По обвинению Корх В.М. по ст. 226.1 ч. 1 УК РФ



Дело № 1-15/2012

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Красная Яруга 26 сентября 2012 года

Краснояружский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Григоренко Ю.И.,

при секретаре Рыбалко И.В.,

с участием государственного обвинителя - помощника прокурора Оськиной А.В.,

подсудимого Корх В.М.,

защитника адвоката Коваленко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании при общем порядке судебного разбирательства уголовное дело по обвинению КОРХ В.М. в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 30 ч.3 и 226.1 ч.1 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Корх совершил покушение на незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации боеприпасов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, сопряжённое с недекларированием.

Преступление было им совершено на территории Краснояружского района Белгородской области при таких обстоятельствах:

18.08.2011 года он с целью пересечения Государственной границы Российской Федерации на автомобиле марки ВАЗ-21214, управляемым им по доверенности, прибыл на двусторонний автомобильный пешеходный переход (ДАПП) «Колотиловка - Покровка» Пролетарского таможенного поста Белгородской таможни, установленный на автодороге «Томаровка - Красная Яруга - граница Украины», и расположенный вблизи села Колотиловка.

Около 16 час. 00 мин. он в нарушение установленных специальных правил не внёс в основной формуляр пассажирской таможенной декларации сведения о вывозимых 9 патронах 12 калибра, относящихся к боеприпасам к гладкоствольному охотничьему оружию, находящихся в перчаточном ящике (бардачке) автомобиля, однако не смог довести свой прямой умысел до конца по независящим от него обстоятельствам, так как перемещаемые указанные патроны были обнаружены и изъяты сотрудниками таможенной службы.

В судебном заседании подсудимый вину в совершении преступления признал полностью, подтвердил, что после охоты на территории Украины оставил в автомобиле патроны 12 калибра к охотничьему ружью в количестве 9 шт., забыл про них, 15.08.2011 года с ними на автомобиле въехал на территорию России, а когда 18.08.2011 года выезжал, то заполнил декларацию, не указав о наличии у него патронов, которые при осмотре были обнаружены сотрудниками таможенной службы и изъяты.

Вина подсудимого в инкриминируемом преступлении доказана показаниями свидетелей, данными осмотров места происшествия, документов, гильз и патронов, автомобиля, пассажирских таможенных деклараций, поручением на досмотр автомобиля, Актом досмотра транспортного средства, Актом отбора проб и образцов, заключениями экспертов.

Так, в судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей сотрудники таможенной службы Качалов Е.И., Жерновой Е.И., Хлебников Ю.В.

Из показаний Жернового видно, что он вместе с Качаловым и Смысловым находился при исполнении своих обязанностей на таможенной границе России, при заполнении таможенной декларации подъехавший на автомобиле Корх не указал о наличии у него патронов, однако при осмотре транспортного средства патроны 12 калибра в количестве 9 шт. были обнаружены и изъяты.

Качалов подтвердил факт обнаружения Жерновым при осмотре автомобиля Корх патронов от охотничьего ружья.

Хлебников также указал, что после полученного сообщения и попытке переместить через
таможенную границу Российской Федерации боеприпасов, прибыл на пункт пропуска, где Корх
ему сообщил о перемещении 9 патронов 12 калибра к охотничьему ружью через таможенную
границу России.

Факты обнаружения 18 августа 2011 года на двустороннем автомобильном пешеходном переходе возле с.Колотиловка 9 патронов 12 калибра к охотничьему ружью в автомобиле, которым управлял Корх, после заполнения им таможенной декларации, подтвердили свидетели К-ной А.И. и К-ная Е.В., являвшиеся понятыми.

Показания указанных свидетелей сомнений у суда не вызывают, поскольку они последовательны, логичны, не противоречат показаниям подсудимого и другим изученным доказательствам, свидетели Жерновой и Качалов находились при исполнении своих обязанностей по осуществлению контроля за перемещением транспортных средств и товаров через таможенную границу Российской Федерации, их действия и требования были законными и обоснованными, права подсудимого ими не нарушались, с ним ранее знакомы не были, в связи с чем основания для его оговора отсутствуют.

По сведениям пассажирской таможенной декларации от 18.08.2011 года, Корх указал об отсутствии у него товаров, доставляемого перевозчиком и подлежащего декларированию.

Жерновому Е.И. было поручено в срок до 20 час. 00 мин. 18.08.2011 года провести 100% таможенный досмотр автомобиля ВАЗ-21214, принадлежащего Корх, что следует из поручения на досмотр от 18.08.2011 года.

