Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Краснозерское
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Чукановой Н.А.
при секретаре Фуфачевой С.С.
с участием истца Косырьковой К.А.
представителя ответчика Государственного учреждения – Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Белоноговой Н.А.
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Косырьковой ФИО6 к Государственному учреждению – Новосибирскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о назначении ежемесячной страховой выплаты и взыскании сумм страховых выплат
установил:
истец обратилась в суд с иском к ответчику, где просит назначить ей ежемесячную страховую выплату с связи со смертью и потерей кормильца её супруга Косырькова П.П. в результате несчастного случая связанного с производством и взыскании недополученной ежемесячной страховой суммы по следующим основаниям.
Она состояла в браке с Косырьковым П.П. с ДД.ММ.ГГГГ по день его смерти ДД.ММ.ГГГГ. Её супруг работал в должности директора Краснозерского филиала ООО «Унион-П», ДД.ММ.ГГГГ возвращаясь из служебной командировки, стал участком ДТП, имевшим место на автодороге Новосибирск – Карасук в 370 метрах от указателя 63 км. В результате полученных травм ДД.ММ.ГГГГ её супруг ФИО1 скончался в МУЗ «Ордынская ЦРБ» в р.п.Ордынское Ордынского района Новосибирской области.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Новосибирской установлена связь данного несчастного случая с производством, что также подтверждается кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Данный несчастный случай признан страховым. Считает, что согласно ФЗ «125-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» как супруга погибшего имеет право на обеспечение по страхованию в виде страховых выплат со смертью кормильца, так как она является лицом, ставшим нетрудоспособным в течении 5 лет со дня смерти застрахованного – она в аварии находилась в качестве пассажира, ДД.ММ.ГГГГ присвоена 2 группа инвалидности, ДД.ММ.ГГГГ присвоена 3 группа инвалидности; имеет право на получение страховых выплат как женщина, достигшая 55 лет; имеет право на получение страховых выплат как лицо, имевшее постоянный заработок, но часть заработка застрахованного являлась их постоянным источником средств к существованию. Заработок её супруга являлся основным источником дохода в семье на протяжении всего периода брака.
Просит назначить ей ежемесячную страховую выплату в размере 3445 рублей 66 копеек в связи со смертью и потерей кормильца её супруга ФИО1 в результате несчастного случая связанного с производством, взыскать с ответчика недополученную ежемесячную страховую сумму в размере 110410 рублей 38 копеек.
В судебном заседании истец поддержала свои исковые требования, утверждает, что имеет право на получение страховых выплат по ч. 2, ч. 3, ч.4 ст. 7, Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998 года а именно что она является лицом, ставшим нетрудоспособным в течении 5 лет со дня смерти застрахованного, достигла возраста 55 лет, является нетрудоспособным лицом, при жизни застрахованного имела заработок, но часть заработка застрахованного являлась ее постоянным источником средств к существованию, в связи с чем она имеет право на обеспечение по страхованию. Пояснила, что заработная плата её супруга была основным источником доходов в семье, он работал на Краснозерской швейной фабрике 33 года, занимал должности главного механика, начальника снабжения, главного инженера, с ДД.ММ.ГГГГ должность директора ООО «Унион – П». Его должностные оклады существенно превышали её заработок, она работала учителем, продавцом-кассиром в магазине ООО «Ельцовка ТД» и ЗАО «Корс». Просит назначить ей ежемесячную страховую выплату в размере 3445 рублей 66 копеек. При расчете суммы ежемесячной страховой выплаты учитывает заработную плату супруга на ДД.ММ.ГГГГ – 4379 рублей 96 копеек, делит на 2 (т.к. семья состояла из двух человек и соответственно имеет право на ежемесячную страховую выплату в размере 50% от заработной платы супруга), получает 2189 рублей 98 копеек. Размер страховой выплаты получается 3445 рублей 66 копеек при индексации с учетом уровня инфляции, расчет индексации приведен в иске.
Просит взыскать с ответчика недополученную ежемесячную страховую выплату в размере 110 410 рублей 38 копеек за 3 года, то есть с 2008 года, предшествующих обращению в суд, расчет указывает в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Белоногова Н.А. исковые требования Косырьковой К.А. не признала, пояснив при этом, что действительно установлено, что имел место страховой случай - ДТП ДД.ММ.ГГГГ с участием ФИО1 на автодороге Новосибирск – Карасук в 370 метрах от указателя «63 км», в результате которого застрахованное лицо- ФИО1 умер. Согласно требований п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти. В данном случае согласно представленным истцом документам она не находилась на иждивении застрахованного, поскольку ее доход превышал доход ее супруга. В связи с чем оснований для назначения истцу ежемесячной страховой выплаты не имеется.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного ими доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Косырьковой К.А. по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с требованиями ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Судом установлено, что истец состояла в браке с ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака (л.д.11).
