Дело № 2 - 118/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Красновишерск 27 апреля 2011 года Красновишерский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Фроловой В.Ф. с участием прокурора Прудникова К.В. ответчика представителя ЮЛ1 Кичигиной Л.И. при секретаре Наумкиной О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске гражданское дело по иску прокурора Красновишерского района в интересах неопределенного круга лиц к ЮЛ1 о возложении обязанности проведения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях ЮЛ1 ЮЛ1 к ЮЛ2 о возложении обязанности обеспечить финансирование затрат на проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности УСТАНОВИЛ: Прокурор Красновишерского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ЮЛ1 о возложении обязанности проведения работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях и сооружениях ЮЛ1; к ЮЛ2 о возложении обязанности обеспечить финансирование затрат на проведение указанных работ, обосновывая тем, что 01.02.2011 года в ходе проверки инспектором 26 отделения надзорной деятельности по Красновишерскому району ЮЛ1 на предмет соблюдения юридическим лицом требований пожарной безопасности был выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выразившихся в следующем: В учебном корпусе -не все люки на чердак в противопожарном исполнении; -допускаются соединения электропроводки с помощью скруток (помещение библиотеки, подвал и др. помещения); -дверь в библиотеку не в противопожарном исполнении; -для окраски стен, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации применяются горючие материалы (масляная краска) ; -вход в подвал, помещение которого используется в качестве тренажерного зала и тира, от общей лестничной клетки не изолирован; -запоры на дверях эвакуационного выхода из актового зала не обеспечивают людям, находящимся внутри здания (сооружения) возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; -двери эвакуационного выхода из актового зала на улицу свободно не открываются, завалены снегом; -полы на путях эвакуации покрыты горючим материалом линолеумом, сертификат на который отсутствует; -договор на обслуживание АПС отсутствует, нет журнала учета работы АПС, отсутствуют сертификаты на оборудование АПС, нет акта опроб работоспособности АПС, нет графика обслуживания АПС; -автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре неисправна. В здании столовой, лаборатории, общежития -все соединения электропроводки произведены с помощью скруток; -допускаются соединения электропроводов вне соединительных коробок; -допускается прокладка электропроводов по горючему основанию; -допускаются соединения электропроводки без изоляции; -допускается установка на окнах глухих решеток; -на путях эвакуации для окраски стен, а также ступеней и лестничных площадок применяются горючие материалы (масляная краска); -запоры на дверях эвакуационных выходов южного крыла здания в ночное время, а также запоры эвакуационных выходов северного крыла постоянно, не обеспечивают людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов северного крыла здания не обеспечено соблюдение проектных решений по освещенности (лестничная клетка не имеет естественного и искусственного освещения); - на пятом этаже здания (в помещении общежития) установлены дополнительные двери в коридоре; -двери эвакуационного выхода северного крыла здания из лестничной клетки на улицу не открываются свободно, завалены снегом; -установкой деревянных перегородок в раздевалке и фойе, коридоре на кухне занижена степень огнестойкости здания; -люки на чердак не в противопожарном исполнении; -не запитаны водой, неисправны и не укомплектованы внутренние пожарные краны в северном крыле здания; -наружная пожарная лестница неисправна; -договор на обслуживание АПС отсутствует, нет журнала учета работы АПС, отсутствуют сертификаты на оборудование АПС, нет акта проб работоспособности АПС, нет графика обслуживания АПС; -автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре неисправна; -отсутствует ограждение на кровле. Нарушение норм и правил пожарной безопасности ставят под угрозу сохранность имущества, а также жизнь и здоровье граждан, и, в частности, учащихся ЮЛ1 Прокурор просит обязать ЮЛ выполнить работы по устранению данных нарушений требований пожарной безопасности. Прокурор просит также возложить на учредителя ЮЛ1 ЮЛ2, как главного распорядителя средств бюджета Пермского края для исполнения бюджетных обязательств в форме субсидии на оказание государственной услуги по организации предоставления начального профессионального образования, обязанность обеспечить финансирование выполнения юридическим лицом ЮЛ1 мероприятий, связанных с устранением выявленных нарушений требований пожарной безопасности. В судебном заседании прокурор, настаивая на заявленных требованиях, просил суд указать срок выполнения юридическим лицом ЮЛ1 работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности до 01 сентября 2011 года. Представитель ответчика ЮЛ1 Кичигина Л.