об отказе в признании незаконным бездействия начальника 100 пожарной части в части ношения его подчиненными формы с аббревиатурой МЧС



Дело № 2 - 306/ 2011

    Р Е Ш Е Н И Е

                    Именем Российской Федерации

гор. Красновишерск                       25 июля 2011 года

Красновишерский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Семериковой Л.С.,

заявителя Собянина Н.Ф.

заинтересованного лица Начальника 100 Пожарной части Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Горшкова А.Д.

при секретаре Тиуновой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Красновишерске гражданское дело

по жалобе Собянина Н.Ф.

о признании незаконным бездействия начальника 100 пожарной части Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Горшкова А.Д. в части ношения его подчиненными формы с аббревиатурой «МЧС»,

    У С Т А Н О В И Л:

           Собянин Н.Ф. обратился в суд с жалобой о признании незаконным бездействия начальника 100 пожарной части Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Горшкова А.Д. в части ношения его подчиненными формы с аббревиатурой «МЧС».

Свои требования Собянин Н.Ф. мотивировал тем, что Приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" утверждено Типовое положение о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкция о порядке заполнения и представления учетных документов. Согласно этим положениям в указанные службы можно направлять заявления о совершенных преступлениях и получать талон-уведомление о принятом сообщении, в течение трех-десяти дней проводится проверка, результаты которой можно обжаловать в суд.

С ДД.ММ.ГГГГ года он в открытой форме подвергается пыткам неизвестными техническими устройствами извне квартиры, в результате которых испытывает <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ года ежедневно во время каждого его отсутствия происходят нарушения неприкосновенности жилища с нанесением имущественного вреда. В ДД.ММ.ГГГГ года была убита его мать. Из ответа заместителя прокурора Баранова Г.А. за от ДД.ММ.ГГГГ следует, что эти преступления совершают сотрудники следственного отдела при ОВД по Красновишерскому муниципальному району. Основываясь на вышеуказанном приказе МЧС и, поскольку, подчиненные сотрудники Горшкова А.Д. носят форму с аббревиатурой МЧС, он постоянно звонит по телефону ЕДДС и по номеру 01 с сообщениями о преступлениях, в том числе и о незаконном проникновении в квартиру, рассчитывая получить талон-уведомление, проведение расследования, на основании которых он мог бы получить страховок возмещение.

Поскольку расследование не проводится, просит признать незаконным бездействие начальника 100 Пожарной части Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Горшкова А.Д. в части ношения его подчиненными формы с аббревиатурой «МЧС», что считает незаконным, поскольку функции министерства по чрезвычайным ситуациям шире, чем тушение пожаров.       

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Начальник 100 пожарной части Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Горшков А.Д.

В судебном заседании Собянин Н.Ф. настаивал на удовлетворении жалобы. Заинтересованное лицо Горшков А.Д. в судебном заседании с жалобой не согласен, возражал против заявленных требований.

В судебном заседании Собянин Н.Ф. пояснил, что обратился в суд с жалобой о признании бездействия начальника 100 ПЧ ГУ 1-ОФПС ПК незаконным в части ношения его сотрудниками формы с аббревиатурой «МЧС», поскольку функции МЧС шире, чем тушение пожаров. Его требования основаны на приказе Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений", который содержит нормы, затрагивающие конституционные права граждан. Смысл приказа заключается в том, что он создал правовую базу для создания противовеса органам внутренних дел в учете статистики преступлений и дал основания гражданам обращаться напрямую в органы МЧС на местах, учитывая их круглосуточный режим работы с заявлениями о преступлениях. Органы МЧС получили право принимать заявления о преступлениях, регистрировать их, при этом обязаны выдавать талоны-уведомления о принятом сообщении, установлении правонарушения. Убедившись в бездействии начальника ОВД района Острянского М.М., полной юридической недееспособности прокурора Колдомова Ю.Ф., с ДД.ММ.ГГГГ года он стал звонить в 100 ПЧ ГУ 1 ОФПС ПК о нанесении физического вреда здоровью. Основывался при этом вышеуказанным приказом, который создал противовес для регистрации фактов о совершенных преступлениях, надеясь на то, что его заявления будут зарегистрированы в 100 ПЧ ГУ 1-ОФПС ПК. Начальник 100 ГУ 1-ОФПС ПК Горшков А.Д. не создал на территории Красновишерского района службу, которая принимала бы сообщения (заявления) о преступлениях. Он вводит в заблуждение граждан ношением его сотрудниками формы с аббревиатурой МЧС. Нося государственную форму с аббревиатурой «МЧС», Горшков А.Д. не использовал все возможности для создания альтернативной службы о приеме заявлений о совершенных преступлениях. Тем самым нанес личный ущерб, имущественный ущерб, поскольку в результате незаконных проникновений в жилище был нанесен ущерб. Его квартира застрахована, а у него нет талона о факте совершения преступления. В связи с чем, он не может получить страховое возмещение. Нося государственную форму МЧС, Горшков А.Д. не использовал все свои возможности для создания на территории Красновишерского района альтернативной службы приема, регистрации о совершенных преступлениях.

