о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-159/ 2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Красновишерск                            25 мая 2012 года

Красновишерский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Семериковой Л.С.,

с участием помощника прокурора Красновишерского района Прудникова К.В.,

истца Ванькова Е.В.,

представителя ответчика Администрации Красновишерского городского поселения Бурмантовой Н.В.,

при секретаре Пестовой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Красновишерске гражданское дело по иску прокурора Красновишерского района в интересах Ванькова Е.В. к Правительству Пермского края, Администрации Красновишерского муниципального района, Администрации Красновишерского городского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Ваньковой Е.В. к Правительству Пермского края, Администрации Красновишерского муниципального района, Администрации Красновишерского городского поселения о предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м. за счет средств бюджета Пермского края, мотивируя тем, что Ванькова Е.В., относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как, <данные изъяты> истца <данные изъяты> ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, <данные изъяты>, Ванькова Е.В. передана под опеку, при этом жилое помещение за ней закреплено не было.

С 07 июля 2008 года Ванькова Е.В. состоит на учете в общем и льготном списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, однако, до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.

Истец Ванькова Е.В. иск прокурора поддержала.

Представитель Администрации Красновишерского городского поселения Бурмантова Н.В. с исковыми требованиями согласна.

Представитель Администрации Красновишерского муниципального района в судебное заседание не явился, поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, с заявленными исковыми требованиями не согласны.

Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился. Поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, против удовлетворения предъявленных к ним требований возражают.

Поддерживая иск прокурора, истец Ванькова Е.В. суду пояснила, что относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как, ее <данные изъяты> ФИО1 <данные изъяты> ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. <данные изъяты>. Она была передана под опеку <данные изъяты> ФИО2, при передаче под опеку жилое помещение за ней не закреплялось. Решением комиссии по жилищным вопросам от 07 июля 2008 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году окончила ЮЛ1. В настоящее время обучается в <данные изъяты>, снимает жилое помещение, жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности не имеет, нуждается в предоставлении благоустроенного жилого помещения. Она зарегистрирована по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>.

Представитель администрации Красновишерского городского поселения Бурмантова Н.В. суду пояснила, что в июле 2008 года в администрацию городского поселения в интересах Ваньковой Е.В. обратилась администрация детского дома с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Заявление с представленными документами было рассмотрено комиссией по жилищным вопросам и принято решение о постановке Ваньковой Е.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на том основании, что Ванькова Е.В. имеет статус оставшейся без попечения родителей и не имеет жилого помещения. <данные изъяты>. Своего жилого помещения Ванькова не имеет, закончила общеобразовательную школу. Имеет право на получение жилого помещения.

Возражая против удовлетворения заявленных требований администрация Красновишерского муниципального района в письменных возражениях и.о. главы Администрации Красновишерского муниципального района Дубов Ю.С. ссылается на то, что в настоящее время у Ваньковой Е.В. право на получение жилого помещения не наступило, в связи с тем, что она обучается в <данные изъяты> и жилым помещением обеспечена.

Кроме того, Постановлением Администрации Красновишерского района от 31 мая 2004 года № 496 за Ваньковой Е.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>2. Пунктом 2 указанного постановления на администрацию Североколчимского сельсовета возложена обязанность обеспечить контроль за использованием данного жилого помещения. Актом и заключением межведомственной комиссии от 14 мая 2008 года № 2 жилое помещение признано непригодным для проживания. Таким образом, Ванькова Е.В. должна встать на учет в соответствии с п. 3 ст. 51 ЖК РФ.

Кроме того, в соглашениях о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края указывается, что межбюджетные трансферты предусмотрены на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения. Следовательно, Администрация Красновишерского муниципального района надлежащим ответчиком по делу не является.

Требования Ваньковой Е.В. в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м. необоснованны, поскольку истец ссылается на нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилого фонда Пермского края по договорам социального найма», в данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилого фонда, поэтому площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Решением Думы Красновишерского городского поселения от 24 мая2006 года № 30 «Об установлении нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» минимальная норма предоставления жилого помещения составляет 8 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека. Ванькова Е.В. может воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением общей площадью не менее 8 кв. м. на территории Красновишерского городского поселения.

Представителем Правительства Пермского края Старцевой Н.А. в суд направлены возражения на исковое заявление прокурора Красновишерского района Пермского края в интересах Ваньковой Е.В. о предоставлении жилого помещения, из которых следует, что распоряжением Правительства Пермского края от 31 октября 2011 года № 207-рп «О распределении субсидий из федерального бюджета, предусмотренных на четвертый квартал 2011 года на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Красновишерскому муниципальному району выделено 564 тысячи рублей. Таким образом, свои обязательства в части выделения денежных средств на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот Правительство Пермского края исполняет своевременно и в полном объеме, соответственно надлежащим ответчиком по данному делу не является.

Требования истца в части предоставления жилого помещения общей площадью не менее 33 кв. м. необоснованны, поскольку истец ссылается на нормы Закона Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилого фонда Пермского края по договорам социального найма», в данном же случае жилое помещение предоставляется из муниципального жилого фонда, поэтому площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Норма 33 кв.м. установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство социального развития Пермского края, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе.

Таким образом, исковые требования в части предоставления Ваньковой Е.В. благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м. удовлетворению не подлежат.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт того, что <данные изъяты> Ваньковой Е.В. <данные изъяты>. Необходимо также выяснить, имеет ли истец право пользования жилым помещением по адресу: ФИО8 край, <адрес>1.

