О признании незаконным бездействия отдела внутренних дел



Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Краснозерское

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Чукановой Н.А.

при секретаре Глок М.В.

с участием прокурора Рахимова С.Р.

представителей ответчиков - Отдела внутренних дел по <адрес> ФИО2, Главного управления внутренних дел по <адрес>, Министерства внутренних дел Российской Федерации Липатниковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Отделу внутренних дел по <адрес>, Главному управлению внутренних дел по <адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия ОВД по <адрес> и возложении обязанности совершить определенные действия

установил:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением к Отделу внутренних дел по <адрес>, Главному управлению внутренних дел по <адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании незаконным бездействия ОВД по <адрес> и возложении обязанности совершить определенные действия по следующим основаниям.

<адрес> проведена проверка соблюдения Отделом внутренних дел по <адрес> законодательства, направленного на обеспечение безопасного содержания следственно – арестованных в изоляторе временного содержания Отдела внутренних дел по <адрес>.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона «О полиции» на полицию возлагаются обязанности содержать, охранять, конвоировать задержанных или заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органом внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию вы виде административного ареста.

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии с п.11 Инструкции №1115/475 от 31.12.1999 года о порядке медико – санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел все доставленные для содержания в ИВС лица, подвергаются обязательной медицинской обработке в санпропускнике с камерной дезинфекцией вещей, результаты которой заносятся в журнал регистрации дезинфекции. В дальнейшем помывка содержащихся в ИВС лиц обеспечивается по графику, не реже одного раза в семь дней.

В соответствии с п. 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД №950 от 22.11.2005 года, в течении первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку и в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда подлежит обработке в дезинфекционной камере.

Согласно п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД №950 от 22.11.2005 года, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным федеральным законодательством.

Согласно п.45 правил камеры ИВС оборудуются: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой.

Согласно п.п.412, 413 Наставления по служебной деятельности изоляторов времеенного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых, обвиняемых, утвержденного Приказом МВД РФ №140 дсп от 07.03.2006 года, камеры, карцеры, медицинские изоляторы должны иметь естественное освещение.

В ходе проверки выявлены и на сегодняшний день не устранены следующие нарушения: ИВС ОВД по <адрес> не оборудован санитарным пропускником и дезинфекционной камерой; в камерах ИВС отсутствуют водопровод и канализация; в камерах №1 и №2 естественное освещение не предусмотрено.

Таким образом, администрацией ОВД по <адрес> не выполняются возложенная на нее законом обязанность соблюдать требования гигиены и санитарии в камерах ИВС, чем нарушается право неопределенного круга лиц на бытовые условия отвечающие требования гигиены и санитарии, гарантированные с.1 ст.23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Бездействие администрации ОВД по <адрес> по соблюдению гигиены и санитарии заключается в не оборудовании ИВС санитарным пропускником и дезинфекционной камерой, не оборудовании камер ИВС водопроводом и канализацией, не установлении в камерах №1 и №2 естественного освещения.

Согласно Положению об отделе внутренних дел по <адрес>, ОВД по <адрес> НСО является самостоятельным юридическим лицом, который входит в систему органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется Главному управлению внутренних дел по <адрес>.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обоняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Таким образом, соблюдение требований федерального законодательства по соблюдению требований правил санитарии и гигиены производятся за счет средств ОВД по <адрес>, а при их отсутствии за счет средств Российской Федерации, выделяемых МВД РФ, представленной на территории <адрес> ГУВД по <адрес>.

<адрес> просит суд признать несоответствующим части 1 статьи 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и незаконным бездействие Отдела внутренних дел по <адрес> выразившее в не оборудовании ИВС санитарным пропускником и дезинфекционной камерой, не оборудовании камер ИВС водопроводом и канализацией, не установлении в камерах и естественного освещения.

Обязать ОВД по <адрес> ФБУ провести необходимые мероприятия по оборудованию ИВС санитарным пропускником и дезинфекционной камерой, оборудованию камер ИВС водопроводом и канализацией, установлению в камерах и естественного освещения в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае недостаточности материальных средств – за счет средств Российской Федерации, выделяемых Министерству внутренних дел РФ, представленным на территории <адрес> Главным управлением внутренних дел по <адрес>.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле Рахимов С.Р. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Отдела внутренних дел по <адрес> ФИО2 исковые требования прокурора района не признал в полном объеме, при этом согласен, что в нарушение указанных прокурором требований законодательства ИВС ОВД по <адрес> не оборудован санитарным пропускником и дезинфекционной камерой; в камерах ИВС отсутствуют водопровод и канализация; в камерах и не предусмотрено естественное освещение. Согласен с тем, что в соответствии с действующим законодательством устранение указанных нарушений является обязанностью ОВД по <адрес>. Однако исковые требования не признает, поскольку финансирование деятельности ИВС осуществляется за счет средств федерального бюджета, руководством ОВД принимались меры для устранения нарушений, а именно направлялись соответствующие запросы в ГУВД по <адрес> о предоставлении средств, но средства на ремонт ИВС не выделялись, за счет других средств ремонт произведен быть не может.