Заинтересованное лицо Начальник 100 пожарной части Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Горшков А.Д. в судебном заседании пояснил, что 100 Пожарная часть входит в состав Государственного учреждения «1отряд Федеральной противопожарной службы». Государственное учреждение «1отряд Федеральной противопожарной службы» входит в состав Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ПК». Главное управление непосредственно подчиняется Министерству чрезвычайных ситуаций России и непосредственно Министру МЧС России Шойгу, как и все регионы России. На основании приказа № 364 от 3 июля 2008 года «Об утверждении правил ношения формы одежды» для сотрудников государственной противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ установлена форма единого образца. Ношение формы обязательно для всех сотрудников 100 пожарной части государственного учреждения «1отряд Федеральной противопожарной службы». Обязательны знаки различия на форме МЧС: на спине формы вышит знак МЧС, нагрудной знак МЧС, на обоих рукавах формы одежды. На территории Красновишерского района создана совместно с районной муниципальной властью Единая диспетчерская служба - организована бесплатная телефонная линия 112, по которой принимаются сообщения о всех чрезвычайных ситуациях в районе, в том числе преступлениях - ведется журнал, также сообщения поступают на телефон 01. На пульт принимаются все сообщения о чрезвычайных ситуациях, пожарах, и о преступлениях. Все сообщения регистрируются в отдельном журнале, в сообщениях о преступлениях все фиксируется: время, дата, кто сообщил. Принимаются письменные сообщения от граждан по всем вопросам. Если информация связана с преступлением, то она уходит на номер 02, сообщается в Отделение Госпожнадзора, так как, в штате пожарной части нет дознавателей, юриста. Отдел дознания находится в Инспекции надзорной деятельности. После разделения надзорную деятельность вывели в отдельную структуру, где имеется свой руководитель и создана отдельная служба при МЧС России. 100 Пожарная часть аттестована на определенные виды деятельности по видам работ на основании постановления Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб». Выдано свидетельство на право ведения аварийно спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на следующие виды работ: <данные изъяты>

В его компетенцию не входит и он не наделен функциями создания службы выдачи талонов-уведомлений о совершенных преступлениях.

Заслушав заявителя, заинтересованное лицо, исследовав документы дела, суд приходит к выводу, что жалоба не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п. 3 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, утвержденного Приказом Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29.12.2005 "О едином учете преступлений" федеральные органы, утвердившие настоящее Положение, с учетом специфики и особенностей своей деятельности вправе издавать ведомственные инструкции по вопросам приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и ведомственного контроля за этой деятельностью, не противоречащие федеральным законам и указанному Положению. При этом может быть определен перечень (категории) сотрудников, обязанных принимать по поступившей (переданной) им устной и иной информации о преступлениях неотложные меры в порядке и в пределах прав и полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.

Приказом МЧС РФ от 02.05.2006 N 270 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая устанавливает единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - органы ГПС МЧС России), а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением.

