о возложении обязанности по определению места для выпаса скота; о возложении контроля за исполнением норм законодательства



Дело № 2 - 294 / 2011

    Р Е Ш Е Н И Е

                    Именем Российской Федерации

г. Красновишерск        02 сентября 2011 года

Красновишерский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Семериковой Л.С.,

истца помощника прокурора Красновишерского района Прудникова К.В.,

представителя ответчика Администрации Красновишерского городского поселения Кирьяновой Е.В.

представителя ответчика главы Красновишерского городского поселения Калинина С.В. Бокк А.В.,

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Администрации Красновишерского муниципального района Сорогиной Т.И.,

при секретаре Пестовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске гражданское дело

по иску Прокурора Красновишерского района

в интересах неопределенного круга лиц

к Администрации Красновишерского городского поселения,

главе Красновишерского городского поселения Калинину С.В.

о возложении обязанности на администрацию Красновишерского городского поселения определить места для выпаса скота, заключить договор со специализированной организацией на отлов безнадзорных и бродячих животных, осуществлять проверки исполнения Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении, Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красновишерского городского поселения;

о возложении обязанности на главу Красновишерского городского поселения осуществлять контроль за исполнением норм законодательства, регламентирующего исключение безнадзорного содержания животных, соблюдением Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении, Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красновишерского городского поселения.

    У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красновишерского района обратился в суд на основании ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красновишерского городского поселения с иском о возложении обязанности:

- на Администрацию Красновишерского городского поселения устранить в полном объеме допущенные нарушения закона, прав и свобод неопределенного круга лиц: на территории Красновишерского городского поселения определить места для выпаса скота; заключить договор со специализированной организацией на отлов безнадзорных и бродячих животных; осуществлять на территории Красновишерского городского поселения проверки исполнения Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении Пермского края, утвержденных решением Думы Красновишерского городского поселения от 30 мая 2007 года № 135, проверок Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красновишерского городского поселения, утвержденных решением Думы Красновишерского городского поселения от 26 апреля 2006 года № 23;

- на главу Красновишерского городского поселения осуществлять контроль за исполнением на территории Красновишерского городского поселения норм законодательства РФ, регламентирующего исключение безнадзорного содержания животных, а также решения Думы Красновишерского городского от 30 мая 2007 года № 135 «Об утверждении Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении Пермского края», решения Думы Красновишерского городского поселения от 26 апреля 2006 года № 23 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красновишерского городского поселения».

Свои требования прокурор мотивировал тем, что по результатам проведенной проверки соблюдения ответчиками законодательства, регламентирующего исключение безнадзорного содержания животных установлено, что на территории Красновишерского городского поселения имеется большое количество безнадзорных животных. Граждане, проживающие на территории поселения, страдают от укусов безнадзорных собак. В нарушение действующего законодательства РФ на территории городского поселения не определены места для выпаса скота, не имеется вольеров для содержания отловленных бродячих и безнадзорных животных, со стороны администрации не осуществляется контроль за соблюдением вышеуказанных Правил, в администрации отсутствует муниципальная инспекция по надзору за содержанием и благоустройством территории поселения.

По мнению прокурора, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, проживающих и пребывающих на территории Красновишерского городского поселения, нарушаются права на жизнь, на сохранность имущества, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст. 20, 35, 41, 42 Конституции РФ).

В судебном заседании помощник прокурора Красновишерского района Прудников К.В., настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, уточнив: обязать Администрацию Красновишерского городского поселения осуществлять не проверки, а контроль исполнения Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении, Правил благоустройства и санитарного содержания на территории Красновишерского городского поселения.

Представитель Администрации Красновишерского городского поселения Кирьянова Е.В. с исковыми требованиями не согласна.

Представитель ответчика главы Красновишерского городского поселения Калинина С.В. - Бокк А.В. с иском не согласен.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Администрации Красновишерского муниципального района Сорогиной Т.И. против удовлетворения исковых требований не возражала.

Заслушав стороны, исследовав документы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части действующего законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Прудников К.В. дал пояснения, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Администрации Красновишерского городского поселения Кирьянова Е.В. пояснила, что администрация городского поселения неоднократно обращалась в Красновишерский лесхоз с просьбой о выделе мест для выпаса скота. Согласно действующего Лесного кодекса РФ каждый гражданин сам должен обращаться в лесхоз для заключения договора аренды лесного участка для выпаса скота. Законодательством на администрацию не возложены функции по отводу земель. Относительно отлова безнадзорных животных в правилах содержания домашних животных предусмотрена обязанность заключать договор на отлов с организацией, нет ссылок на специализированную организацию. Администрация может заключить договор с любой не специализированной организацией по отлову животных.

          Представитель главы Красновишерского городского поселения Бокк А.В. пояснил, что в полномочия главы Красновишерского городского поселения, согласно ст. 34 Устава Красновишерского городского поселения Пермского края входит не контроль, а организация выполнения решений Думы в рамках своих полномочий.

            Представитель администрации Красновишерского муниципального района Сорогиной Т.И. суду пояснила, что статьей 38 Лесного кодекса РФ предусмотрено использование лесов для ведения сельского хозяйства. Каждый владелец скота должен заключить договор аренды лесных участков для ведения сельского хозяйства с лесхозом.

Доводы сторон проверены судом.

