часть 3 статьи 264 УК РФ



П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

с.Красный Яр 25 октября 2010 года

Красноярский районный суд Астраханской области в составе судьи Кузнецова А.В.,

при секретаре Котяевой А.Н.,

с участием государственного обвинителя - прокурора Красноярского района Астраханской области Колчина В.А.,

подсудимого Щеглова В.А.,

защитника Бекешева У.К., представившего удостоверение № 42 и ордер № 041107,

а так же представителя потерпевшего ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Щеглова ФИО12, <адрес>

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ,

у с т а н о в и л :

Щеглов В.А., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть человека, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ года, около 17.00 часов, управляя технически исправным автомобилем № с государственным регистрационным знаком № регион, следуя по автодороге <адрес> в направлении с<адрес> Красноярского района Астраханской области, 32 километр + 200 метров, Щеглов В.А., действуя по неосторожности в форме небрежности, не предвидя возможности наступления общественно-опасных последствий своих действий, будучи обязанным предотвратить общественно-опасные последствия и имея возможность их предотвращения, при необходимой внимательности и предусмотрительности, в нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, совершил прямой наезд на пешехода ФИО13 двигавшегося в попутном направлении. В результате наезда ФИО13 получил следующие телесные повреждения: открытая проникающая черепно-мозговая травма – кольцевидный перелом основания черепа в зоне большого затылочного отверстия, полный анатомический перерыв продолговатого мозга, состоящее в прямой причинной связи со смертью, являющаяся опасным для жизни и соответствующая тяжкому вреду здоровья; диффузное кровоизлияние под мягкую мозговую оболочку, кровоизлияния в вещество головного мозга, кровоизлияние в мягкие ткани теменной и затылочной областей; закрытая тупая травма груди – перелом 2-5 ребер справа по срединоключичной линии, разрыв правого предсердия, являющиеся опасными для жизни и соответствующими тяжкому вреду здоровья; ссадины левой скуловой области и области нижнего века левого глаза, подбородочной области слева, не являющиеся опасными для жизни, не причинившие вреда здоровью. Смерть ФИО13 наступила в результате открытой проникающей черепно-мозговой травмы – кольцевидного перелома основания черепа в зоне большого затылочного отверстия, полного анатомического перерыва продолговатого мозга, на месте происшествия. Нарушение водителем Щегловым В.А. требований пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации находятся в прямой причинной связи с наступлением смерти ФИО13

Признав вину по предъявленному обвинению частично, Щеглов В.А. показал, что ДД.ММ.ГГГГ года, управляя автомобилем №, с государственным регистрационным знаком № регион, двигался после работы к себе домой в с.<адрес> Скорость движения была примерно 80 км/час, то есть не была им превышена, так как вне населенного пункта предельно допустимая скорость 90 км/час. Двигался он с включенными фарами, на ближнем свете фар, так как было темно. Во встречном направлении двигались машины, которые были так же со светом фар. Одна из встречных машин, которую он заметил на расстоянии 7 – 10 метров от себя, двигалась с включенным дальним светом фар. В результате он был ослеплен светом фар этой машины и вскоре почувствовал удар, от которого разбились и полетели стекла с его автомобиля. После ослепления светом фар встречной автомашины, скорость движения он не снижал, мер к остановке не принимал. При этом удар он почувствовал практически одновременно с ослеплением. После «удара» он остановил машину и вышел из неё. На обочине он увидел девушку, которая сидела на обочине около его автомашины. Девушка ему сказала, что с ней все нормально, но спросила где её попутчик. Парень лежал на обочине в стороне от дороги, вокруг него была кровь, и он не дышал. По телефону он вызвал скорую помощь.

Вина Щеглова В.А. по предъявленному обвинению нашла свое подтверждение кроме показаний подсудимого, в показаниях представителя потерпевшего ФИО11 показаниях свидетелей, письменных материалах дела, исследованных в судебном заседании.

Представитель потерпевшего ФИО11 показала, что ДД.ММ.ГГГГ она находилась на работе, когда ей позвонил сын и сообщил, что автомашиной был сбит её второй сын ФИО13.. Она сразу же приехала на место происшествия, где находились Щеглов В.А., водитель автомашины <данные изъяты>», которой был сбит её сын, сотрудники милиции, врачи скорой помощи. Сын лежал на земле в стороне от проезжей части дороги. Ей стало плохо и её с места происшествия увезли. Поэтому в осмотре места происшествия она не участвовала. От полученных в результате наезда телесных повреждений, её сын скончался на месте дорожно-транспортного происшествия. Щеглов В.А. приходил к ней в день похорон, но она с ним не разговаривала. Потом он приехал через пять месяцев с директором <данные изъяты> Материальной и моральной помощи Щеглов В.А. ей не оказывал. Так как она потеряла сына, то просит Щеглова В.А. наказать строго.