Исходя из указанной Инструкции следует, что органы ГПС МЧС России принимают, регистрируют и проводят проверку сообщений о преступлениях и иных происшествиях лишь по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. 2, 3 действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц органов ГПС МЧС России в пределах их компетенции:

а) заместителей главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору; государственных инспекторов Российской Федерации по пожарному надзору - начальников управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей;

б) главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместителей; главных государственных инспекторов городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместителей;

в) старших дознавателей и дознавателей органов ГПС МЧС России (далее - дознаватели ГПС МЧС России);

г) иных должностных лиц органов ГПС МЧС России.

Организация работы по обеспечению приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях, контроль за их осуществлением возлагаются на должностных лиц, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 указанной Инструкции.

Обязанности по проведению в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; по рассмотрению обращений и жалоб граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности в силу ст. 6 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ и п. 6 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 N 820, возложены на органы государственного пожарного надзора.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года № 385 Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы (далее - федеральная противопожарная служба) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Отсюда следует, 100 пожарная часть всходит в состав МЧС России.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что согласно должностной инструкции Начальника 100 пожарной части Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» (л. д. 10-11) в должностные обязанности начальника 100 пожарной части 1 отряда Федеральной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пермского края не входит прием, регистрация и проведение проверок по сообщениям о преступлениях и иных происшествиях по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сообщений о преступлениях. Также не входит в его компетенцию создание и организация службы по выдаче талонов-уведомлений о сообщенных преступлениях.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» Пожарная часть № 100 Государственного учреждения 1 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю аттестован на следующие виды проводимых работ: ввод сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в зону чрезвычайной ситуации; оказание первой помощи пострадавшим; поисково-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации; эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации; проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров в зоне чрезвычайной ситуации; разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах; спасание пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях; ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте; локализация и тушение лесных пожаров, что подтверждается свидетельством на право ведения аварийно спасательных работ в чрезвычайных ситуациях от 17 августа 2010 года (л. д. 12).

В целях повышения оперативного реагирования сил постоянной готовности органов местного самоуправления на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, координации действий дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований постановления администрации Красновишерского муниципального района от 13 августа 2008 года № 1097 создана единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС-112).

Согласно п. 1.3., 1.5 вышеуказанного постановления ЕДДС-112 предназначена для координации действий дежурных и диспетчерских служб района, в первую очередь имеющих силы и средства постоянной готовности к реагированию на возникающие ЧС: экстренного вызова "01", "02", "03", "04"; топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства; потенциально опасных объектов. Создание и функционирование ЕДДС-112 не отменяет существующего порядка приема сообщений от населения о происшествиях дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) района (по телефонам "01", "02", "03", "04" и др.).

Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 года № 789 «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы» утверждена единая форма одежды, знаки различия сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказом МЧС РФ от 3 июля 2008 года № 364 утверждены Правила ношения формы одежды сотрудниками Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, имеющим специальные звания внутренней службы.

В соответствии с п. 12 Положения о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (в редакции Постановлений Правительства РФ от 29.12.2009 года № 1107, от 20.06.2011 года № 484) сотрудники и военнослужащие Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форменную одежду в соответствии с законодательством Российской Федерации. 100 пожарная часть является одним из подразделений Государственной противопожарной службы. В связи с этим, сотрудники 100 пожарной части ГУ 1 отряд ФПС обязаны носить форменную одежду со знаками отличия.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, при этом, суд исходит из следующего: начальник 100 пожарной части Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Горшков А.Д. осуществляет свою деятельность в соответствии с законом в пределах полномочий, возложенных на него начальником ГУ 1 отряд ФПС по Пермскому краю. Конституционные права либо свободы Собянина Н.Ф. не были нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Собянину Н.Ф. в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия начальника 100 пожарной части Государственного учреждения «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» Горшкова А.Д. в части ношения его подчиненными формы с аббревиатурой «МЧС» отказать.

Решение может быть в течение 10 дней обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.

Судья                                      Л.С. Семерикова