О признании незаконным бездействия и возложении обязанности по совершению определенных действий



Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                             р.п.Краснозерское

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Чукановой Н.А.,

при секретаре Глок М.В.,

с участием помощника прокурора Краснозерского района Новосибирской области Стениной О.П.,

представителя ответчика администрации Краснозерского района Новосибирской области Цигеман Е.Н.,

третьего лица Мишиной О.Ю.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснозерского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснозерского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по совершению определенных действий,

установил:

         Прокурор Краснозерского района Новосибирской области обратился в суд с иском к администрации Краснозерского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по совершению определенных действий по следующим основаниям:

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе, в ходе проверки установлено следующее.

При проверке личного дела муниципального служащего - ФИО10 Юрьевны установлено, что ФИО1 на основании распоряжения главы Краснозерского района от ДД.ММ.ГГГГ -лс принята в администрацию Краснозерского района Новосибирской области на муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста управления организационно-контрольной и кадровой работы с ДД.ММ.ГГГГ.

Муниципальная должность муниципальной службы главного специалиста отнесена к старшей группе должностей муниципальной службы (пункт 2 части 3 раздела 2 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 № 74-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области»).

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 3 Закона Новосибирской области от 30.10.2007 № 157-ОЗ для старшей группы должностей муниципальной службы требование к стажу не предъявляется в случае наличия высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности органа местного самоуправления (муниципального органа) или его структурного подразделения, в иных случаях требуется наличие стажа работы по специальности не менее 3 лет.

Вместе с тем, ФИО1 при поступлении на муниципальную службу не имела (и до настоящего времени не имеет) высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности органа местного самоуправления и стажа работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей главного специалиста управления организационно-контрольной и кадровой работы. В личном деле имеется диплом о присвоении квалификации учитель истории и социальный педагог по специальностям «история», «социальная педагогика» и трудовая книжка, свидетельствующая о стаже работы психологом, иного стажа работы, согласно трудовой книжки у ФИО1 нет.

В соответствии с действующими государственными образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 № 788, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2010 № 35, Приказ Министерства образования и науки от 22.03.2010 № 200) область профессиональной деятельности лиц, имеющих высшее педагогическое образование – образование, социальная сфера, культура. Объектами профессиональной деятельности являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

При этом, при подготовке лиц по направлению «Педагогическое образование», лицо, готовится к решению следующих профессиональных задач: в области педагогической деятельности, изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, различных профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области; организация взаимодействия с коллегами, родителями, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров, включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся; использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования; в области научно-исследовательской деятельности; проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов; изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения; изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности; создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций; формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения и иных задач в области педагогики.

В соответствии с Положением об управлении организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района определены основные положения об управлении организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района (далее по тексту – управление), основные задачи и функции управления. Согласно п.1.1. Положения управление создано для обеспечения деятельности Главы района, администрации района, обеспечения её взаимодействия с органами местного самоуправления Краснозерского района, организации муниципальной службы в Краснозерском районе, проведения эффективной кадровой политики Главы Краснозерского района. Основные функции управления направлены на организацию деятельности администрации района для решения вопросов местного значения.

Согласно должностной инструкции главного специалиста управления ФИО1 перечень её должностных обязанностей входит: подготовка годового плана работы администрации с учетом предложений заместителей главы администрации, руководителей структурных подразделений; ведение ежемесячного и еженедельного планирования деятельности администрации района; консультирование и оказание методической помощи структурным подразделениям администрации по документационному обеспечению; контроль и оказание методической помощи исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления по вопросам планирования, документационного обеспечения и организационно-контрольной работе; участие в организации учебы, семинаров с главами муниципальных образований и специалистов администрации сельсоветов; участие в организации и проведении выборной компании, референдумов.

Таким образом, при наличии высшего педагогического образования ФИО1 не подготовлена к решению задач в области муниципального управления, реализации задач органов местного самоуправления.

Выполнение должностных функций главного специалиста управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района требует наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальности): «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Правоведение».

Не соблюдение указанных правовых норм повлекло за собой нарушение квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы при приеме граждан на муниципальные должности муниципальной службы в администрацию Краснозерского района.

Просит признать незаконными действия администрации Краснозерского района Новосибирской области в части несоблюдения законодательства при приеме граждан на муниципальные должности муниципальной службы и обязать администрацию Краснозерского района Новосибирской области, уволить ФИО1 с муниципальной должности муниципальной службы администрации Краснозерского района Новосибирской области – главного специалиста управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района.

