об обязании разработать программу по охране земель



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Красный Яр 10 ноября 2010 года

Красноярский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Мальмановой Э.К.,

при секретаре судебного заседания Ишангалиевой Э.Т.,

с участием помощника прокурора Свидовского С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО13 в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Верхнебузанский сельсовет», администрации МО «Бузанский сельсовет», администрации МО «Сеитовский сельсовет», администрации МО «Байбекский сельсовет», администрации МО «Джанайский сельсовет», администрации МО «Забузанский сельсовет», администрации МО «Юбилейнинский сельсовет», администрации МО «Село Малый Арал», администрации МО «Степновский сельсовет», администрации МО «Кривобузанский сельсовет», администрации МО «Ахтубинский сельсовет», администрации МО «Ватаженский сельсовет», администрации МО «Село Караозек», администрации МО «Красноярский сельсовет» о понуждении к действию,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Верхнебузанский сельсовет», администрации МО «Бузанский сельсовет», администрации МО «Сеитовский сельсовет», администрации МО «Байбекский сельсовет», администрации МО «Джанайский сельсовет», администрации МО «Забузанский сельсовет», администрации МО «Юбилейнинский сельсовет», администрации МО «Село Малый Арал», администрации МО «Степновский сельсовет», администрации МО «Кривобузанский сельсовет», администрации МО «Ахтубинский сельсовет», администрации МО «Ватаженский сельсовет», администрации МО «Село Караозек», администрации МО «Красноярский сельсовет» о понуждении к действию, указав следующее.

В населенных пунктах муниципальных образований-ответчиков была проведена проверка соблюдения земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что не разработаны программы по охране земель на территории муниципальных образований-ответчиков. Требования земельного законодательства не исполняются, что может повлечь за собой ветровую, водную эрозию, загрязнение и другие процессы, ухудшающие состояние почв, что в свою очередь приведет к нарушению права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО2 поддержал исковые требования, изложив доводы, указанные в заявлении.

В судебном заседании представители администрации МО «Кривобузанский сельсовет» ФИО3, администрации МО «Ватаженский сельсовет» ФИО4, администрации МО «Село Караозек» ФИО5, администрации МО «Забузанский сельсовет» ФИО6, администрации МО «Юбилейнинский сельсовет» ФИО7, администрации МО «Сеитовский сельсовет» ФИО8, администрации МО «Верхнебузанский сельсовет» ФИО9, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, и не возражали против его удовлетворения, согласились с необходимостью разработки программы охраны земель.

Представитель администрации МО «Красноярский сельсовет», администрации МО «Степновский сельсовет», МО «Джанайский сельсовет» в судебное заседание не явились, представили суду сообщение о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.

Представитель отдела по земельным отношениям при администрации МО «Красноярский район» ФИО10 и Управления сельского хозяйства при администрации МО «Красноярский район» ФИО11 поддержали требования, изложенные в заявлении.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из ст. 36 Конституции РФ следует, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Ст. 42 Конституции РФ определяет право за каждым на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

В судебном заседании установлено, что муниципальные образования-ответчики должны осуществлять следующие задачи, такие как, реализация правомочий как собственника земли, организация рационального использования и охраны земель, находящихся на территории муниципального образования, охрана прав на землю физических и юридических лиц. Для этого необходимо разработать программу по охране земель.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются на территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов; территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения; в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 50 данного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения; земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 51 настоящего Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Как следует из ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Данная терминология вытекает из ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об экологической экспертизе».

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенных проверок были выявлены нарушения земельного законодательства, выраженные в отсутствии программ по охране земель на территории муниципальных образований-ответчиков.

Представители муниципальных образований согласились с необходимостью разработки программы по охране земель муниципальных образований, финансирование которого будет произведено из собственных средств.

Поскольку соблюдение земельного законодательства является составной частью общей обязанности по охране земель, суд считает возможным обязать ответчиков совершить определенное действие, то есть устранить конкретное нарушение.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

обязать администрацию МО «Верхнебузанский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Бузанский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Сеитовский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Байбекский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Джанайский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Забузанский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Юбилейнинский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Село Малый Арал» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Степновский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Кривобузанский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Ахтубинский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрацию МО «Ватаженский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрации МО «Село Караозек» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Обязать администрации МО «Красноярский сельсовет» разработать программу охраны земель, включающую в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом хозяйственной деятельности, природных и других условий экологической экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Астраханском областном суде в течение десяти дней со дня составления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения составлен 15.11.2010г.

Судья: Мальманова Э.К.