Кроме того, согласно Федеральному закону № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на обеспечение жилым помещением по окончанию пребывания в образовательном учреждении. В настоящее время Ванькова Е.В. обучается в Соликамском <данные изъяты>, в связи с чем, право на обеспечение жилым помещением у нее не возникло. Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.

           Заслушав доводы прокурора, пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

На основании ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденными Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22 июня 2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу п. 2 Положения "О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного Постановлением Правительства края от 10августа 2006 года N 16-п (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 28 октября 2008 года N 575-п), средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством.

В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что Ванькова Е.В родилась ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о рождении <данные изъяты> (л.д. 9).

<данные изъяты> (л.д. 43)

<данные изъяты> ФИО7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Ваньковой Е.В. ФИО1 <данные изъяты>.

(л.д. 13-14)

Постановлением Администрации Красновишерского района Пермской области от 31.05.2004 года № 496 за Ваньковой Е.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>2. (л.д.40)

Постановлением Администрации Красновишерского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> Ваньковой Е.В. установлена опека, опекуном назначена ФИО2, при установлении опеки жилое помещение за ней не закреплялось. (л.д. 15)

Заключением комиссии от 14.05.2008 года № 2, назначенной постановлением главы Верх-Язьвинского сельского поселения, жилое помещение по адресу: <адрес>2, признано непригодным для проживания. (л.д. 42)

Из уведомления о постановке на учет за подписью главы ФИО6 городского поселения ФИО3 следует, что на основании решения комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ Ванькова Е.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в общий и льготный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. (л.д. 12)

Согласно Аттестата о среднем (полном) общем образовании, выданного ДД.ММ.ГГГГ, Ванькова Е.В. окончила ЮЛ1 в 2010 году (л.д. 56)

Согласно данным паспорта Ванькова Е.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>1. (л.д.11)

Из справки Красновишерского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» усматривается, что ни Ванькова Е.В., ни ее <данные изъяты> ФИО1 в приватизации жилья в г. Красновишерске и Крановишерском районе не участвовали, недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности за ними не зарегистрировано. (л.д. 21)

Из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Ваньковой Е.В., ФИО1 отсутствуют. (л.д. 18-20)

Частями 1 и 2 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое, как объект жилищных прав, пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

По правилам ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является их проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, в случае невозможности проживания в закрепленном ранее занимаемом жилом помещении, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, это является основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Анализ представленных доказательств в их совокупности дает основание признать установленным, что Ванькова Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, на день разрешения спора не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности либо на условиях найма, в приватизации жилья не участвовала, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья с ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в предоставлении жилья.

Данное жилое помещение должно предоставляться истцу органами местного самоуправления за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст. 5 и 8 ФЗ от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. N 16-п.

Доводы ответной стороны о том, что право Ваньковой Е.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление вне очереди жилого помещения возникнет после окончания ее пребывания в учреждении профессионального образования, основаны на неправильном толковании норм материального права.

По смыслу правовых норм ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях.

При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

Кроме того, положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору социального найма, имеющим право на его внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Следовательно, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма возникло у Ваньковой Е.В., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, с момента окончания в 2010 году ЮЛ1.

При определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд руководствуется п. 3 ст. 9. Закона Пермского края от 14 июля 2008 г. N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", согласно которому норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв. м. для одиноких граждан.

Действие данного Закона Пермского края, согласно п. 9 ст. 1 этого Закона, распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Постановление Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. N 16-п "Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", п.п. 2-8 которого установлено, что средства, направленные органам местного самоуправления для приобретения жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, используются органами местного самоуправления с соблюдением, в числе прочего, содержит условие о том, что площадь жилого помещения должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном районе, городском округе нормы предоставления площади жилых помещений по договору социального найма.

При определении нормы предоставления площади жилого помещения Ваньковой Е.В. по договору социального найма, суд считает необходимым применить Закон Пермского края от 14 июля 2008 г. N 255-ПК, поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Данный Закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края.

Учитывая, что истец Ванькова Е.В. относится к категории одиноких граждан, площадь предоставляемого ей жилого помещения должна быть не ниже 33 кв.м..

В соответствии с соглашением о механизме реализации проекта «Жилье для детей-сирот» от 12 августа 2008 года, заключенным между Администрацией Красновишерского муниципального района и Администрацией Красновишерского городского поселения, Администрация Красновишерского муниципального района взяла на себя обязательство приобретать жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилые помещения, отвечающие установленным санитарно-техническим нормам и правилам и передавать приобретенные жилые помещения в собственность Красновишерского городского поселения. При этом администрация Красновишерского городского поселения обязуется предоставлять жилые помещения в соответствии со списком очередности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, на основании решения комиссии по жилищным вопросам.

Руководствуясь ст. ст. 195,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Красновишерского муниципального района Пермского края приобрести за счет средств бюджета Пермского края благоустроенное жилое помещение для Ванькова Е.В. и передать его в собственность Администрации Красновишерского городского поселения.

Обязать администрацию Красновишерского городского поселения предоставить Ванькова Е.В., вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение     общей площадью не менее 33 кв. м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья                                                                                                           Л.С. Семерикова

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 30.07.2012 года решение Красновишерского районного суда от 25.05.2012 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Пермского края без удовлетворения.