Дело № 2 - 377/ 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации гор. Красновишерск 27 декабря 2011 года Красновишерский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Семериковой Л.С., с участием прокурора - помощника прокурора Красновишерского района Усаниной В.Н., ответчиков: ЮЛ1 Попова С.В., ЮЛ2 Русских В.К., ЮЛ3 Мещурова В.В., ЮЛ4 Новиковой И.Н., представителя ЮЛ3 Антипина А.А., представителя администрации Красновишерского муниципального района Цымбуловой Е.А., при секретаре Пестовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Красновишерске гражданское дело по иску Прокурора Красновишерского района в интересах неопределенного круга лиц к ЮЛ1 ЮЛ2 ЮЛ2 ЮЛ4 ЮЛ3 Администрации Красновишерского муниципального района о возложении обязанностей выполнить мероприятия по лицензированию медицинской деятельности в образовательных учреждениях, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Красновишерского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЮЛ1 ЮЛ2 ЮЛ3, ЮЛ4», ЮЛ5, Администрации Красновишерского муниципального района о возложении обязанностей: ЮЛ1 получить лицензию на медицинскую деятельность в образовательных учреждениях: ЮЛ2 ЮЛ3 ЮЛ4 в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; ЮЛ2 ЮЛ3 ЮЛ4 предоставить ЮЛ1 помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников; обязать ЮЛ5 обеспечить проведение указанных работ; обязать Администрацию Красновишерского муниципального района обеспечить финансирование затрат на проведение работ, необходимых для получения лицензии на медицинскую деятельность в вышеуказанных образовательных учреждениях. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних в образовательных учреждениях Красновишерского муниципального района установлено, что ЮЛ1 осуществляет медицинскую деятельность в ЮЛ2, ЮЛ3 ЮЛ4 по договорам на оказание медицинской помощи обучающимся без соответствующей лицензии. В приложении к лицензии № выданной ЮЛ1 от ДД.ММ.ГГГГ ЮЛ6 со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ не указаны адреса мест осуществления медицинской деятельности в образовательных учреждениях. Учредителем указанных образовательных учреждений является ЮЛ5. Имущество за учреждением закреплено на праве оперативного управления учредителем. Расходы на содержание зданий при предоставлении медицинской деятельности в общеобразовательных учреждениях осуществляются из местного бюджета и относятся к вопросам местного значения муниципального района. По мнению прокурора, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагиваются, непостоянна и постоянно изменчива. В процессе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные исковые требования, просит о понуждении ЮЛ1 получить лицензию на медицинскую деятельность в образовательных учреждениях: ЮЛ2 ЮЛ3 ЮЛ4 в срок не позднее 5 месяцев со дня передачи помещений для медицинского обслуживания обучающихся; возложить обязанности на образовательные учреждения привести медицинские кабинеты в соответствие с действующим законодательством: в ЮЛ2, ЮЛ4 оборудовать медицинский кабинет на первом этаже; в ЮЛ3 ЮЛ4», ЮЛ2 оборудовать медицинские кабинеты, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14, 0 квадратных метра и длиной не менее 7,0 (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 квадратных метра. Предоставить оборудованные кабинеты ЮЛ1 в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. ЮЛ5 обеспечить проведение указанных работ в образовательных учреждениях; Администрации Красновишерского муниципального района обеспечить финансирование затрат на проведение работ, необходимых для получения лицензии на медицинскую деятельность в вышеуказанных образовательных учреждениях. Требования обосновал доводами, изложенными в уточненном исковом заявлении. В судебном заседании помощник прокурора Красновишерского района Усанина В.Н. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме. ЮЛ1 Попова С.В., исковые требования прокурора признали в полном объеме. ЮЛ2 Русских В.К., директор ЮЛ3 Мещуров В.В., ЮЛ4 Новикова И.Н. с исковыми требованиями согласны. Представитель ЮЛ5 Антипин А.А. с исковыми требованиями согласился, представитель Администрации Красновишерского муниципального района Цымбулова Е.А.АВ. исковые требования прокурора признала. В процессе судебного разбирательства статус ЮЛ1 был изменен, учреждение переименовано в ЮЛ1, что подтверждается Уставом ЮЛ1 (л.д. 196-203), свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 212, 213). Заслушав доводы прокурора, пояснения представителей ответчиков, исследовав документы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Из пояснений прокурора в судебном заседании, имеющихся в деле документов: устава ЮЛ1 утвержденного приказом ЮЛ5 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав) (л.д. 196-203), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 213), свидетельства о внесении записи в ЕГР ЮЛ (л.д. 212) следует, что ЮЛ1 является юридическим лицом. На осуществление медицинской деятельности ЮЛ1 ЮЛ5 выдана лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28). Согласно приложениям к лицензии указаны следующие адреса мест осуществления медицинской деятельности: <адрес>; <адрес>. Согласно муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ЮЛ3 и ЮЛ1 лечебное учреждение оказывает образовательному учреждению услуги по медицинскому обслуживанию обучающихся детей в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи (п. 1.1., 2.2.1 контракта)( л.д. 33). В материалах дела также имеются договоры на оказание медицинской помощи № от ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ2 и ЮЛ1 (л.д. 34-35), № от ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ4 и ЮЛ1 (л.д. 36). Предметом договора являются взаимные обязательства по совместной организации и предоставлению медицинской помощи в медицинском кабинете, организованном в помещениях образовательного учреждения. Согласно п. 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3. договора образовательное учреждение обязуется предоставить помещение, соответствующее санитарно-эпидемиологическим правилам, требованиям пожарной безопасности; своевременно и качественно выполнять технические работы по ремонту помещений; обеспечить условия для осуществления медицинской деятельности. В соответствии с п. 2.2.1, 2.2.2. договора ЮЛ1 обязуется обеспечить использование по назначению предоставленное помещение; обеспечить оказание первичной (доврачебной) медицинской помощи обучающимся и воспитанникам образовательного учреждения, в том числе оформление необходимой медицинской документации. В судебном заседании установлено, что в оборудованном медицинском кабинете образовательного учреждения медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников обеспечивает медицинский персонал, а именно фельдшер школы, состоящий в штате ЮЛ1, что подтверждается утвержденным штатным расписанием на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-23), трудовыми договорами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-32). В соответствии с абз. 1 ст. 