ЦРБ» в помещениях, указанных в иске в настоящее время осуществляется без соблюдения требований пожарной безопасности.
Однако считает, что реальный срок для исполнения требования – заложить в бюджетную смету Учреждения денежные средства для оборудования указанных в иске помещений пожарной сигнализацией и системой оповещения и эвакуацией людей при пожарах и произвести финансирование согласно указанной сметы МУЗ «Краснозерская ЦРБ» - 01 мая 2012 года, реальный срок исполнения требований об оборудовании указанных помещений автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах – 01 июля 2012 года. Ранее указанных сроков исполнить требования прокурора не представляется возможным, поскольку иначе это повлечет нарушение бюджетного законодательства и образование кредиторской задолженности бюджета.
Представитель ответчика – Муниципального учреждения здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» - Тарасова Я.Н. в судебном заседании исковые требования признала частично, а именно согласна с тем, что деятельность МУЗ «Краснозерская ЦРБ» в помещениях указанных в исковом заявлении в настоящее время осуществляется без соблюдения требований пожарной безопасности.
Устранение всех нарушений невозможно без финансирования, которое осуществляет учредитель – администрация Краснозерского района Новосибирской области. С учетом отсутствия финансирования в 2011 году считает, что в указанный прокурором срок исполнить решение будет невозможно, считает реальным срок – 01 июля 2012 года.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, учитывая признание иска представителем ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора района по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что учредителем Муниципального учреждения здравоохранения «Краснозерской центральной районной больницы» является администрация Краснозерского района Новосибирской области (л.д. 17-21), деятельность данного учреждения финансируется администрацией Краснозерского района Новосибирской области на основании бюджетной сметы (л.д. 41-43). В МУЗ «Краснозерская центральная районная больница» выявлены нарушения требований пожарной безопасности в здании главного корпуса (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпусе детского отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здании инфекционного отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здании бухгалтерии (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпусе стоматологии и детской консультации (р.п. Краснозерское, <адрес>); здании стационара, амбулатории (<адрес>); здании стационара, амбулатории (<адрес>); здании стационара, амбулатории (<адрес>); здании стационара, амбулатории (<адрес>); здании морга (р.п. Краснозерское, <адрес>) (л.д.49-50), в отношении Учреждения принимались меры, направленные на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности граждан (л.д. 44-46).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
В соответствии с требованиями ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц органов пожарной безопасности.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором района бездействие администрации Краснозерского района Новосибирской области нарушает права и свободы граждан, так как создает опасность причинения вреда в будущем жизни и здоровью неопределенного круга лиц в случае возникновения пожара и не соответствует пункту 12 части 1 статьи 15, пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности», поэтому признает заявление прокурора Краснозерского района Новосибирской области обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока суд учитывает положения п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» согласно которого при удовлетворении заявления в резолютивной части решения необходимо указать: на признание незаконным бездействия и на возложение на орган обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя определенные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
При определении сроков исполнения решения суд принимает во внимание особую социальную значимость объектов, используемых МУЗ «Краснозерской ЦРБ» с нарушением требований пожарной безопасности, что связано с реализацией прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи в безопасных для их жизни и здоровья условиях. Также суд при определении срока принимает во внимание, что необходимо будет внести изменения в бюджетную смету и провести соответствующие мероприятия по установке автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и считает достаточным срок для совершения определенных судом действий для администрации Краснозерского района Новосибирской области в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, а для МУЗ «Краснозерской центральной районной больницы» - до 01 ноября 2011 года.
Доводы представителя ответчика – администрации Краснозерского района Новосибирской области о невозможности исполнения решения суда в сроки указанные прокурором в исковом заявлении по причине отсутствия финансирования в 2011 году на указанные цели суд находит необоснованными, поскольку действующее гражданское законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Так, в соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 28 вышеназванного Пленума Верховного суда РФ при вынесении решения по делу о защите прав и свобод неопределенного круга лиц суду также необходимо определить способ размещения информации о принятом решении, обеспечивающий свободный доступ к этой информации любого лица (гражданина или организации), права и свободы которого могли быть нарушены оспоренным решением, действием (бездействием), с тем, чтобы такое лицо имело возможность своевременно осуществить защиту своих субъективных прав.
Суд приходит к выводу о размещении информации о принятом решения суда в газете «Краснозерская новь», распространяемой на территории Краснозерского района Новосибирской области.
Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, государственная пошлина взысканию с администрации Краснозерского района Новосибирской области взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ
решил:
Признать несоответствующим пункту 12 части 1 статьи 15, пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 37 Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» и незаконным бездействие администрации Краснозерского района Новосибирской области, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности в Муниципальном учреждении здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница».
Обязать администрацию Краснозерского района Новосибирской области в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения заложить в бюджетную смету Муниципального учреждения здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» на 2011 год денежные средства для оборудования автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах: здания главного корпуса (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпуса детского отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания инфекционного отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания бухгалтерии (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпуса стоматологии и детской консультации (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); оборудования автоматической пожарной сигнализацией: здания морга (р.п. Краснозерское, <адрес>).
Обязать администрацию Краснозерского района Новосибирской области произвести согласно бюджетной сметы Муниципального учреждения здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» финансирование работ по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах: здания главного корпуса (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпуса детского отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания инфекционного отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания бухгалтерии (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпуса стоматологии и детской консультации (р.п. Краснозерское, <адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); здания стационара, амбулатории (<адрес>); по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией: здания морга (р.п. Краснозерское, <адрес>).
Обязать Муниципальное учреждение здравоохранения «Краснозерская центральная районная больница» оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах: здание главного корпуса (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпус детского отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здание инфекционного отделения (р.п. Краснозерское, <адрес>); здание бухгалтерии (р.п. Краснозерское, <адрес>); корпус стоматологии и детской консультации (р.п. Краснозерское, <адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); здание стационара, амбулатории (<адрес>); оборудовать автоматической пожарной сигнализацией: здание морга (р.п. Краснозерское, <адрес>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Направить информацию о принятом решении суда в Департамент информации Администрации Новосибирской области и коллективу редакции газеты «Краснозерская новь» для опубликования в газете «Краснозерская новь».
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.
Судья