Согласно данным Акта таможенного досмотра (осмотра) от 18.08.2011 года, при досмотре автомобиля ВАЗ-21214, принадлежащего Корх, в перчаточном ящике были обнаружены различные предметы, среди которых находились цилиндрические предметы из пластмассы и металла жёлтого цвета, на котором были выбиты надписи «12», в количестве 9 шт.

Указанные предметы в количестве 9 шт. в присутствии подсудимого и понятых были изъяты, что следует из сведений Акта отбора проб и образцов, после чего были назначены и проведены экспертизы.

Подлинники указанных документов, оформленные сотрудниками Пролетарского таможенного поста, были изъяты и осмотрены, что следует из протокола выемки и осмотра.

По заключению баллистической экспертизы, представленные патроны являются охотничьими патронами 12 калибра, изготовленными промышленным способом и являются боеприпасами к гладкоствольным охотничьим ружьям 12 калибра. Представленные на экспертизу четыре патрона исправны и пригодны к стрельбе. Определить исправность и пригодность к стрельбе пяти патронов не представилось возможным.

Аналогичные выводы имелись и в заключении эксперта.

Выводы данных экспертиз сомнений у суда не вызывают, так как они проведены квалифицированным специалистом, их результаты основаны на исследовании патронов, к тому же никем не оспариваются.

Внешний вид и калибр изъятых у Корх патронов и гильз от них после экспертного исследования также подтверждается протоколом их осмотра.

Корх имеет разрешение на право хранения и ношения оружия, является охотником и состоит в украинском товариществе охотников и рыболовов, что следует из сведений представленных удостоверений и разрешения, при этом очевидно, что калибр обнаруженных у подсудимого патронов соответствует калибру имеющегося у него охотничьего ружья.

При осмотре места происшествия установлено, что им является территория двустороннего автомобильного пешеходного перехода «Колотиловка - Покровка», находящаяся в зоне таможенного контроля Пролетарского таможенного поста.

Таким образом, патроны от охотничьего ружья были обнаружены и изъяты сотрудником таможенной службы в зоне таможенного контроля в непосредственной близости от Государственной и таможенной границ России, что не отрицалось подсудимым и подтверждалось свидетелями, протоколом осмотра места происшествия, при этом очевидно, что указанные границы России на данном участке совпадают.

При осмотре автомобиля ВАЗ-21214 было установлено наличие в его салоне перчаточного ящика, что подтверждает показания подсудимого о месте нахождения и обнаружения патронов.

Исследованные судом доказательства оцениваются как относимые, допустимые и достаточные для признания Корх виновным в совершении преступления.

Действия Корх суд квалифицирует по ст.ст. 30 ч.3 и 188 ч.2 УК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 19.05.2010 г. № 87-ФЗ), как покушение на контрабанду, т.е. покушение на перемещение через таможенную границу Российской Федерации боеприпасов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, сопряжённое с недекларированием, так как он действовал с прямым умыслом, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий и желая их наступления, поскольку сам характер действий подсудимого, способ и обстоятельства свидетельствуют о направлении его умысла именно на перемещение боеприпасов через таможенную границу Российской Федерации в нарушение специальных правил, незадекларировав патроны в таможенной декларации, однако не смог довести свой преступный умысел до конца по независящим от него причинам, поскольку патроны были обнаружены сотрудником таможенной службы, при этом целью преступления является сохранение патронов для дальнейшего использования в личных целях.

Квалифицируя действия Корх по ст.ст. 30 ч.3 и ч.2 ст. 188 УК РФ в редакции Федерального закона РФ от 19.05.2010 г. № 87-ФЗ, суд учитывает положения ст.9 ч.1 УК РФ о том, что преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим по время совершения этого деяния. Преступность и наказуемость за совершение контрабанды боеприпасов не были устранены новым Уголовным законом РФ, вступившим в силу 09.12.2011 года, т.к. Уголовный кодекс РФ был дополнен ст.226.1 УК РФ, которая менее или более тяжкой по отношению к ч.2 ст. 188 УК РФ не является, в связи с чем, основания для применения ст. 10 УК РФ об обратной силе уголовного закона отсутствуют.

К тому же, ст. 188 ч.2 УК РФ, в период действия которой Корх было совершено преступление, имела более узкий географический характер действия, чем редакции нового закона, т.е. ст. 226.1 ч.1 УК РФ.

Таким образом, доводы государственного обвинителя о квалификации действий подсудимого по ст. 30 ч.3 и 226.1 ч.1 УК РФ не могут быть признаны убедительными.

