Дело № 2-190/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Красновишерск 05 июля 2012 года Красновишерский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Семериковой Л.С., с участием истца прокурора - заместителя прокурора Красновишерского района Баранова Г.А., представителя ответчика администрации Красновишерского муниципального района Пермского края Дубова Ю.С., при секретаре Пестовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Красновишерске гражданское дело по иску прокурора Красновишерского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края о признании действий администрации Красновишерского муниципального района по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19 марта 2012 года № 03/03 объекта «Детская музыкальная школа» г. Красновишерска незаконным и нарушающим права и свободы граждан РФ, возложении на администрацию Красновишерского муниципального района обязанности отменить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, устранении нарушений, зафиксированных в предписании: от 21 мая 2010 года № 2с-080-2010, выданном инспекцией государственного строительного надзора, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Красновишерского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красновишерского муниципального района Пермского края о признании действий администрации Красновишерского муниципального района по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19 марта 2012 года № 03/03 объекта «Детская музыкальная школа» г. Красновишерска незаконным и нарушающим права и свободы граждан РФ, возложении на администрацию Красновишерского муниципального района обязанности отменить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, устранении нарушений, зафиксированных в предписании: от 21 мая 2010 года № 2с-080-2010, выданном инспекцией государственного строительного надзора. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки на предмет законности выдачи администрацией Красновишерского муниципального района разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении объекта «Детская музыкальная школа» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес> установлено, что на момент подписания разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № в отношении объекта «Детская музыкальная школа» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, администрация Красновишерского муниципального района не обладала необходимыми полномочиями, позволяющими выдать указанное разрешение. Как установлено в ходе проверки, в администрацию Красновишерского муниципального района заключение органа государственного строительного надзора в отношении указанного объекта представлено не было, что, согласно п.1 ч.6 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, администрацией Красновишерского муниципального района разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении объекта «Детская музыкальная школа» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, выдано не только в отсутствие необходимых полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и с нарушением установленной Градостроительным кодексом РФ процедуры. В соответствии с п.20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится (в том числе) выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Прокурор просит признать действия администрации Красновишерского муниципального района по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении объекта «Детская музыкальная школа» <адрес>, незаконными и нарушающими права и свободы граждан РФ. Обязать администрацию Красновишерского муниципального района устранить нарушения прав и свобод граждан РФ: - отменить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ - в полном объеме устранить нарушения, зафиксированные в предписаниях, выданных инспекцией государственного строительного надзора: от ДД.ММ.ГГГГ №с-080-2010. В судебном заседании заместитель прокурора Красновишерского района Баранов Г.А. на заявленных исковых требованиях настаивал в полном объеме. Представитель ответчика администрации Красновишерского муниципального района Пермского края Дубов Ю.С. с исковыми требованиями прокурора не согласен в полном объёме. В судебном заседании Дубов Ю.С. пояснил, что 29 сентября 2008 года было получено разрешение на строительство объекта по <адрес>. Объект строился подрядчиком ООО «Тодес». Застройщик и заказчиком была администрация района. В процессе строительства в проектно-сметную документацию были внесены изменения, которые не в полном объёме были согласованы с государственной инспекцией строительного надзора. Были внесены изменения в проект фундамента, в этой части проект не прошёл государственную экспертизу. В результате этого государственной инспекцией строительного надзора было отказано в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, о чём было получено не заключение, а только письмо. Строительство данного объекта было завершено весной 2010 года, с этого времени здание эксплуатируется. В марте - апреле 2010 года в здании по <адрес> была размещена музыкальная школа. В связи с тем, что не было получено разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от государственной инспекции строительного надзора, подрядной организацией ООО «Тодес» была самостоятельно заказана независимая экспертиза. Обследование фундамента независимыми экспертами проводилось в начале 2011 года, и в начале 2012 года, в результате чего было выдано заключение с содержанием того, что изменения в фундаменте способны вынести нагрузку, соответствуют нормам и требованиям. На сегодняшний день, фундамент есть, сколов и трещин не имеет. Но данное обследование не прошло экспертизу, так как, подрядчик сдал объект, получил деньги и в дальнейшем ему в заключении экспертизы не было необходимости. Данный объект эксплуатируется уже в течение двух с половиной лет, в течение 3-х лет за зданием ведётся наблюдение, никаких изменений фундамент не претерпел. После проведённого обследования и учитывая интересы людей, было принято решение о переводе музыкальной школы в здание по <адрес>, так как, старое здание музыкальной школы требовало ремонта. 