Дело № 2 - 96 / 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации гор. Красновишерск 23 марта 2011 года Красновишерский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Семериковой Л.С., с участием: помощника прокурора Прудникова К.В., истца Кроливец С.А., при секретаре Пестовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Красновишерске гражданское дело по иску Прокурора Красновишерского района в интересах Кроливец С.А. к Администрации Красновишерского муниципального района, Администрации Красновишерского городского поселения, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Кроливец С.А., У С ТА Н О В И Л: Прокурор Красновишерского района обратился в суд в интересах Кроливец С. А. с иском к Администрации Красновишерского муниципального района, Администрации Красновишерского городского поселения, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Кроливец С.А.. Требования прокурора мотивированы тем, что Кроливец С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> Мать Кроливец С.А. - ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 отбывал наказание за совершенное преступление. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над Кроливец С.А. установлена <данные изъяты> назначен ФИО3. По сообщению главы администрации Красновишерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, Кроливец С.А. <данные изъяты> проживает у бывшего опекуна ФИО3. Прокурор считает, что Кроливец С.А., как лицу, <данные изъяты> не <данные изъяты>, должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи с этим просит: обязать Правительство Пермского края выделить из краевого бюджета денежные средства для приобретения администрацией Красновишерского муниципального района благоустроенного жилого помещения для Кроливец С.А., обязать Администрацию Красновишерского муниципального района приобрести за счёт средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям для Кроливец С.А. и передать жилое помещение в собственность Красновишерского городского поселения, обязать Администрацию Красновишерского городского поселения предоставить Кроливец С.А. приобретенное жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Прудников К.В. на заявленных требованиях настаивал. Кроливец С.А. поддержала заявленные требования. Представители Администрации Красновишерского муниципального района и Администрации Красновишерского городского поселения в судебном заседании не присутствовали, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей, против заявленных исковых требований не возражали. Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился. Поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. В возражениях на исковое заявление прокурора Красновишерского района в интересах Кроливец С.А. о предоставлении жилого помещения, представитель Правительства Пермского края Старцева Н.А. считает, что у Кроливец С.А. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лиц <данные изъяты>. Прокурор считает, что Кроливец С.А. как лицу, <данные изъяты> должно быть предоставлено жилое помещение на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Администрация Красновишерского района должна приобрести за счёт средств бюджета Пермского края жилое помещение и передать его в собственность Красновишерского городского поселения, которая в свою очередь должна предоставить указанное жилое помещение Кроливец С.А. по договору социального найма. Поддерживая иск прокурора, истица Кроливец С.А. суду пояснила, что она с семьей проживала на <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее мать ФИО1 умерла, отец ФИО2 отбывал наказание в местах лишения свободы. Её и её сестер привезли в <адрес>. Постановлением администрации Красновишерского района Пермской области <данные изъяты> был назначен ФИО3. Она до настоящего времени проживает в квартире бывшего <данные изъяты> своего жилья не имеет. Жилье за ней закреплено не было. Решением Красновишерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении неё <данные изъяты>. Заслушав истца, исследовав документы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Установлено, что матерью Кроливец С.А. является ФИО1, отцом является ФИО2 (л.д. 6). Копией свидетельства о смерти установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мать Кроливец С.А. - ФИО1 умерла (л.д. 7). Отец ФИО2 с 1997 года до 2004 года отбывал наказание в местах лишения свободы. На основании постановления Администрации Красновишерского района от ДД.ММ.ГГГГ № над Кроливец С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена <данные изъяты> назначен ФИО3 (л.д. 8). Решением Красновишерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Кроливец С.А. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 16 - 17). На основании Закона Пермской области от 30 ноября 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Красновишерского муниципального района» по акту от 31 декабря 2006 года Красновишерскому городскому поселению было передано муниципальное имущество, в том числе жилой фонд. Красновишерскому городскому поселению также переданы полномочия по предоставлению жилья. Исходя из позиции представителя Правительства Пермского края Старцевой Н.А., изложенной в возражениях на исковые требования следует, в пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939 -419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законом и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и государственные полномочия по социальной по поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. (л. д. 30 - 32) Доводы сторон проверены судом. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из смысла указанной нормы закона следует, что Федеральный закон № 159 - ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди в рамках данного закона одновременно с тремя условиями: - наличие статуса ребёнка-сироты либо ребёнка, оставшегося без попечения родителей; - отсутствие закреплённого жилого помещения; - окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 5 указанного Федерального закона финансирование обеспечения жилой площадью указанных категорий лиц относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом споре Кроливец С.