По заявлению Н-кова А.И. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Красная Яруга 28 января 2010 года

Краснояружский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Резникова С.Н.,

при секретаре Сериковой Е.В.,

с участием заявителя Н-ова А.И., представителя заинтересованного лица Краснояружского районного отдела судебных приставов УФССП по Белгородской области Шаповаловой А.Н., действующей по доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Н-ва А.И. об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей и о прекращении исполнительного производства.

Дело инициировано Н-овым А.И. (в дальнейшем-заявитель).

У С Т А Н О В И Л:

Приговором Краснояружского районного суда Белгородской области от 14 января 2003 года Н-ов осуждён по ст. 105 ч.1 УК РФ к лишению свободы на 7 лет 6 месяцев. Также приговором с заявителя в пользу потерпевшей М-ной Л.С. взыскано в счёт возмещения материального ущерба
10 000 рублей, а в счёт компенсации морального вреда 100 000 рублей.

14 августа 2008 года заявитель был освобождён условно-досрочно из мест лишения свободы, после чего 20.11.2008 года устроился на работу водителем в ЗАО «Краснояружская зерновая компания».

27 октября 2008 года судебным приставом-исполнителем в отношении него было возбуждено исполнительное производство, в связи с чем с 23 декабря 2008 года из заработной платы заявителя в счёт возмещения материального ущерба и морального вреда стали удерживаться денежные средства в размер 30% ежемесячно. В настоящие время в рамках исполнительного производства с него удержано 33 803 рубля 19 копеек. Указанная сумма находится на лицевом счёте Краснояружского РОСП УФССП по Белгородской области.

Вскоре Н-ову А.И. стало известно, что взыскатель М-на Л.С. умерла 4 сентября 2008 года.

Считает, что исполнительное производство возбуждено незаконно, просит его прекратить, а денежные средства, находящиеся на лицевом счете Краснояружского РОСП УФССП по Белгородской области в размере 33 803 рублей 19 копеек, возвратить ему, как незаконно удержанные.

В судебном заседании заявитель Н-ов А.И. отказался от заявленных требований в части признания действий судебных приставов - исполнителей незаконными, в остальном своё заявление поддержал. Частичный отказ заявителя от требований не был принят судом, о чём вынесено соответствующие определение.

Представитель заинтересованного лица Краснояружского РОСП УФССП по Белгородской области судебный пристав-исполнитель Шаповалова А.Н. считает, что заявление Н-ова А.И. не подлежит удовлетворению, полагает, что они действуют в соответствии требованиями закона «Об исполнительном производстве», продолжая взыскивать с заявителя денежные средства, присуждённые М-ной Л.С., поскольку у умершей имеется правопреемник.

Заинтересованному лицу Логиновой Ж.И. по месту жительства была направлена телеграмма с указанием дня, времени и места проведения судебного заседания. Согласно уведомлению телеграмма не была вручена Логиновой Ж.И. по причине её отсутствия по месту жительства.

Поскольку заинтересованное лицо по указанному eю в заявлении о выдачи свидетельства о праве на наследство адресу не проживает, а иное её место жительства не известно, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает её извещённой о дате, времени и месте проведения судебного заседания и полагает возможным продолжить рассмотрение дела без её участия.

Исследовав обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признаёт заявление Н-ова А.И. необоснованным.

В соответствии с п.5 ст.30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Согласно ч.8 указанной статьи закона, судебный пристав-исполнитель в трёхдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении.

Из исполнительного производства № 14/15/101/2/2008, обозрённого в судебном заседании, следует, что в Краснояружский РОСП УФССП по Белгородской области исполнительный лист в отношении Н-ова А.И. из учреждения ФБУ ИК-7 поступил 24 октября 2008 года.

27 октября 2008 года судебным приставом - исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении заявителя.

23 декабря 2008 года согласно постановлению судебного пристава - исполнителя обращено взыскание на заработную плату должника.

Таким образом, судом установлено, что каких-либо нарушений закона при возбуждении исполнительного производства в отношении Н-ова А.И. судебными приставами Краснояружского РОСП УФССП по Белгородской области допущено не было.

Доводы заявителя о необходимости прекращения исполнительного производства и возвращении ему денежных средств, находящихся на лицевом счёте Краснояружского РОСП УФССП по Белгородской области, не убедительны.

Судом установлено, что взыскатель М-на Л.С. действительно умерла 4 сентября 2008 года (выписка из актовой записи от 20.01.2009 года №21-22/12).

Согласно ч. 1 ст.43 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судом в случае смерти взыскателя-гражданина, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.

Судом установлено, что с Н-ова А.И. в пользу умершей М-ной Л.С. взысканы денежные средства в счёт компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Из смысла указанной статьи следует, что право требования взыскания компенсации морального вреда связано с личностью потерпевшего и носит личный характер, в силу чего не может входить в состав наследственного имущества, и не может переходить по наследству.

Из приговора Краснояружского районного суда Белгородской области от 14 января 2003 года следует, что М-на Л.С. реализовала своё право требования к Н-ову о возмещении причиненного ей неправомерными действиями заявителя морального вреда.

Указанным судебным решением М-ной Л.С. при её жизни присуждена компенсация морального вреда в размере 100 000 рублей.

Поскольку, согласно судебному решению указанные денежные средства принадлежат
М-ной Л.С., но она не успела получить их, что не отрицается заявителем, то суд считает, что взысканная в пользу потерпевшей сумма компенсации морального вреда входит в состав наследственного имущества и может быть получена её наследниками.

Как и сумма денежных средств, взысканных с Н-ова А.И. в счёт возмещения материального ущерба, причинённого М-ной Л.С. в результате совершённого заявителем преступления.

Из обозрённого в судебном заседании наследственного дела №35/2009 следует, что всё своё имущество М-на Л.С. завещала Л-вой Ж.И., которая 3 апреля 2009 года вступила в наследство на часть имущество М-ной Л.С.

Согласно имеющемуся в исполнительном производстве заявлению Л-ва Ж.И. 24 февраля 2009 года поставила в известность начальника отдела Краснояружского РОСП УФССП по Белгородской области о том, что она является наследницей М-ной Л.С, и просила взысканную с Н-ова А.И. задолженность по его обязательству перечислять на указанный в её заявлении счёт.

Так как у М-ной Л.С. имеется правопреемник – Л-ва Ж.И., и её требования могут перейти к указанному правопреемнику, суд полагает, что судебные приставы-исполнители Краснояружского РОСП УФССП по Белгородской области действовали в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не нарушив при этом прав и свобод заявителя.

При таких обстоятельствах заявленные Н-овым А.И. требования о признании действий судебных приставов-исполнителей незаконными, о возврате ему взысканных денежных средств в размере 33 803 рублей 19 копеек и о прекращении исполнительного производства не подлежат удовлетворению, как и требования о взыскании с заинтересованного лица судебных издержек в виде оплаты государственной пошлины.

Исследовав представленные сторонами доказательства, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199, 257,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Н-ова А.И. об оспаривании действий судебных приставов-исполнителей и о прекращении исполнительного производства признать необоснованным, отказать в его удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы через Краснояружский районный суд.

В суд надзорной инстанции (в президиум Белгородского областного суда) решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, что было использовано право на его кассационное обжалование.

Судья С.Н. Резников