Дело № 2 - 127 / 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации гор. Красновишерск 21 апреля 2011 года Красновишерский районный суд Пермского края в составе: судьи Семериковой Л.С. с участием прокурора - помощника прокурора Красновишерского района Прудникова К.В., истца Антипина Н.Г., ответчиков: представителя администрации Красновишерского городского поселения Кирьяновой Е.В., представителя администрации Красновишерского муниципального района Паршаковой Е.Л., при секретаре Пестовой Н.А. Рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Красновишерске дело по иску прокурора Красновишерского района в интересах Антипина Н.Г. к Администрации Красновишерского муниципального района, Администрации Красновишерского городского поселения, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Антипиной Н.Г., У С ТА Н О В И Л: <адрес> обратился в суд в интересах Антипиной Н.Г. с иском к Администрации Красновишерского муниципального района, Администрации Красновишерского городского поселения, Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма Антипиной Н.Г. Требования прокурора мотивированы тем, что Антипина Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>. Мать Антипиной Н.Г. - ФИО1 и отец ФИО2 лишены родительских прав на основании решения Красновишерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации Красновишерского района от ДД.ММ.ГГГГ № Антипина Н.Г. передана на воспитание в <данные изъяты> ФИО3. В соответствии с решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ № Антипина Н.Г. принята на учет в список <данные изъяты> в качестве нуждающейся в жилом помещении. По сообщению Юл от ДД.ММ.ГГГГ № Антипина Н.Г. не имеет закрепленного жилого помещения, Прокурор считает, что Антипиной Н.Г., как <данные изъяты> не имеющему закреплённого жилого помещения, должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, в связи с этим просит: обязать Правительство Пермского края выделить из краевого бюджета денежные средства для приобретения администрацией Красновишерского муниципального района благоустроенного жилого помещения для Антипиной Н.Г., обязать Администрацию Красновишерского муниципального района приобрести за счёт средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям для Антипиной Н.Г. и передать жилое помещение в собственность Красновишерского городского поселения, обязать Администрацию Красновишерского городского поселения предоставить Антипиной Н.Г. приобретенное жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании помощник прокурора Прудников К.В. на заявленных требованиях настаивал. Антипина Н.Г. поддержала заявленные требования. Представители Администрации Красновишерского муниципального района и Администрации Красновишерского городского поселения против заявленных исковых требований не возражали. Представитель Правительства Пермского края Сухих В.А. в судебное заседание не явилась. Поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. В возражениях на исковое заявление прокурора Красновишерского района в интересах Антипиной Н.Г. о предоставлении жилого помещения, представитель Правительства Пермского края считает, что у Антипиной Н.Г. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурор считает, что Антипиной Н.Г. как <данные изъяты> должно быть предоставлено жилое помещение на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Администрация Красновишерского района должна приобрести за счёт средств бюджета Пермского края жилое помещение и передать его в собственность Красновишерского городского поселения, которая в свою очередь должна предоставить указанное жилое помещение Антипиной Н.Г. по договору социального найма. Поддерживая иск прокурора, истица Антипина Н.Г. суду пояснила, что она является <данные изъяты> ФИО1 и ФИО2 лишены родительских прав на основании решения Красновишерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, она была передана на воспитание в <данные изъяты> ФИО3. За ней не было закреплено жилья, она не имеет в собственности жилья, у родителей нет жилья. Жилье, в котором она проживает, принадлежит ее опекуну ФИО3. У нее имеется статус <данные изъяты> Просит приобрести для нее жилье и передать ей по договору социального найма. Заслушав истца, исследовав документы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Установлено, что матерью Антипиной Н.Г. является ФИО1, отцом является ФИО2 (л. д. 6). На основании постановления Администрации Красновишерского района от ДД.ММ.ГГГГ № Антипина Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, передана на воспитание <данные изъяты> ФИО3 (л. д. 7). По решению Красновишерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 лишены родительских прав в отношении пятерых детей, в том числе в отношении Антипиной Н.Г. (л. д. 8 - 11). На основании Закона Пермской области от 30 ноября 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Красновишерского муниципального района» по акту от 31 декабря 2006 года Красновишерскому городскому поселению было передано муниципальное имущество, в том числе жилой фонд. Красновишерскому городскому поселению также переданы полномочия по предоставлению жилья. Исходя из позиции представителя Правительства Пермского края, изложенной в возражениях на исковые требования следует, что в пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона № 1939 - 419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законом и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора и государственные полномочия по социальной по поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления. Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 24 марта 2011 года № 52 - рп «О распределении средств бюджета Пермского края, предусмотренных в 2011 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Министерству жилищно-коммунального хозяйства Пермского края поручено произвести финансирование расходов на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с настоящим распоряжением Красновишерскому муниципальному району выделено 996,7 тысяч рублей (л. д. 26 - 29) Доводы сторон проверены судом. В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Из смысла указанной нормы закона следует, что Федеральный закон № 159 - ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди в рамках данного закона одновременно с тремя условиями: - наличие статуса ребёнка-сироты либо ребёнка, оставшегося без попечения родителей; - отсутствие закреплённого жилого помещения; - окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 5 указанного Федерального закона финансирование обеспечения жилой площадью указанных категорий лиц относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом споре Антипина Н.Г. имеет статус <данные изъяты> предусмотренный ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». На день рассмотрения дела Антипина Н.Г., является <данные изъяты> (л. д.41) Антипина Н.Г. проживает в жилом помещении в приемной семье ФИО3, за ней нет закрепленного жилого помещения ни в <адрес>, ни по месту прежнего проживания в дер. <адрес>, то есть, Антипина Н.