О восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности по совершению определенных действий



Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Краснозерское

Краснозерский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего - судьи Флеенко Т.Н.

при секретаре Никитиной О.А.

с участием представителя ответчика администрации Краснозерского района Новосибирской области Дегтяренко О.А.

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Колыбельского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области Сидоренко С.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павличенко ФИО8 к администрации Краснозерского района Новосибирской области о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности по совершению определенных действий, взыскании денежной компенсации морального вреда

установил:

истец обратилась в суд с иском к ответчику, где просит восстановить нарушенное право путем возложения на ответчика обязанности по включению её в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы» и взыскать денежную компенсацию морального вреда по следующим основаниям.

Она проживала с 1930 года и работала в период с 1960 года по 1995 года в Парабельском районе Томской области, который приравнен к местности районов Крайнего севера. Трудовой стаж в указанной местности составил 31 год 9 месяцев 18 дней.

ДД.ММ.ГГГГ переехала на постоянное место жительства в Новосибирскую область р.п. Краснозерское к своему сыну и стала проживать по адресу р.<адрес>.

В марте 1996 года обратилась в администрацию Краснозерского района Новосибирской области с заявлением о выделении жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей.

В Департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства она числится в сводном списке граждан, выехавших из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей под номером 41 с учетом даты постановки на учет нуждающихся от ДД.ММ.ГГГГ.

Но до настоящего времени субсидии на приобретении жилья не получала. Администрация Краснозерского района Новосибирской области отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и соответственно не включила в список граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилье категорий граждан, установленных федеральным законом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, мотивируя тем, что она имеет с 1996 года жилое помещение для проживания и не представила полный пакет документов для постановки на учет. В период с 1996 года по 2010 года также несколько раз обращалась в администрацию Краснозерского района Новосибирской области с вопросом о выделении субсидии.

Считает отказ администрации Краснозерского района Новосибирской области незаконным, так как предоставление жилищной субсидии гражданам гарантировано государством и условием её предоставления является определенный стаж работы в районах Крайнего севера. Она имеет стаж работы в районах Крайнего севера 31 год 9 месяцев 18 дней, что составляет более положенных 15 лет, не имеет жилья в других регионах, подавала заявление в период проживания её у сына по адресу <адрес>. В настоящее время проживает неблагоустроенном доме в <адрес>, который находится в собственности у ее сына ФИО7

Считает, что по вине администрации Краснозерского района Новосибирской области не получила жилищную субсидию уже на протяжении 10 лет, проживает в неблагоустроенном доме, имеет право на компенсацию морального вреда за нравственные и физические страдания. Моральный вред оценивает в 500000 рублей.

Просит обязать администрацию Краснозерского района Новосибирской области включить её в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законом» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 года», взыскать с администрации Краснозерского района Новосибирской области компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.

Представитель истца Павличенко М.А. в судебное заседание не явился, представил о рассмотрении дела в его отсутствие, где указывает, что настаивает на удовлетворении исковых требований Павличенко А.А. по основаниям, изложенным в иске.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца и его представителя, что не противоречит требованиям части 5 статьи 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика администрации Краснозерского района Новосибирской области Дегтяренко О.А. в судебном заседании подтвердила, что Павличенко А.А. обращалась в администрацию, предоставляла документы для постановки ее на учет в качестве гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, но исковые требования Павличенко А.А. не признает по тем основаниям, что администрация Краснозерского района Новосибирской области не имеет полномочий по формированию списка граждан для обеспечения жильем в рамках реализации указанной подпрограммы, поэтому является не надлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Колыбельского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области Сидоренко С.И. считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснила, что Павличенко А.А.обращалась в администрацию Колыбельского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области с заявлением о признании ее лицом, нуждающимся в жилом помещении, решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по пункту 3 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о включении в состав участников подпрограммы не обращалась. При представлении истцом необходимых документов будет заведено учетное дело и направлено в администрацию Новосибирской области для включения в сводный список.

Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца, по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствие с требованиями статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем ответчика то обстоятельство, что Павличенко А.А. проживала в Парабельском районе Томской области, местности, приравненной к местности районов Крайнего Севера, имеет трудовой стаж более 15 лет, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 6-7) и имеет право на предоставление жилищной субсидии, согласно статьи 1 Федерального закона РФ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от ДД.ММ.ГГГГ, выделяемой за счет средств федерального бюджета.

Истец Павличенко А.А. проживает в <адрес> в <адрес>, зарегистрирована по данному адресу, что подтверждается копией паспорта (л.д.17-18). Собственником указанного дома является Павличенко М.А., что подтверждается копией договора купли – продажи ж/дома от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54).

Из заявления (рапорта) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (л.д.48) следует, что Павличенко А.А. ДД.ММ.ГГГГ написано заявление с просьбой

включить ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», но отсутствует указание на орган местного самоуправления, в который адресовано заявление. Как установлено судом, заявление подано в администрацию Краснозерского района Новосибирской области, то есть истцом нарушен порядок подачи заявления для участия в указанной подпрограмме.

Согласно протокола заседания жилищной комиссии администрации Колыбельского сельсовета Краснозерского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 58) Павличенко А.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по пункту 3 статьи 51 Жилищного кодекса РФ.

Из информации Департамента строительства и жилищно – коммунального хозяйства Новосибирской области усматривается, что Павличенко А.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ числилась в сводном списке граждан, выехавших их районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, под номером 41 с учетом даты постановки на учет нуждающихся от ДД.ММ.ГГГГ, но ей необходимо представить перечень документов, предусмотренных пунктом 19 Правил по реализации подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 для включения в число участников указанной подпрограммы( л.д.12).

Согласно статьи 1 Федерального закона РФ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от ДД.ММ.ГГГГ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получившим субсидии на эти цели.

Статьей 3 указанного закона установлено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Очередность предоставления жилищных субсидий установлена статьей 2 названного закона.

В соответствии со статьей 2 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, регистрация и учет граждан производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

Статьей 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, установлено, что граждане, подают в органы местного самоуправления, в которых состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают указанные в данном пункте Правил документы.

Согласно статье 26 указанных выше Правил орган исполнительной власти субъекта Российской федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат, который является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что истцом заявление об участии в подпрограмме в администрацию Колыбельского сельсовета Краснозерского района не подавалось. Кроме того, из представленных истцом копий документов следует, что у нее отсутствует целый ряд документов, необходимых для представления вместе с заявлением и указанных в пункте 19 Правил.

Согласно пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признании гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Основания отказа в признании гражданина участником подпрограммы предусмотрены пунктом 22 Правил, одним из которых является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае, у ответчика в лице администрации Краснозерского района Новосибирской области отсутствуют какие-либо материально - правовые обязанности перед истцом по предъявленному требованию, что является основанием для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований, так как они предъявлены к лицу, которое не может быть ответчиком по заявленным истцом требованиям.

Поскольку иск Павличенко А.А. не подлежит удовлетворению, то не подлежит возврату и уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина, что не противоречит части 1 статьи 98 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Павличенко ФИО9 к администрации Краснозерского района Новосибирской области о возложении обязанности включить ее в список участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 500000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме, путем подачи жалобы в суд, вынесший решение.

Судья