А. имеет <данные изъяты> в силу решения Красновишерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. На день рассмотрения дела Кроливец С.А., ДД.ММ.ГГГГ закончила обучение в юл1 №, что подтверждено копией диплома. (л. д. 26) Кроливец С.А. проживает в жилом помещении опекуна ФИО3, за ней нет закрепленного жилого помещения ни в <адрес>, ни по месту прежнего проживания в <адрес>, то есть, Кроливец С.А. <данные изъяты>. Из справки Красновишерского филиала ГУП Центр технической инвентаризации Пермского края следует, что Кроливец С.А. <данные изъяты> <данные изъяты> в <адрес> <данные изъяты> в <адрес> и <адрес> не участвовала (л.д. 27). Копией справки <адрес> <адрес> установлено, что за Кроливец С.А. личного жилья в с <данные изъяты>, в связи с отсутствием частной собственности на жилье её родителей. (л. д. 22). Из уведомления государственного регистратора Красновишерского отдела Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что <данные изъяты> за Кроливец С.А. <данные изъяты> (л.д. 15). Из информации заместителя начальника управления образования следует, что за Кроливец С.А. жилое помещение не закреплялось (л. д. 12). Следовательно, условия для возникновения права на получение жилой площади вне очереди в рамках Федерального закона № 159 - ФЗ имеются. Кроливец С.А. зарегистрирована по месту жительства бывшего своего опекуна ФИО3 по адресу: <адрес> <адрес>, что следует из показаний свидетеля ФИО3. С учётом указанных обстоятельств и возраста Кроливец С.А. (до 23 лет) была поставлена комиссией по жилищным вопросам Администрацией Красновишерского городского поселения от 4 декабря 2007 года № 14 на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в <данные изъяты>. (л. д. 9). Следовательно, Администрация Красновишерского городского поселения фактически признала право Кроливец С.А. на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки <данные изъяты> Из пояснений представителя Администрации Красновишерского муниципального района Ведерниковой Н.М. следует, что реализация проекта по предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, осуществляется следующим образом: Администрация муниципального района приобретает за счет выделенных на эти цели средств краевого бюджета жилые помещения и передает их Администрации Красновишерского городского поселения, которая обязана предоставить приобретенное жилое помещение конкретному лицу. Таким образом, на Администрации Красновишерского муниципального района лежит обязанность по приобретению для Кроливец С.А. жилого помещения за счет средств краевого бюджета, а на Администрации Красновишерского городского поселения - предоставить приобретенное жилое помещение Кроливец С.А.. Учитывая, что истец зарегистрирована в гор. Красновишерске, ей должно быть предоставлено жилое помещение в черте гор. Красновишерска, не ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в гор. Красновишерске. Свидетель ФИО3 пояснил в суде, что он являлся опекуном Кроливец С.А. и последняя проживала и проживает до настоящего времени в его квартире по <адрес> <адрес> <адрес> края. У Кроливец С.А. нет своего жилого помещения ни в <адрес>, ни на <адрес> по месту прежнего проживания. В отношении Кроливец С.А. <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 200 4 года № 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления, что предусмотрено п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан». Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Согласно п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 № 16-п, перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Приобретение благоустроенного жилого помещения для Кроливец С.А. должно быть произведено за счет средств краевого бюджета, так как, согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Подлежит удовлетворению требования прокурора о возложении на Администрацию Красновишерского муниципального района, Администрацию Красновишерского городского поселения обязанности предоставить Кроливец С.А. жилое помещение, так как, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются <данные изъяты> Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления на текущий финансовый год. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В соответствии с соглашением о механизме реализации проекта «Жилье для детей-сирот» от 12 августа 2008 года, заключенным между Администрацией Красновишерского муниципального района и Администрацией Красновишерского городского поселения, Администрация Красновишерского муниципального района взяла на себя обязательство приобретать жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилые помещения, отвечающие установленным санитарно-техническим нормам и правилам и передавать приобретенные жилые помещения в собственность Красновишерского городского поселения. При этом Администрация Красновишерского городского поселения обязуется предоставить жилое помещение в соответствии со списком очередности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, на основании решения комиссии по жилищным вопросам. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещение признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Думы Красновишерского городского поселения от 24 мая 2006 года № 30 «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма не менее 8 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. Руководствуясь ст. ст. 197, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края приобрести за счёт средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение для Кроливец С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> <адрес>, и передать его в собственность Администрации Красновишерского городского поселения. Обязать Администрацию Красновишерского городского поселения предоставить Кроливец С.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям не ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в гор. Красновишерске. Решение может быть в течение 10 дней обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд. Судья Л.С. Семерикова