Представитель ответчиков Главного управления внутренних дел по <адрес> и Министерства внутренних дел Российской Федерации Липатникова И.А. исковые требования прокурора не признала, считает, что недостатки, выявленные в ИВС ОВД по <адрес> до настоящего времени не устранены по объективным причинам. Руководство ОВД обращалось в ГУВД <адрес> с вопросом о необходимости выделения денежных средств для устранения нарушений, имеющихся в ИВС. ГУВД <адрес> в свою очередь неоднократно обращалось в МВД РФ по указанному вопросу, однако выделенных средств для ремонта всех ИВС области было недостаточно, а с 2010 года средства на данные цели вообще не выделялись. Кроме того считает, что МВД РФ и ГУВД по <адрес> не могут являться ответчиками по данному делу, поскольку не являются собственниками имущества ОВД по <адрес>, в связи с чем не несут в данном случае субсидиарной ответственности. В удовлетворении исковых требований, предъявленных к ГУВД по <адрес> и МВД РФ просит отказать.

Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора района по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в изоляторе временного содержания ОВД по <адрес> выявлены нарушения требований по обеспечению безопасного содержания подозреваемых и обвиняемых (л.д.6).

В соответствии с требованиями п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона РФ «О полиции» на полицию возлагаются обязанности содержать, охранять, конвоировать задержанных или заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органом внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию вы виде административного ареста.

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обоняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно п.1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № 248 от 01.03.2011г. Министерство внутренних дел РФ является органом исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно п.2 Положения об отделе внутренних дел по <адрес> (л.д.12-24) ОВД является территориальным органом Министерства внутренних дел <адрес> уровня.

В соответствии с подпунктом 17 п.17 указанного Положения отдел внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России осуществляет содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания, их охрану и конвоирование.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое прокурором района бездействие ОВД по <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению соблюдения правил санитарии и гигиены при содержании подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по <адрес>, нарушает права и законные интересы указанных лиц, так как создает опасность причинения вреда в будущем жизни и здоровью, а также не соответствует ч. 1 ст.23 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», поэтому признает заявление прокурора <адрес> обоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При определении срока суд учитывает положения пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» согласно которого при удовлетворении заявления в резолютивной части решения необходимо указать: на признание незаконным бездействия и на возложение на орган обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя определенные действия.

Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

При определении срока суд принимает во внимание то обстоятельство, что необходимо выполнить процедуру заключения контракта по выполнению работ по оборудованию ИВС в соответствии с требованиями законодательства, поэтому считает достаточным срок для совершения определенных судом действий в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Оценивая доводы представителя ответчика ГУВД по <адрес> и МВД РФ ФИО4 о том, что МВД РФ и ГУВД по <адрес> являются ненадлежащими ответчиками суд находит их обоснованными, но при этом учитывает, что исковые требования к указанным органам и не предъявляются.

Вместе с тем, указание на Министерство внутренних дел и ГУВД по <адрес> как на органы, которым выделяются средства для финансирования содержания ИВС суд находит обоснованным, поскольку это не противоречит требованиям ст.9 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и соответствует п.1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, согласно которого Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков (п.п. 19 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ). Таким образом, государственная пошлина с ответчика не взыскивается.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать несоответствующим части 1 ст.23 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и незаконным бездействие Отдела внутренних дел по <адрес> выразившееся в не оборудовании ИВС санитарным пропускником и дезинфекционной камерой, не оборудовании камер ИВС водопроводом и канализацией, не установлении в камерах , естественного освещения.

Обязать Отдел внутренних дел по <адрес> провести необходимые мероприятия по оборудованию ИВС санитарным пропускником и дезинфекционной камерой, оборудованию камер ИВС водопроводом и канализацией, установлению в камерах , естественного освещения в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае недостаточности материальных средств – за счет средств Российской Федерации, выделяемых Министерству внутренних дел РФ, представленному на территории <адрес> Главным управлением внутренних дел по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>я