Судом исследовались и дана оценка представленным документам: сведениям о зарегистрированных заявлениях и сообщениях по фактам причинения гражданам вреда здоровью со стороны бездомных собак за период с 2009 года по 2010 год, 5 месяцев 2011 года начальника ОВД по Красновишерскому муниципальному району (л.д. 31-32), акту проверки от 16 июня 2011 года, утвержденный прокурором Красновишерского района (л.д. 33 -46), статьям газеты «Красная Вишера» (л.д. 56-59).     

В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории поселения относится к вопросами местного значения поселения.

Аналогичные положения содержатся в п. 19 ч. 1 ст. 6 Устава Красновишерского городского поселения, утвержденном Решением Думы Красновишерского городского поселения от 07.12.2005 N 8.

В соответствии с п. 3.3, 3.4 Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении Пермского края, утвержденных решением Думы Красновишерского городского поселения от 30.05.2007 N 135 организация выпаса скота производится в специально отведенных местах, под присмотром владельца. Ежегодно во время перевода скота на летне-пастбищный период владельцы скота организуют выпас скота (КРС, мелкого рогатого скота) на отведенных для этих целей местах, нанимается пастух, избирается ответственный за организацию и соблюдение условий выпаса животных.

В силу ч. 1 ст. 80, ч. 4 ст. 81 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Частями 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В соответствии со ст. 38 Лесного кодекса РФ 1. леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности). Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование. Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора в части понуждения администрации Красновишерского городского поселения об определении места выпаса скота не подлежат удовлетворению, по тем основаниям, что владельцы скота самостоятельно должны заключать договор аренды на земельные участки для выпаса скота. Кроме того, в Правилах землепользования и застройки Красновишерского городского поселения не предусмотрена зона выпаса скота.

В соответствии с п. 6.2, 6.3, 6.5 Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении Пермского края, утвержденных решением Думы Красновишерского городского поселения от 30.05.2007 N 135 бродячие и безнадзорные животные подлежат отлову. Животные в ошейнике с регистрационным знаком, находящиеся в общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову и помещению в вольер. Отлов животных осуществляет организация, заключившая соответствующий договор с администрацией Красновишерского городского поселения. Отлов производится исключительно по заявкам юридических лиц и органов общественного самоуправления.

Согласно п. 2.2 Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красновишерского городского поселения, утвержденных решением Думы Красновишерского городского поселения от 26.04.2006 N 23 санитарное обустройство города осуществляется проведением мероприятий, обеспечивающих выполнение требований "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (СанПиН 42-128-4690-88): организации содержания животных на территории города в соответствии с установленными требованиями, обеспечивающими предупреждение распространения заболеваний, переносимых животными, устранение владельцами животных экскрементов.

В силу п. 12.1, 12.2, 12.3 вышеуказанных правил контроль за соблюдением установленных норм и Правил в сфере содержания и благоустройства поселений обеспечивают органы местного самоуправления, органы внутренних дел и другие уполномоченные на это органы (должностные лица) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления несут ответственность за содержание территории поселения в пределах административных границ; обеспечивают и контролируют содержание всей территории поселения. Для осуществления контроля за содержанием территории поселений и принятия мер по предотвращению и пресечению нарушений Правил могут создаваться муниципальные инспекции по надзору за содержанием и благоустройством территории поселений и их соответствующие подразделения, которые действуют в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления Положением о муниципальной инспекции по надзору за содержанием и благоустройством территорий поселений.

В соответствии с п. 3 Решения Думы Красновишерского городского поселения от 26.04.2006 N 23 (ред. от 22.09.2010) "Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красновишерского городского поселения" контроль за исполнением данного решения возложен непосредственно на главу администрации Красновишерского городского поселения Кренинг В.В..

Согласно п. 3 Решения Думы Красновишерского городского поселения от 30.05.2007 N 135 "Об утверждении Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении Пермского края" контроль за исполнением данного решения возложен на главу администрации Красновишерского городского поселения Кренинг В.В.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в исковом требовании прокурора в части возложения на главу Красновишерского городского поселения обязанности осуществлять контроль за исполнением на территории Красновишерского городского поселения норм законодательства РФ, регламентирующего исключение безнадзорного содержания животных, а также решения Думы Красновишерского городского от 30 мая 2007 года № 135 «Об утверждении Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении Пермского края», решения Думы Красновишерского городского поселения от 26 апреля 2006 года № 23 «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красновишерского городского поселения» надлежит отказать.

           Контроль за исполнением на территории Красновишерского городского поселения решений Думы Красновишерского городского поселения № 135 от 30 мая 2007 года «Об утверждении Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении Пермского края» и № 23 от 26 апреля 2006 года «Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красновишерского городского поселения» возложен на главу администрации Красновишерского городского поселения.

Прокурором заявлен иск в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из перечисленных обстоятельств, следует признать, что Администрацией Красновишерского городского поселения не соблюдаются требования действующего законодательства в части Правил содержания животных, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 195 - 198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Красновишерского городского поселения заключить договор с организацией на отлов безнадзорных и бродячих животных.

Обязать Администрацию Красновишерского городского поселения обеспечить контроль за исполнением на территории Красновишерского городского поселения Правил содержания животных в Красновишерском городском поселении Пермского края, утвержденных решением Думы Красновишерского городского поселения от 30 мая 2007 года № 135, проверок Правил благоустройства и санитарного содержания территории Красновишерского городского поселения, утвержденных решением Думы Красновишерского городского поселения от 26 апреля 2006 года № 23.

В остальной части исковых требований прокурору Красновишерского района отказать.

Решение может быть в течение 10 дней обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья        Л.С. Семерикова