И. иск прокурора признала и пояснила, что выявленные инспектором 26 отделения надзорной деятельности по Красновишерскому району нарушения требований пожарной безопасности действительно имеют место, в настоящее время принимаются меры по их устранению. Однако это требует и времени, и дополнительного финансирования, так как для устранения нарушений требований пожарной безопасности необходимо около 2 млн. рублей, а планом финансово -хозяйственной деятельности юридического лица на 2011 год, обеспеченным субсидией, данный расход не предусмотрен. Представитель ЮЛ2 в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения требований прокурора возражают, ссылаясь на то, что ЮЛ1» является автономным учреждением, финансовое обеспечение которого осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. ЮЛ2 предоставлена Учреждению субсидия на 2011 год, в том числе на приобретение и содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на оплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, в сумме 6 099 110 рублей достаточной для устранения нарушений правил пожарной безопасности, т.е. ЮЛ2 выполнило свои обязательства перед Учреждением. Кроме того, в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2011 год Учреждением запланировано получить в 2011 году доходы от иных видов деятельности 2 600 000 рублей. Учреждение вправе направить средства, полученные от иных видов деятельности, на устранение нарушений правил пожарной безопасности. Заслушав доводы прокурора, пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В судебном заседании установлено, что в ходе проверки, проведенной 01 февраля 2011 года инспектором 26 ОНД по Красновишерскому муниципальному району, соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях и сооружениях ЮЛ1 расположенных по адресу: <адрес>, были выявлены многочисленные нарушения юридическим лицом требований пожарной безопасности, которые нашли отражение в акте № 1 от 01.02.2011 года (л.д. 43-46). Удовлетворяя требования прокурора о возложении на ЮЛ1 обязанности проведения необходимых работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд исходит из того, что здания и сооружения ЮЛ1», являются собственностью Пермского края и переданы в оперативное управление ЮЛ1», что нашло отражение в Уставе ЮЛ1 (л.д. 10 - 39). В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года №69-ФЗ (далее Закон) пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Положениями ст. 37 Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Удовлетворяя требования прокурора о возложении на ЮЛ2 обязанности обеспечить финансирование затрат, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ЮЛ1 суд исходит из полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования, предусмотренных п.п.3, 13 ст.29 Закона РФ "Об образовании», согласно которым установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом, установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений относится к полномочиям субъекта Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее Федеральный закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Финансовое обеспечение выполнения задания осуществляет учредитель (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ). Причем указанное обеспечение осуществляет с учетом расходов: - на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; - расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; - расходов на развитие автономного учреждения в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. Согласно п.1.5 Устава ЮЛ1 (далее Устав), Учредителем ЮЛ2. Функции и полномочия учредителя от имени <адрес> осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган ЮЛ2 Пермского края (далее Учредитель) и уполномоченный орган ЮЛ2). В соответствии с п. 2.11 Устава Автономное учреждение принимает обязательства по выполнению государственного задания на предоставление образовательных услуг, устанавливаемого Учредителем, с учетом нормативов финансовых затрат в соответствии с действующим законодательством. Государственное задание на предоставление государственных услуг в системе образования Пермского края в сфере полномочий, определенных для субъекта Российской Федерации действующим законодательством, на 2010-2012 годы, утверждено Приказом Министерства образования Пермского края от 02.07.2010 N СЭД-26-01-04-218, согласно которому Государственное задание на предоставление государственных услуг - это системные требования к объему, качеству и результативности оказания государственной услуги, а Государственная услуга в системе образования - это услуга, оказываемая органами исполнительной власти Пермского края, государственными учреждениями, либо по их заказу иными юридическими и физическими лицами в рамках их компетенции за счет средств краевого бюджета в целях реализации их прав и интересов, гарантированных государством. В системе образования Пермского края в сфере полномочий, определенных для субъекта Российской Федерации действующим законодательством, определены и оказываются государственными учреждениями Пермского края ряд государственных услуг, в том числе Государственная услуга по организации предоставления начального профессионального образования. Требования к качеству государственных услуг по организации предоставления начального профессионального образования, включают в себя соответствие материально-технической базы образовательного учреждения и других условий обучения требованиям надзорных органов. Согласно п.6 ст. 10 Закона Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК (ред. от 30.08.2010, с изм. от 16.12.2010) "О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края" финансирование государственных (муниципальных) автономных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с краевым законодательством, исходя из стоимости государственной (муниципальной) услуги, утверждаемой нормативным правовым актом Правительства Пермского края (органа местного самоуправления), в рамках государственного (муниципального) задания. Обеспечение размещения и выполнения государственного задания на государственные услуги, оказываемые Автономным учреждением ЮЛ1, в соответствии с требованиями законодательства к содержанию, объему (составу) качеству, условиям порядку и результатам оказания государственных услуг, осуществление управления и контроля за деятельностью Автономного учреждения, осуществление функции главного распорядителя средств бюджета <адрес>, в том числе в отношении Автономного учреждения с закреплением за ним соответствующих расходов, администратора доходов <адрес>, относятся к компетенции Учредителя в области управления Автономным учреждением (п.7.1 Устава). Согласно п.1 Договора № СЭД -51-06-22-32 о предоставлении субсидии автономному учреждению и финансовом обеспечении государственного задания от ДД.