Свидетель ФИО21. показала, что ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 16.00 часов, она встретилась на остановке <адрес> Астраханской области с ФИО13 Простояв довольно долго, когда уже стемнело, они решили пойти в с.<адрес> пешком, так как поймать попутный транспорт у них не получилось. ФИО13. пошел с ней, так как решил её проводить. Шли они по обочине, за разделительной полосой, отделяющей проезжую часть дороги от обочины. При этом они шли в попутном направлении автотранспорта, и ФИО13 шел ближе к дороге, но не по проезжей её части. В районе кирпичного завода она почувствовала удар в голову, от которого упала на обочину. Как ей теперь известно, удар был от воздействия зеркала автомашины <данные изъяты> белого цвета, управляемой Щегловым В.А. Встав с земли, она увидела каких-то мужчин, вскоре приехали сотрудники милиции, врачи скорой помощи. Она стала спрашивать про ФИО13., и вскоре он был обнаружен на обочине в 5-6 метрах от дороги. Признаков жизни ФИО13 не подавал. На месте происшествия она видела ФИО11 Так как у неё болело плечо, то её увезли в больницу с диагнозом «ушиб ключицы». В больнице она находилась три дня, а потом её выписали. Когда она шла с ФИО13 до во встречном и попутном направлении проезжали автомашины. Была ли встречная автомашина в момент, когда её и ФИО13 сбила автомашина под управлением Щеглова В.А., она сказать не может, так как на машины в тот момент уже не обращала внимания. Как ей кажется, встречной машины не было. В тот день она и ФИО13 были в трезвом состоянии, она спиртное не употребляла, а от ФИО13 запах спиртного не исходил. Момент наезда на ФИО13 она не видела, так как все произошло очень быстро, и ФИО13 шел немного сзади, так как говорил по телефону.

Свидетель ФИО26 показал, что в составе автопатруля выезжал ДД.ММ.ГГГГ в 17.10 часов на место происшествия в район кирпичного завода по трассе в сторону с.<адрес> На месте происшествия у обочины стоял автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № регион, водителем которого являлся Щеглов В.А., который находился там же. На месте происшествия, в кювете, с правой стороны автодороги был обнаружен труп мужчины, как было установлено ФИО13 При выяснении обстоятельств дорожно-транспортного происшествия ими было установлено, что водитель автомашины <данные изъяты> Щеглов В.А. совершил наезд на пешеходов, двигающихся по краю проезжей части дороги в попутном направлении. По частям автомашины <данные изъяты>, находящимся на дороге, а так же со слов Щеглова В.А., было установлено место наезда, которое находилось у полосы, с правой стороны по ходу движения, разделяющей проезжую часть дороги и обочину. Он принимал участие в осмотре места происшествия и помогал сотруднику ГИБДД ФИО27 в произведении замеров для составления схемы дорожно-транспортного происшествия. Материал был передан в следственное отделение. Щеглов В.А. направлялся на медицинское освидетельствование. По результатам освидетельствования он был трезв.

Согласно протоколу осмотра места происшествия, схемы и фототаблицы к протоколу, дорожно-транспортное происшествие имело место ДД.ММ.ГГГГ, на 32 километре + 200 метров автодороги <адрес> На дороге зафиксированы автомашина <данные изъяты> государственный регистрационный знак № регион, с наличием механических повреждений автомобиля в том числе разбита правая фара, россыпи стекла на автодороге справа по ходу движения машины. При этом осколки стекла фары расположены в 0,7 метра от края проезжей части дороги, по линии разделительной полосы дороги с обочиной. На обочине, в 6,8 метра от края проезжей части дороги, 23 метрах от осыпи стекла фары, обнаружен труп мужчины (л.д.8-26).

Из протокола осмотра автомашины следует, что все повреждения автомобиля расположены с правой стороны машины (л.д.40-41).

По заключению эксперта № № от ДД.ММ.ГГГГ скорость автомобиля <данные изъяты> составляла 80.4 км/час. В данной дорожной ситуации водитель автомобиля <данные изъяты> Щеглов В.А. должен был руководствоваться пунктом 10.1 Правил дорожного движения РФ. Предотвращение наезда на пешеходов в данной дорожной ситуации зависело не от технических условий и возможностей, а от выполнения п.10.1 Правил дорожного движения комплексно с учетом прогнозирования дорожной ситуации и выбора безопасной скорости движения (л.д.116-120).