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ ДД.ММ.ГГГГ N № медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Согласно абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. Часть 2 ст. 3 указанного закона определяет, что лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Согласно ч. 1 ст. 18 вышеуказанного закона лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Часть 2 ст. 18 закона предусматривает, что до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии. В соответствии с ч. 3, 4 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензии на указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют бессрочно. Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно. С учетом вышеизложенного требования прокурора о понуждении получить лицензию на оказание медицинских услуг в образовательных учреждениях являются обоснованными и подлежат удовлетворении. Предоставление ЮЛ1 медицинской помощи в образовательных учреждения в рамках заключенных договоров без указания соответствующих адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности в лицензии, является нарушением. Действующая лицензия на медицинскую деятельность является бессрочной в связи с вступление в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и не содержит адреса всех мест осуществления указанной деятельности в образовательных учреждениях, следовательно, подлежит переоформлению. В связи с изменением статуса и переименованием юридического лица лицензия также подлежит переоформлению. В соответствии с ч. 1, 4 ст. 51 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников. Пунктом 23 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № определено, что медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников. Согласно п. 4.21 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N № в существующих зданиях общеобразовательных учреждений для медицинского обслуживания обучающихся должны предусматриваться на первом этаже здания помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14,0 квадратных метра и длиной не менее 7,0 метров (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 квадратных метра. В общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства. Анализ вышеуказанных норм указывает на то, что образовательное учреждение обязано создавать условия для работы медицинских работников, деятельность которых обеспечивается медицинским учреждением. При удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на ЮЛ5, являющегося учредителем указанных образовательных учреждений, обязанности обеспечить проведение работ по устранению выявленных нарушений законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждении, суд исходит из положения об Управлении, утвержденного решением Земского Собрания Красновишерского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Управление осуществляет за счет средств муниципального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества (п. ДД.ММ.ГГГГ положения); п. 1.4., 4.2 Устава ЮЛ3 (л.д. 121-136); п. 1.4., 4.3 ЮЛ4 (л.д. 137-164); 1.6, 4.2 ЮЛ2 (л.д. 165-195). Подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении на Администрацию Красновишерского муниципального района обязанности обеспечить финансирование затрат на проведение указанных работ, так как муниципальные образовательные учреждения являются согласно, определению, закрепленному в ст. 161 БК РФ, бюджетными учреждениями, то есть учреждениями, созданными органами местного самоуправления для реализации некоммерческих (образовательных) целей, их основная (образовательная) деятельность финансируется из соответствующего бюджета. Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» обеспечение, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Поскольку признание ответчиками иска по данному гражданскому делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание ответчиками иска прокурора. Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Перечисленные обстоятельства дают основание полагать, что заявленные прокурором исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Подлежит взысканию с ЮЛ1 ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден при подаче искового заявления. Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Аналогичная норма содержится в ст. 333.20 НК РФ. Размер подлежащей взысканию госпошлины согласно ст.333.19 НК РФ составляет 200 руб. Руководствуясь ст. ст. 197, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Красновишерского района в интересах неопределенного круга лиц к ЮЛ1, ЮЛ2 ЮЛ3, ЮЛ4, ЮЛ5, Администрации Красновишерского муниципального района о возложении обязанностей выполнить мероприятия по лицензированию медицинской деятельности в образовательных учреждениях удовлетворить. Обязать ЮЛ2 оборудовать помещения медицинского назначения на первом этаже, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14, 0 квадратных метра и длиной не менее 7,0 (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 квадратных метра. Предоставить оборудованные помещения ЮЛ1 в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ЮЛ3 оборудовать помещения медицинского назначения, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14, 0 квадратных метра и длиной не менее 7,0 (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 квадратных метра Предоставить оборудованные помещения ЮЛ1 в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ЮЛ4 оборудовать помещения медицинского назначения на первом этаже, размещенные в едином блоке: кабинет врача площадью не менее 14, 0 квадратных метра и длиной не менее 7,0 (для определения остроты слуха и зрения обучающихся) и процедурный (прививочный) кабинет площадью не менее 14,0 квадратных метра. Предоставить оборудованные помещения ЮЛ1 в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ЮЛ1получить лицензию на оказание медицинских услуг в ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4, в срок не позднее пяти месяцев со дня передачи помещений для медицинского обслуживания обучающихся образовательными учреждениями. Обязать ЮЛ5 обеспечить проведение указанных работ в образовательных учреждениях. Обязать Администрацию Красновишерского муниципального района обеспечить финансирование затрат на проведение указанных работ в образовательных учреждениях. Взыскать с ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3, ЮЛ4 государственную пошлину в бюджет Красновишерского муниципального района по 200 рублей с каждого. Решение может быть в течение 10 дней обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд. Судья Л.С. Семерикова