ММ.ГГГГ Учредитель предоставляет Учреждению средства, выделяемые из бюджета <адрес> Учредителю, являющемуся главным распорядителем средств бюджета <адрес>, для исполнения бюджетных обязательств в 2011 году в форме субсидии и на оказание государственной услуги по организации предоставления начального профессионального образования в соответствие с государственным заданием на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годы. Субсидия предоставляется с целью возмещения затрат на оказание Учреждением государственных услуг в соответствие с государственным заданием (п.2.2 Договора). Денежные средства, переданные Учреждению, используются на цели, указанные в государственном задании и настоящем договоре.( п.2.4 Договора). Доводы ЮЛ2 о наличии у Автономного учреждения денежных средств на устранение нарушений требований пожарной безопасности опровергаются пояснениями директора автономного учреждения ЮЛ1» Кичигиной Л.И., из которых следует, что для устранения нарушений требований пожарной безопасности требуется более 2 000 тыс. рублей, в то время как из выделенных на содержание имущественного комплекса на 2011 год 6 099,11 тыс.рублей на выполнение предписаний надзорных органов выделено всего 200 тыс. рублей. Доводы директора автономного учреждения ЮЛ1 Кичигиной Л.И. подтверждаются представленным суду расчетом затрат к плану ФХД на 2011 год (л.д.71-73). При данных обстоятельствах возложение на ЮЛ2 обязанности обеспечить финансирование выполнения Автономным учреждением работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности соответствует целям и задачам ЮЛ2, как Учредителя данного Автономного учреждения, а также требованиям к качеству государственных услуг по организации предоставления начального профессионального образования. Подлежит взысканию с ЮЛ1 государственная пошлина, от уплаты которой прокурор был освобожден при подаче искового заявления, так как согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в ст. 333.20 НК РФ Госпошлина подлежит взысканию в размере, установленном ст.333.19 НК РФ, 200 руб. Руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : Обязать ЮЛ1 края в срок до 01 сентября 2011 года выполнить работы по устранению нарушений требований пожарной безопасности в зданиях и сооружениях ЮЛ1 расположенных по адресу: <адрес>, а именно: -оборудовать все люки на чердак в противопожарном исполнении; - устранить соединения электропроводки с помощью скруток ( помещение библиотеки, подвал и др. помещения); -установить дверь в библиотеку в противопожарном исполнении; - на путях эвакуации устранить окраску стен, а также ступеней и лестничных площадок горючими материалами; -изолировать вход в подвал от общей лестничной клетки; -оборудовать двери эвакуационного выхода из актового зала запорами, обеспечивающими людям, находящимся внутри здания ( сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; -устранить на путях эвакуации покрытие полов горючим материалом линолеумом; -заключить договор на обслуживание АПС; -устранить неисправность автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; В здании столовой, лаборатории, общежития -устранить соединения электропроводки с помощью скруток; -устранить соединения электропроводов вне соединительных коробок; -устранить прокладку электропроводов по горючему основанию; -устранить соединения электропроводки без изоляции; -устранить установку на окнах глухих решеток; - устранить на путях эвакуации окраску стен, а также ступеней и лестничных площадок горючими материалами (масляная краска); -оборудовать двери эвакуационных выходов южного крыла здания в ночное время, а также эвакуационных выходов северного крыла постоянно, запорами, обеспечивающими людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа; -при эксплуатации эвакуационных путей и выходов северного крыла здания обеспечить соблюдение проектных решений по освещенности (обеспечить наличие на лестничной клетке естественного и искусственного освещения); - демонтировать деревянные перегородки в раздевалке и фойе, коридоре на кухне; - установить люки на чердак в противопожарном исполнении; - запитать водой, устранить неисправность и укомплектовать внутренние пожарные краны в северном крыле здания; -устранить неисправность наружной пожарной лестницы; -заключить договор на обслуживание АПС; -устранить неисправность автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; -установить ограждение на кровле в соответствии с ГОСТ 25772. Обязать ЮЛ2 обеспечить финансирование затрат, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности в зданиях и сооружениях ЮЛ1 Взыскать с ЮЛ1 госпошлину в сумме 200 ( двести) рублей в бюджет Красновишерского муниципального района. Решение в течение 10 суток может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд. Судья подпись Копия верна. Судья В.Ф.Фролова