о признании Устава противоречащим нормам федерального и краевого законодательства



Дело № 2-174/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красновишерск 13 апреля 2011 года

Красновишерский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Фроловой В.Ф.

с участием прокурора Усаниной В.Н.

председателя Совета депутатов Верх-Язьвинского сельского поселения

Паршакова Петра Валентиновича

при секретаре Наумкиной О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Красновишерского района о признании Устава Верх-Язьвинского сельского поселения противоречащим нормам федерального и краевого законодательства.

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Красновишерского района обратился в суд с заявлением о признании Устава Верх-Язьвинского сельского поселения (в ред. 31.08.2010 года) (далее Устав) противоречащим нормам федерального и краевого законодательства, обосновывая тем, что ст.5 Федерального закона от 27.07.2010 года № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» слова «тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) из полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения исключены.

Статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 года №191-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О теплоснабжении» ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее Закон) дополнена п. 4.2, согласно которому организация теплоснабжения, предусмотренная Федеральным законом «О теплоснабжении» относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, однако до настоящего времени статья 7 Устава в соответствие с Законом не приведена.

Часть 11 ст. 10 Устава, согласно которой решение признается принятым на местном референдуме, если за него проголосовало более половины участников местного референдума, внесенных в списки участников местного референдума на территории поселения, а также ч.12 ст. 12 Устава - голосование по отзыву считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей, включенных в списки для голосования противоречат ч.8 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которая устанавливает, что референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума.

Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдуме в случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта Российской Федерации не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.

Согласно ч. 7 ст. 12 Устава в поддержку инициативы о проведении голосования по отзыву депутата, главы поселения необходимо собрать подписи избирателей в количестве не менее 15 процентов от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа, поселения, что противоречит ч.1 ст. 24 Закона, согласно которой голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Законом Пермского края «О местном референдуме в Пермском крае» от 14.08.2007 № 86-ПК установлено, что условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 статьи 15 данного Закона, является сбор подписей в поддержку данной инициативы в количестве 4 процентов от числа участников референдума зарегистрированных на территории проведения местного референдума в соответствие с федеральным законом.

Согласно ч.3 ст. 39 Закона порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований. Однако ст. 39 Устава порядок формирования избирательной комиссии поселения не предусматривает.

В соответствие с п. «б» ч.1 ст. 44 Закона Уставом муниципального образования должны определяться виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

Из текста Устава неясно, каким образом осуществляется официальное обнародование муниципального правового акта

Согласно ч.4 ст. 40 Устава за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций и должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с Федеральными законами и законами Пермской области, Пермского края. Однако Законодательством Пермской области,Пермского края какая-либо ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов гражданами, организациями и должностными лицами местного самоуправления не устанавливается.

Часть 5 ст. 43 Устава устанавливает, что решение нормативного характера, принятое Советом депутатов поселения, направляются главе поселения для подписания и обнародования, Глава поселения имеет право отклонить решение нормативного характера, приятое Советом депутатов. В этом случае указанное решение в течение 10-ти дней возвращается в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава поселения отклонит указанное решение, оно вновь рассматривается советом депутатов. Если при повторном рассмотрении указанное решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов поселения, оно подлежит подписанию главой поселения в течение семи дней и обнародованию. Если в указанный срок решение Совета депутатов поселения не будет подписано и обнародовано главой поселения, заместитель председателя Совета депутатов подписывает указанное решение в течение трех дней и обнародует его в течение семи дней, ч.6 данной статьи устанавливает, что глава поселения в течение пяти рабочих дней со дня поступления к нему принятого Советом депутатов поселения решения должен подписать его, что не соответствует требованиям ч.13 ст. 35 Закона, согласно которой нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

В соответствие с ч.3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время Устав в нарушение норм указанного закона не определяет соответствующего органа местного самоуправления.

Как следует из п.3 ч.1 ст. 7 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа.

В то время как в соответствие с п.3 ч.1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирования и размещения муниципального заказа.

Противоречит требованиям федерального законодательства ч.4 ст.36 Устава, согласно которой финансирование деятельности администрации поселения осуществляется за счет средств бюджета поселения, так как ч.9 ст. 34 Закона предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Не соответствует требованиям федерального законодательства п. 6 ч.1 ст. 23 Устава, согласно которого определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений поселения относится к исключительным полномочиям Совета депутатов Верх-Язьвинского сельского поселения, так как п. «б» ч. 10 ст. 35 Закона устанавливает, что определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Прокурор просит суд признать ч.11 ст. 10, ч.12. ст.12 Устава Верх-Язьвинского сельского поселения противоречащими Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Признать ч.7 ст. 12 Устава Верх-Язьвинского сельского поселения противоречащими Закону Пермского края «О местном референдуме в Пермском крае» от 14.08.2007 № 86-ПК, Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Признать п.3 ч.1 ст.7, п.6 ч.1 ст. 23, ч.4 ст.36, ст. 39 ч.4 ст. 40, ч.5.6 ст. 43, п.6 ч.1 ст. 44 Устава Верх-Язьвинского сельского поселения противоречащими Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Признать ст.7 Устава Верх-Язьвинского сельского поселения противоречащей ч.1 ст. 17 Федеральному закону от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отсутствия указания в ст.7 Устава Верх-Язьвинского сельского поселения на наличие у органов местного самоуправления поселения полномочий по организации теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»

Признать Устав Верх-Язьвинского сельского поселения противоречащим Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в части неопределения в нем органа местного самоуправления, ответственного за разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.

В судебном заседании прокурор уточнил требования, просит суд признать п.3 ч.1 ст. 7, ч.11 ст.10, ч. 7,12 ст.12, п.6 ч.1 ст.23, ч.4 ст. 36, ст. 39, ч.4 ст. 40, ч.5,6 ст. 43 Устава Верх-Язьвинского сельского поселения недействующими с момента вынесения судебного решения.

Признать незаконным невнесение в ст. 7 Устава полномочий органа местного самоуправления поселения по организации теплоснабжения, предусмотренной Федеральным законом «О теплоснабжении», а также невнесения в Устав определения органа местного самоуправления, ответственного за разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Председатель Совета депутатов Верх-Язьвинского сельского поселения Паршаков П.В. требования прокурора признал в полном объеме.

Прокурор против принятия признания заявленных требований заинтересованной стороной не возражает.

Принимая во внимание, что признание Советом депутатов Верх-Язьвинского сельского поселения заявленных прокурором требований не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, суд считает возможным принять признание Советом депутатов Верх-Язьвинского сельского поселения требований прокурора и удовлетворить заявленные требования, что не противоречит ст. 173 ГПК РФ, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь ст. ст. 195,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать п.3 ч.1 ст. 7, ч.11 ст.10, ч. 7,12 ст.12, п.6 ч.1 ст.23, ч.4 ст. 36, ст. 39, ч.4 ст.40, ч.5,6 ст. 43 Устава Верх-Язьвинского сельского поселения ( в ред. 31.08.2010 г.) недействующими с момента вынесения судебного решения.

Признать незаконным невнесение в ст. 7 Устава Верх-Язьвинского сельского поселения ( в ред. 31.08.2010 г.) полномочий органа местного самоуправления поселения по организации теплоснабжения, предусмотренной Федеральным законом «О теплоснабжении», а также невнесение в Устав Верх-Язьвинского сельского поселения ( в ред. 31.08.2010 г.) определения органа местного самоуправления, ответственного за разработку и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Решение в течение 10-ти дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.

Судья подпись

Копия верна. Судья В.Ф.Фролова