При назначении наказания подсудимому суд учитывает данные, характеризующие его личность, смягчающие наказание обстоятельства, влияние назначенного наказания на его исправление и перевоспитание, а также на условия жизни его семьи.

Корх не судим, совершил умышленное тяжкое преступление, по месту жительства и в Краснопольском РО УМВД Украины в Сумской области характеризуется положительно, пользуется авторитетом среди молодёжи, проявляет активность в общественной деятельности, к административной ответственности не привлекался, жалоб на него от жителей с.Хмелёвка не поступало, компрометирующие материалы на него отсутствуют, проживает с женой, которая не работает, и малолетним сыном, является единственным кормильцем в семье, тяжких последствий от преступления не наступило.

Смягчающими наказание обстоятельствами подсудимому суд признаёт чистосердечное раскаяние, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, наличие малолетнего ребёнка.

По мнению государственного обвинителя, подсудимый заслуживает наказания в виде лишения свободы, но с учётом положений ст. 64 УК РФ, в размере ниже низшего предела, чем установлен ст. 226.1 ч.1 УК РФ, без назначения дополнительных наказаний в виде ограничения свободы и штрафа.

Суд считает, что исправление и перевоспитание Корх возможно без изоляции от общества в силу данных о его личности, обстоятельств совершения преступления, последующего законопослушного поведения, осознания своей вины в полном объёме.

Также учитывается наименование и количество патронов, их предназначение, что совершённое преступление является неоконченным, своими действиями подсудимый способствовал проведению дознания и предварительного следствия, сам факт заявления им ходатайства о применении особого порядка судебного разбирательства, что также существенно снижает степень общественной опасности его личности, в связи с чем суд полагает возможным указанные в совокупности со смягчающими наказание обстоятельствами в виде чистосердечного раскаяния, активного способствования в раскрытии и расследовании преступления, наличия малолетнего ребёнка, считать их исключительными, позволяющими назначить подсудимому, с учётом положений ст.64 ч.1 и 2 УК РФ, более мягкое, чем предусмотрено ст. 188 ч.2 УК РФ, наказание, наиболее целесообразным из которых будет являться штраф.

Следовательно, доводы защитника о назначении наказания в виде штрафа являются убедительными, при этом мнение государственного обвинителя о назначении Корх наказания в виде лишения свободы оценивается как необоснованное, поскольку имело место без учёта всех обстоятельств дела и личности подсудимого.

Однако суд не может согласиться с доводами защитника в части назначения наказания подсудимому в виде штрафа в минимальном размере, так как основания для этого отсутствуют, поскольку сведения о материальном положении Корх и его семьи не представлены, а судом установлено, что подсудимый, имея в пользовании автомобиль, часто осуществляет поездки в Российскую Федерацию, неся при этом необходимые денежные расходы, что было подтверждено самим Корх.

В связи с назначением Корх наказания в виде штрафа, отсутствуют основания для назначения ему дополнительных наказаний в виде штрафа и ограничения свободы.

Тем не менее, не может быть снижена судом категория преступления, предусмотренного ст.ст. 30 ч.3 и 188 ч.2 УК РФ, на менее тяжкую с учётом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, так как Корх перевёз патроны в Российскую Федерацию, на территории которой длительное время хранил в своём автомобиле, в связи с чем оснований для применения положения ч.б ст.15 УК РФ (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 года) не имеется.

Основания для избрания в отношении подсудимого меры пресечения отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Корх В.М. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.ст. 30 ч.3 и 188 ч.2 УК РФ (в ред. Федерального закона РФ от 19.05.2010 г. № 87-ФЗ), и назначить ему наказание по этой статье с учётом положений ст. 64 ч.1 и 2 УК РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Меру процессуального принуждения осуждённому Корх В.М. в виде обязательства о явке оставить без изменения.

Вещественные доказательства по делу:

- 4 отстрелянные гильзы от патронов и 5 патронов 12 калибра к охотничьему ружью - передать в МО МВД России «Ракитянский» для определения их дальнейшей судьбы в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оружии»;

- пакет с подлинными документами: докладной запиской от 18.08.2011 года, пассажирской
таможенной декларацией (основной формуляр) от 18.08.2011 года, поручением на досмотр от
18.08.2011 года, Актом таможенного досмотра и фототаблицами от 18.08.2011 года, Актом отбора проб и образцов от 18.08.2011 года - хранить при уголовном деле; -автомобиль ВАЗ-21214 - возвратить Корх В.М.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Белгородского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения.

В соответствии со ст. 355 ч.1 УПК РФ, кассационные жалоба и представление приносятся через Краснояружский районный суд, при этом осуждённый вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья Ю.И. Григоренко