    В судебном заседании прокурор, участвующий в деле Стенина О.П. поддержала исковые требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме.

    Представитель ответчика Цигеман Е.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора района не признала, считает, что согласно Закону Новосибирской области от 30.10.2007 г. N157-03 "О муниципальной службе в Новосибирской области" в число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В соответствии с пунктом 2 части 3 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 г. N74-03 "О Реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области" должность главного специалиста управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района относится к старшей группе должностей муниципальной службы.

В число квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы старшей и младшей групп входит наличие среднего профессионального образования. Для старшей группы должностей муниципальной службы требование к стажу не предъявляется в случае наличия высшего профессионального образования соответствующего направлению деятельности органа местного самоуправления (муниципального органа) или его структурного подразделения, в иных случаях требуется наличие стажа работы по специальности не менее 3 лет.

Считает, что ФИО1 имеет высшее профессиональное образование, направление по которому она получила высшее образование соответствует направлению деятельности управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района.

ФИО1, замещающая должность главного специалиста управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района имеет высшее профессиональное образование, согласно диплому № ИВС 0422208 от ДД.ММ.ГГГГ ей присуждена квалификация «учитель истории», «социальный педагог» по специальностям «история», «социальная педагогика».

Согласно п.4.1 Приказа Минобрнауки РФ от 16.12.2009 г. N732 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История» область профессиональной деятельности выпускников этого направления включает работу органах государственного управления и местного самоуправления. Согласно п.4.3 выпускник по направлению подготовки 030600 «История» готовится в том числе и к организационно-управленческой деятельности.

В действующем законодательстве отсутствует прямое указание на установление требований по конкретному направлению подготовки муниципальных служащих замещающих такие должности, требования предъявляются не к направлению, а только к уровню профессионального образования, следовательно, администрация Краснозерского района в качестве работодателя, вправе самостоятельно, в рамках типовых квалификационных требований, в соответствии с вмененными должностными обязанностями, устанавливать требования, предъявляемые к лицу, замещающему соответствующую должность. Таким образом, при приеме на муниципальную службу ФИО1 администрация руководствовалась критериями, предъявляемыми к знаниям и навыкам, необходимым для наиболее эффективного выполнения функций и обязанностей по конкретной должности. Данный специалист, уровень образования которого подтверждается соответствующим дипломом, по направлению деятельности и приобретенным компетенциям и навыкам наиболее полно соответствует выполняемым функциям и требованиям, предъявляемым к указанным должностным обязанностям в соответствии с направлением деятельности органа местного самоуправления.

Наличие высшего образования соответствующего направления позволило ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ успешно пройти аттестацию в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ Ы25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", что подтверждается отчетом аттестационной комиссии, утвержденным распоряжением администрации Краснозерского района Новосибирской области -Р от ДД.ММ.ГГГГ По результатам аттестации ей присвоен классный чин - референт муниципальной службы 3 класса, согласно распоряжению администрации Краснозерского района Новосибирской области -

Р от ДД.ММ.ГГГГ

           Специалистом ФИО1 пройден курс краткосрочного повышения квалификации в Межрегиональном центре повышения квалификации ФГОУ высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы по теме «Административная реформа в органах местного самоуправления: цели, задачи и основные этапы проведения».

Считает, что действия администрации Краснозерского района Новосибирской области при приеме граждан на муниципальные должности муниципальной службы, а именно при приеме ФИО1 на должность главного специалиста управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района соответствуют закону. Кроме того, поскольку специалист ФИО1 полностью соответствует занимаемой должности, у администрации отсутствуют основания для ее увольнения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – ФИО1 исковые требования считает необоснованными, поддерживает позицию представителя ответчика.

          Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

    Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

    Судом установлено, что ФИО1 принята на муниципальную должность муниципальной службы главного специалиста управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района Новосибирской области с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией распоряжения -Лс от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

    ФИО1 имеет высшее образование по специальностям – «история», «социальная педагогика», что подтверждается копией диплома ИВС 0422208 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

    Согласно п. 1.3 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 032600.00 «История с дополнительной специальностью», утвержденного 14.04.2000 года, действовавшего на момент получения ФИО1 диплома, одним из видов деятельности выпускника является управленческая деятельность. Согласно п.7.1 специалист владеет современными методами поиска, обработки и использования информации, умеет интерпретировать и адаптировать информацию адресата, владеет культурой мышления, знает его общие законы, способы в письменной и устной речи правильно оформить его результаты.