Г. не имеет закрепленного жилого помещения. Из справки Красновишерского филиала ГУП Центр технической инвентаризации Пермского края следует, что Антипина Н.Г., а также ее родители: мать ФИО1 и отец ФИО2 не имеют на территории <адрес> и <адрес> квартиру и жилья в частном доме, принадлежащих им на праве собственности, в приватизации жилья в <адрес> и <адрес> не участвовали. (л. д. 40). Из уведомления государственного регистратора Красновишерского отдела Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что прав на недвижимое имущество за Антипиной Н.Г. не зарегистрировано (л.д. 17). Из справки, выданной Юл следует, что Антипина Н.Г. не имеет закрепленного жилого помещения (л. д. 18). Из уведомлений государственного регистратора Красновишерского отдела Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что прав на недвижимое имущество за ФИО2 и ФИО1 не зарегистрировано (л.д. 38, 39). Следовательно, условия для возникновения права на получение жилой площади вне очереди в рамках Федерального закона № 159 - ФЗ имеются. Антипина Н.Г. зарегистрирована по месту жительства приемной семьи ФИО3 по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания (л.д. 16). С учётом указанных обстоятельств и возраста Антипина Н.Г. (до 23 лет) была поставлена комиссией по жилищным вопросам Администрацией Красновишерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в общий список и льготный список <данные изъяты> (л. д. 12, 13). Следовательно, Администрация Красновишерского городского поселения фактически признала право Антипиной Н.Г. на получение жилого помещения именно в порядке реализации мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Из пояснений представителя Администрации Красновишерского муниципального района Паршаковой Е.Л. следует, что реализация проекта по предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, осуществляется следующим образом: Администрация муниципального района приобретает за счет выделенных на эти цели средств краевого бюджета жилые помещения и передает их Администрации Красновишерского городского поселения, которая обязана предоставить приобретенное жилое помещение конкретному лицу. Таким образом, на Администрации Красновишерского муниципального района лежит обязанность по приобретению для Антипиной Н.Г. жилого помещения за счет средств краевого бюджета, а на Администрации Красновишерского городского поселения - предоставить приобретенное жилое помещение Антипиной Н.Г.. Учитывая, что истец зарегистрирована в <адрес>, ей должно быть предоставлено жилое помещение в черте <адрес>, не ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в <адрес>. Представитель Администрации Красновишерского городского поселения Кирьянова Е.В. признав исковые требования, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по жилищным вопросам Антипина Н.Г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в общий список <данные изъяты>. У Антипиной Н.Г. нет в собственности жилья, ей необходимо предоставить жилое помещение. Свидетель ФИО3 пояснил в суде, что на основании постановления главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ Антипина Н.Г. передана ей на воспитание в приемную семью. Родители Антипиной Н.Г. были лишены родительских прав в отношении 5 детей, четверо детей направлены в детский дом, а Наташа была передана в ее приемную семью в связи с тем, что не разговаривала. В настоящее время Антипина Н.Г. разговаривает, умеет пользоваться бытовой техникой. За Антипиной Н.Г. не закреплено жилье, она временно зарегистрирована в ее квартире. Родители Антипиной Н.Г. проживают в д. <адрес>, у них нет жилья, дом сгорел и они проживают в бане. В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 декабря 200 4 года № 1939-419 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. Государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления, что предусмотрено п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14 ноября 2005 года № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан». Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п.1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580). Согласно п. 2 Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 № 16-п, перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления на текущий финансовый год. Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилья. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством. Приобретение благоустроенного жилого помещения для Антипиной Н.Г. должно быть произведено за счет средств краевого бюджета, так как, согласно ст. 8 Закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Подлежит удовлетворению требования прокурора о возложении на Администрацию Красновишерского муниципального района, Администрацию Красновишерского городского поселения обязанности предоставить Антипиной Н.Г. жилое помещение, так как, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждения, при прекращении опеки (попечительства). Перечисление средств, субсидий в бюджеты муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органами местного самоуправления на текущий финансовый год. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В соответствии с соглашением о механизме реализации проекта «Жилье для детей-сирот» от 12 августа 2008 года, заключенным между Администрацией Красновишерского муниципального района и Администрацией Красновишерского городского поселения, Администрация Красновишерского муниципального района взяла на себя обязательство приобретать жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилые помещения, отвечающие установленным санитарно-техническим нормам и правилам и передавать приобретенные жилые помещения в собственность Красновишерского городского поселения. При этом Администрация Красновишерского городского поселения обязуется предоставить жилое помещение в соответствии со списком очередности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, на основании решения комиссии по жилищным вопросам. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещение признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления жилой площади устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Думы Красновишерского городского поселения от 24 мая 2006 года № 30 «Об установлении норм предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма не менее 8 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. Руководствуясь ст. ст. 197, 198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края приобрести за счёт средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение для Антипина Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, и передать его в собственность Администрации Красновишерского городского поселения. Обязать Администрацию Красновишерского городского поселения предоставить Антипина Н.Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям не ниже нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма в <адрес>. Решение может быть в течение 10 дней обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд. Судья: подпись. Копия верна. Судья Л.С. Семерикова