Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ р.п. Краснозерское
Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Флеенко Т.Н.
при секретаре Никитиной О.А.
с участием истца Посталюк Е.Д.
представителей ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области Плис Г.А., Бабушкиной С.Н.
Рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску Посталюк ФИО6 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости
установил:
истец обратилась в суд с иском к ответчику, где не согласна с решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Краснозерскому району № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и просит обязать ответчика назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.
Она приехала в августе 1987 года на работу в Краснозерскую районную больницу для работы в сельской местности.
На основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения считает, что имеет право на назначение трудовой пенсии досрочно, так как на момент подачи заявления стаж её составляет 26 лет 23 дня.
При обращении в Управление ПФР по Краснозерскому району за начислением трудовой пенсии по старости досрочно, ей не зачли период работы в санатории «Краснозерский» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с чем она не согласна.
Не согласна с отказом Пенсионного Фонда России в начислении трудовой пенсии по старости досрочно за период работы в санатории с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ссылаясь на изменение организационно – правовой формы санатория. Однако форма собственности лечебного учреждения как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностям и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество (государству, муниципальному образованию, акционерному обществу) само по себе не представляет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Считает, что координируя деятельность медицинского персонала, отпуская лечебные процедуры и фиксируя заключения проводимых диагностических исследований, она по сути выполняла должностные обязанности и осуществляла лечебную и диагностическую деятельность по охране здоровья населения, независимо от формы собственности санатория, имеет право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
Просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Краснозерском районе Новосибирской области назначить ей трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец поддержала свои исковые требования, настаивает на их удовлетворении, включает в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно следующие периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры инфекционного отделения стационара Городской детской клинической больницы №, что в календарном порядке исчисления стажа составляет 9 месяцев 9 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры процедурной в инфекционном отделении в Краснозерской районной больнице, что в льготном порядке исчисления стажа составляет 1 год 2 месяца 20 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административный отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, что в календарном порядке исчисления стажа составляет 1 год 1 месяц 20 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры процедурной в инфекционном отделении в Краснозерской районной больнице, что в льготном порядке исчисления стажа составляет 1 год 5 месяцев 3 дня;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры процедурной в инфекционном отделении в Краснозерской районной больнице, что в льготном порядке исчисления стажа составляет 5 лет 11 месяцев 27 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной в инфекционном отделении в Краснозерской ЦРБ, что в льготном порядке исчисления стажа составляет 9 месяцев 7 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной в инфекционном отделении в Краснозерской ЦРБ, что в льготном порядке исчисления стажа составляет 5 месяцев 20 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры палатной в инфекционном отделении в Краснозерской ЦРБ, что в льготном порядке исчисления стажа составляет 2 года 1 месяц 27 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в санатории «Краснозерский», что в льготном порядке исчисления стажа составляет 6 месяцев 6 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры в санатории «Краснозерский», что в календарном порядке исчисления стажа составляет 11 месяцев 15 дней;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медсестры, главной медсестры в ГУП санатории «Краснозерский», ОГУП санаторий «Краснозерский» что в календарном порядке исчисления стажа составляет 6 лет 2 месяца 29 дней.
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности главной медсестры в ОАО санаторий «Краснозерский» что в календарном порядке исчисления стажа составляет 4 года 2 месяца 20 дней.
Пояснила, что в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно не включила периоды нахождения её на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 16.2000 года по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, административный отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Итого ее стаж лечебной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ включительно составлял 26 лет 23 дня, что дает ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно.