ФИО1, согласно копии трудовой книжки (л.д. 19-23) состоял в трудовых отношения с ООО «Унион – П», ДД.ММ.ГГГГ принят на должность директора.
ДД.ММ.ГГГГ на автодороге Новосибирск – Карасук произошло ДТП в 370 метрах от указателя «63 км» с участием ФИО1, который признан несчастным случаем на производстве, что подтверждается копиями акта о несчастном случае на производстве (л.д. 5-6) и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда (л.д.7-9).
Факт наступления страхового случая ответчиком не оспаривается.
Истцом в качестве обоснования исковых требований, а именно ее права на получение ежемесячных страховых выплат, указано, что она стала нетрудоспособной в течении 5 лет со дня смерти застрахованного, а именно в результате ДТП, явившегося страховым случаем ей был причинен вред здоровью и ДД.ММ.ГГГГ установлена 2 группа инвалидности, ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - 3 группа инвалидности, кроме того она достигла возраста 55 лет, при жизни застрахованного имела заработок, но часть заработка застрахованного являлась ее постоянным источником средств к существованию.
В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
Согласно п.2 ст.7 указанного закона право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:
- нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
- лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.12).
Согласно п.3 указанного закона страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются: женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно; инвалидам - на срок инвалидности.
В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право нетрудоспособных иждивенцев при назначении страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в случае смерти застрахованного не ставится в зависимость от того, состоят ли они в какой-либо степени родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими юридическими фактами в этом случае являются факт состояния на иждивении и факт нетрудоспособности.
Нетрудоспособными в отношении права на получение возмещения вреда в случае смерти кормильца признаются: женщины старше 55 лет, инвалиды I, II или III группы.
Достижение общеустановленного пенсионного возраста (п.1 ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") является безусловным основанием для признания такого лица нетрудоспособным независимо от фактического состояния его трудоспособности.
Судом установлено, что истец стала нетрудоспособной в течение 5 лет со дня смерти застрахованного лица, а именно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась инвалидом II, а затем III группы (л.д.14-15), ДД.ММ.ГГГГ - достигла 55-летнего возраста, таким образом, факт нетрудоспособности истца суд находит установленным.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт нахождения её на иждивении у супруга - ФИО1
Вывод суда основан на имеющихся в материалах дела документах, а именно справках о доходах физических лиц за 2007 год в отношении ФИО1 (л.д. 7) и Косырьковой К.А.(приобщена в судебном заседании). Так, среднемесячный доход ФИО1 до момента наступления страхового случая составлял 4875 рублей 29 копеек, среднемесячный доход истца – 5312 рублей 27 копеек, что позволяет сделать вывод о том, что истец не находилась на иждивении у супруга.
В обоснование исковых требований истцом представлена копия штатного расписания ООО «Унион-П» от ДД.ММ.ГГГГ, которым устанавливается оклад начальника цеха в 6000 рублей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18), копии справок о размере заработной платы ФИО1 с 1974 года по 2000 года и Косырьковой К.А. за период с 1978 года по 1991 год (приобщены в судебном заседании).
Оценивая указанные документы, суд приходит к выводу, что они не подтверждают факта нахождения истца на иждивении супруга на момент наступления страхового случая.
Иных доказательств, подтверждающих факт нахождения истца на иждивении застрахованного суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для выплаты истцу ежемесячных страховых выплат в соответствии с п.2 и п.4 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Доводы истца о том, что она имеет право на получение страховых выплат по п.3 ст.7 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ как женщина, достигшая возраста 55 лет и как инвалид, суд находит необоснованными, поскольку категории лиц, имеющих право на получение ежемесячных страховых выплат установлены п.2 ст.7 указанного закона, п.3 ст.7 данного закона предусматривает периоды, в течение которых эти страховые выплаты производятся. Таким образом, сам по себе факт достижения 55-летнего возраста и факт инвалидности не являются основанием для назначения соответствующих страховых выплат, поскольку для их назначения необходимо соблюдение требований п.2 ст.7 вышеуказанного закона.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении исковых требований Косырьковой ФИО7 к Государственному учреждению – Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о назначении ежемесячной страховой выплаты в размере 3445 рублей 66 копеек и взыскании недополученных сумм ежемесячных страховых выплат в размере 110 410 рублей 38 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.
Судья