Согласно заключению эксперта № № от ДД.ММ.ГГГГ, у потерпевшего ФИО13 имеются телесные повреждения: открытая проникающая черепно-мозговая травма – кольцевидный перелом основания черепа в зоне большого затылочного отверстия, полный анатомический перерыв продолговатого мозга, состоящая в прямой причинной связи со смертью, являющаяся опасным для жизни и соответствующая тяжкому вреду здоровья; диффузное кровоизлияние под мягкую мозговую оболочку, кровоизлияния в вещество головного мозга, кровоизлияние в мягкие ткани теменной и затылочной областей; закрытая тупая травма груди – перелом 2-5 ребер справа по срединоключичной линии, разрыв правого предсердия, являющиеся опасными для жизни и соответствующими тяжкому вреду здоровья; ссадины левой скуловой области и области нижнего века левого глаза, подбородочной области слева, не являющиеся опасными для жизни, не причинившие вреда здоровью. Смерть ФИО13 наступила в результате открытой проникающей черепно-мозговой травмы – кольцевидного перелома основания черепа в зоне большого затылочного отверстия, полного анатомического перерыва продолговатого мозга. Полученные телесные повреждения находятся в прямой причинной связи со смертью ФИО13 (л.д.109-113).

Оценивая доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, судом установлено, что Щеглов В.А., управляя автомобилем, допустил нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения Российской Федерации. При этом, предотвращение наезда на пешеходов зависело не от технических возможностей и условий, а в результате неправильного выбора не безопасной скорости движения по проезжей части, в условиях темного времени суток (более 80 км/час), что указывает на нарушение Щегловым В.А. пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ.

Показания Щеглова В.А. о том, что он был ослеплен встречной машиной, не могут служить обстоятельствами исключающими виновность подсудимого, так как и в этих условиях им не были приняты меры к снижению скорости, вплоть до остановки управляемого им автомобиля.

Согласно п.4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочины, пешеходам разрешается идти по краю проезжей части дороги в один ряд. При движении по краю проезжей части, пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.

Судом установлено, что потерпевший ФИО13 указанные требования правил дорожного движения нарушил, двигаясь по обочине и краю проезжей части в попутном направлении транспортных средств. Несоблюдение указанного пункта правил потерпевшим ФИО13 при нарушении правил дорожного движения Щегловым В.А., подлежит учёту при назначении наказания в качестве обстоятельства, смягчающего наказание Щеглова В.А., но никак не обстоятельства, исключающего его вину.

Допущенные Щегловым В.А. нарушения правил дорожного движения, указанные в приговоре, находятся в прямой причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и наступившими последствиями – смертью ФИО13

Суд находит доказанной вину Щеглова В.А. в нарушении лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть человека, и квалифицирует его действия по ч.3 ст.264 УК РФ.

Назначая наказание, суд учитывает характер и степень опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого, влияние назначенного наказания на его исправление.

Обстоятельств, отягчающих наказание Щеглова В.А., судом не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими наказание Щеглова В.А., суд признает невыполнение п.4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации потерпевшим.

С учетом указанных обстоятельств, суд приходит к выводу о назначении Щеглову В.А. наказания в виде лишения свободы, с лишением права управления транспортным средством.

Гражданский иск не заявлен.

На основании изложенного и руководствуясь ст.307-309 УПК РФ,

п р и г о в о р и л :

Признать Щеглова ФИО12 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ и назначить ему наказание в виде 2 лет лишения свободы, с лишения права управлять транспортным средством сроком 2 года, с отбытием наказания в колонии-поселении.

Меру пресечения осужденному Щеглову В.А., до вступления приговора в законную силу, оставить без изменения подписку о невыезде и надлежащем поведении.

Разъяснить осужденному Щеглову В.А., что в течение не позднее 10 суток со дня вступления приговора в законную силу, ему надлежит явиться в Астраханский территориальный орган уголовно-исполнительной системы для получения предписания о направлении к месту отбывания наказания. В случае уклонения от получения предписания или неприбытию к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, Щеглов В.А. может быть объявлен в розыск и задержан.

После вступления приговора в законную силу, вещественные доказательства: осколки стекла, фар, подошву обуви, стельку, корпус зеркала автомобиля, хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств ОВД по Красноярскому району Астраханской области, уничтожить. Снять ограничения с вещественного доказательства – автомашины <данные изъяты>, переданной на хранение собственнику.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Астраханского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Приговор постановлен и отпечатан в совещательной комнате на компьютере.

Судья А.В. Кузнецов