В судебном заседании представители ответчика Бабушкина С.Н. и Плис Г.А. исковые требования Посталюк Е.Д. не признали, пояснив при этом, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление пенсионного фонда РФ (государственной учреждение) в Краснозерском районе поступило заявление истца о назначении трудовой пенсии по старости досрочно на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 г № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением ПФРФ по Краснозерскому району было вынесено решение № которым Посталюк Е.Д. отказано в назначении трудовой пенсии по старости досрочно по тем основаниям, по их мнению, законодателем определена единственная организационно-правовая форма учреждение, в связи с чем деятельность медицинских работников в организациях не отнесенных к числу учреждений, не дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. В данном случае, санаторий «Краснозерский» имеет организационно – правовую форму предприятие, а не учреждение, как это предусмотрено подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим, периоды работы истца в Государственном унитарном предприятии санаторий «Краснозерский», Открытом акционерном обществе санаторий «Краснозерский», не включаются в стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Представители ответчика в судебном заседании не оспаривают названные истцом периоды работы, порядок исчисления стажа, представленный истцом. По их мнению, на момент обращения за назначением пенсии она по называемым ею периодам работы имела стаж в размере 25 лет 0 месяцев 8 дней.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного ими доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Посталюк Е.Д. по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Краснозерскому району № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25-32), которое подтверждено в судебном заседании представителями ответчика и обстоятельства, подтвержденные в судебном заседании ими признаны, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» зачтены периоды работы Посталюк Е.Д. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании также установлено, что с 01 ноября 1999 года по настоящее время истец работала в должностях старшей медсестры и главной медицинской сестры лечебного корпуса в санатории «Краснозерский», в ГУП санаторий «Краснозерский», в ОГУП санаторий «Краснозерский», в ОАО «Санаторий Краснозерский», что подтверждается копией трудовой книжки истца (л.д.4-8), справкой ОАО «Санаторий «Краснозерский» (л.д.33).
В судебном заседании также установлено и усматривается из письменного анализа медицинского отчета за 4 квартал 2010 года (л.д.63-64), что профилирующим направлением деятельности ОАО «Санаторий «Краснозерский» является лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата (костно-мышечной системы и соединительной ткани) и нервной системы.
Данный факт так же подтверждается представленными истцом копиями уставов - Санатория «Краснозерский» пункт 2.3 (л.д.67), Государственного Унитарного предприятия Санаторий «Краснозерский» пункт 2.3. (л.д.70), Открытого акционерного общества «Санаторий «Краснозерский» пункт 4.2 (л.д.79).
На основании подпункта 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 27 указанного закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного суда Российской федерации от 29 января 2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Таким образом, работа истца, осуществляемая до 01 ноября 1999 года, подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 названного Закона после 1 ноября 1999 года, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации 29 октября 2002 года № 781 и предусматривает, что правом на досрочную пенсию по старости пользуются врачи –специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), осуществляющие врачебную деятельность в учреждении «санатории (курорты), в том числе детский: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические».
Поскольку профилирующим направлением деятельности ОАО «Санаторий Краснозерский» является лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, то суд приходит к выводу, что работа в должностях старшей медсестры и главной медицинской сестры лечебного корпуса в санатории, в котором осуществляется лечение по одному или нескольким профилям, указанным в разделе «наименование учреждений» Списка, дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья граждан.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 года № 25 в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций в которых он работал и т.п.).
Согласно пункта 3.3. Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую, лечебную, творческую деятельность на сцене в названных государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах и театрально-зрелищных организациях, защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других, адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств.
Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являвшихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим не затрагивается прерогатива Федерального Собрания при реформировании института досрочных пенсий по старости предусмотреть иные правовые механизмы пенсионного обеспечения указанных лиц с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что период работы Посталюк Е.Д. в должностях старшей медсестры и главной медицинской сестры лечебного корпуса в санатории «Краснозерский» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, стаж работы истца в должностях, дающих право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанных истцом периодах и порядке исчисления, указанном представителем ответчика Плис Г.А. составляет 25 лет 0 месяцев 8 дней.
Совокупность вышеизложенных обстоятельств, свидетельствует о том, что на момент подачи заявления в Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области стаж работы истца на соответствующих видах работ составил более 25 лет.
Суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно, с учетом ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих ее трудовую деятельность. Суд принимает во внимание те обстоятельства, что профессиональная деятельность истца связана с постоянной эмоциональной и психологической нагрузкой, с высокой степенью ответственности за результаты труда.
Согласно части 1, 2 статьи 19 Федерального Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что истец обратилась в УПФ РФ (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ, представила все необходимые документы и препятствий в назначении пенсии с указанной даты суд не усматривает, в связи, с чем имеются основания возложения обязанности на ответчика по назначению истцу трудовой пенсии по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, государственную пошлину в порядке возврата в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области назначить Посталюк ФИО7 трудовую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Краснозерском районе Новосибирской области в пользу Посталюк ФИО8 государственную пошлину в порядке возврата в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней со дня вынесения, путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.
Судья