Направлению подготовки (специальности) «История» приказом Минобрнауки РФ от 17.09.2009 г. N337 "Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования" присвоен код 030600.

Приказ Минобрнауки РФ от 16.12.2009 г. N732 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030600 История» в главе IV содержит характеристику профессиональной деятельности выпускников ВУЗов по данному направлению подготовки.

Согласно п. 4.1. указанного образовательного стандарта область профессиональной деятельности выпускников этого направления включает в том числе и работу в органах государственного управления и местного самоуправления.

           Согласно п. 4.3 выпускник по направлению подготовки 030600 «История» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: педагогическая; научно-исследовательская; культурно-просветительская; экспертно-аналитическая; организационно-управленческая. Основные виды профессиональной деятельности выпускника связаны с работой в качестве преподавателя, научного работника, сотрудника архивов, музеев, библиотек, эксперта и аналитика, государственного и муниципального служащего, творческого работника СМИ, специалиста по историко-культурному и познавательному туризму.

В соответствии с п. 4.4. выпускник по направлению подготовки 030600 «История» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в организационно-управленческой деятельности:

подготовка и обработка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления; работа с базами данных и информационными системами.

В соответствии с п. 2 ч. 3 раздела 2 Закона Новосибирской области от 25.12.2006 № 74-ОЗ «О реестре должностей муниципальной службы в Новосибирской области» муниципальная должность муниципальной службы главного специалиста отнесена к старшей группе должностей муниципальной службы.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 3 Закона Новосибирской области от 30.10.2007 № 157-ОЗ для старшей группы должностей муниципальной службы требование к стажу не предъявляется в случае наличия высшего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности органа местного самоуправления (муниципального органа) или его структурного подразделения, в иных случаях требуется наличие стажа работы по специальности не менее 3 лет.

Согласно п. 1.1. Положения об управлении организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района Новосибирской области управление создано для обеспечения деятельности главы района, администрации района, обеспечения её взаимодействия с органами местного самоуправления Краснозерского района, организации муниципальной службы в Краснозерском районе, проведения эффективной кадровой политики главы Краснозерского района. Основные функции управления направлены на организацию деятельности администрации района для решения вопросов местного значения.

Согласно должностной инструкции главного специалиста управления ФИО1 в её должностные обязанности входит: подготовка годового плана работы администрации с учетом предложений заместителей главы администрации, руководителей структурных подразделений; ведение ежемесячного и еженедельного планирования деятельности администрации района; консультирование и оказание методической помощи структурным подразделениям администрации по документационному обеспечению; контроль и оказание методической помощи исполнительно-распорядительным органам местного самоуправления по вопросам планирования, документационного обеспечения и организационно-контрольной работе; участие в организации учебы, семинаров с главами муниципальных образований и специалистов администрации сельсоветов; участие в организации и проведении выборной компании, референдумов.

Исходя из положений вышеуказанных образовательных стандартов, Положения об управлении организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района Новосибирской области, должностной инструкции главного специалиста управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района Новосибирской области суд приходит к выводу о том, что высшее образование, полученное ФИО1 соответствует направлению деятельности Управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района Новосибирской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что при приеме на работу ФИО1 администрацией Краснозерского района не было допущено нарушений требований Федерального закона РФ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (№ 25-ФЗ от 02.03.2007г.) и Закона Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» (№ 157-ОЗ от 30.10.2007г.), в связи с чем оснований для признания действий администрации при приеме ФИО1 на муниципальную службу незаконными не имеется.

Согласно ст.2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.

    Согласно ст.3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах.

Судом установлено соответствие образования ФИО1 направлению деятельности Управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района Новосибирской области, в связи с чем оснований для ее увольнения по основаниям, предусмотренным ст.84 ТК РФ не имеется.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, государственная пошлина взысканию с администрации Краснозерского района Новосибирской области взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ

решил:

в удовлетворении исковых требований прокурора Краснозерского района Новосибирской области к администрации Краснозерского района Новосибирской области о признании незаконными действий администрации Краснозерского района Новосибирской области при приеме ФИО1 на муниципальную должность муниципальной службы и возложении обязанности уволить главного специалиста Управления организационно-контрольной и кадровой работы администрации Краснозерского района Новосибирской области ФИО1 с муниципальной должности муниципальной службы отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.

Судья – подпись

        <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>