16 марта 2012 года был подписан акт о приёмке законченного строительства. Учитывая то, что от государственной инспекции строительного надзора не было получено заключение о соответствии данного объекта, 19 марта 2012 года было выдано разрешение на ввод музыкальной школы в эксплуатацию. Полагает, что на основании решения Думы городского поселения № 483 от 23 ноября 2011 года, полномочия по градостроению были переданы администрации Красновишерского муниципального района, но не в полном объёме. В связи с этим, регистрация объекта была приостановлена в государственном регистрирующем органе прав на недвижимое имущество. Затем решением Думы Красновишерского городского поселения № 550 от 20 апреля 2012 года были переданы отдельные полномочия, в части ввода объекта в эксплуатацию. В последствии, было принято решение Земским Собранием № 753 от 26 апреля 2012 года в части передачи по вводу объекта в эксплуатацию. Полномочия с 01 марта 2012 года по 01 мая 2012 года для подписания разрешения о вводе объекта в эксплуатацию были. Было подписано соглашение о передаче полномочий. Объект был поднадзорный, 2 года государственная инспекция строительного надзора не выносила предписание и не будет, так как, объект уже 2 года эксплуатируется. Объект не имеет строительных дефектов. Прокурор просит отменить разрешение, но объект уже введён в эксплуатацию. Если не будет разрешения о вводе объекта в эксплуатацию, то не будет зарегистрировано собственности на объект, соответственно не будет проведено лицензирование, в связи с этим будет прекращено финансирование. Если объект бездействует, то его необходимо закрыть. Требования прокурора не обоснованы. Указанные предписания все выполнены. На сегодняшний день, остались предписания по изменениям в фундаменте. В части устранения предписаний, будут нарушены права детей, а в части ввода в эксплуатацию права детей не нарушаются. Представитель 3-го лица Инспекции государственного строительного надзора Пермского края в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. В предыдущем судебном заседании представитель 3-го лица Инспекции государственного строительного надзора Пермского края Острер С.Г., исковые требования поддержал в полном объёме. Пояснил, что государственный строительный надзор осуществляется с 02 февраля 2009 года. Лица, осуществляющие строительство, подрядчик либо заказчик, должны представлять в инспекцию исполнительную документацию о сроках завершения работ, которая подлежит проверке. Данная процедура прописана в руководящем документе РД 11-04-2006, утверждённая приказом Ростехнадзора. В инспекцию строительного надзора были предоставлены извещения по подготовительным работам, земляным работам, монтажу конструкций до отметки ноль, и о монтаже конструкций выше отметки ноль, монтажу конструкций чердака и крыши. Эти документы были представлены в инспекцию строительного надзора, согласно которых, были проведены инспекцией строительного надзора проверки, в результате чего выявлены нарушения требований технических регламентов, то есть, норм и правил проектной документации. Основное нарушение, это не соответствие фундамента с проектной документацией, которая проходила государственную экспертизу. Материал внутренних и наружных стен не соответствует проекту, который прошёл экспертизу. Свайный фундамент в связи с тем, что был построен ранее, не имеет заключения о техническом состоянии конструкций по возможности применении этих конструкций в дальнейшем строительстве музыкальной школы. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений регламентируются п. 4.2 СП-13-102-2003. В проекте объекта «Музыкальная школа» г. Красновишерска, отсутствовал раздел вентиляция. В схеме было изменено расположение конструктивных элементов перекрытий несущих балок и плит перекрытий, это нарушение проекта, который прошёл экспертизу. Кровельное покрытие металлочерепицу сделали без слоя изоляции. Эти нарушения требуют государственную экспертизу проектной документации. Установлено ряд нарушений, которые не прошли экспертизу, но выявленные нарушения устранимы. В ходе проверок видов работ, визуального осмотра здания, была выявлена эксплуатация объекта без разрешения на ввод. За данное правонарушение заказчик привлечён к административной ответственности по ст. 9.5 ч. 5 КоАП РФ. Выдано предписание для устранения нарушений, но в связи с неисполнением предписания ответчик вновь привлечен к административной ответственности. В ходе проверки предписания было выявлено разрешение на ввод в эксплуатацию детской музыкальной школы, по этой причине Дубова Ю.С. привлекли к административной ответственности, дело рассмотрено. После ввода здания в эксплуатацию государственная инспекция строительного надзора не имеет права проводить проверки. В случае отмены разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственная инспекция строительного надзора может вновь надзирать за объектом. После устранения всех недочётов и приведения в соответствии со строительными правилами и нормами, инспекция может выдать заключение о соответствии данного объекта. Кроме надзора государственной строительной инспекции, ещё контролируют Санэпиднадзор и Противопожарный надзор, от указанных контролирующих учреждений тоже необходимо заключение, что нарушений нет, и объект может функционировать. Подрядчик и заказчик не в полной мере отслеживали строительство. В государственную инспекцию строительного надзора не поступало заключения о том, что объект выполнен с требованиями норм проекта. До ввода объекта в эксплуатацию заказчик должен был обратиться в инспекцию строительного надзора с извещением об окончании строительства, и необходимо было подрядчиком и заказчиком предоставить всю документацию для проверки. По итогам проверки, если все работы выполнены, нарушения устранены, заказчику выдаётся акт итоговой проверки, на основании акта итоговой проверки застройщик или заказчик обращается в инспекцию государственного строительного надзора с просьбой выдать заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Затем с этим заключением в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство объекта за выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заслушав мнение заместителя прокурора Баранова Г.А., представителя ответчика Дубова Ю.С., представителя третьего лица - инспектора государственного строительного надзора Пермского края ФИО1, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что заведующим сектором архитектуры и градостроительства администрации Красновишерского муниципального района ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ подписано разрешение на строительство № Детская музыкальная школа, культурно-спортивный комплекс, корпус - А, здание 3-х этажное, кирпичное, общая площадь 2 217 квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия настоящего разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). В соответствии с ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации. Как следует из показаний представителя ответчика Дубова Ю.С., инспектора государственного строительного надзора <адрес> ФИО1 построенный объект не соответствует проектной документации. В связи с этим, в результате проведенной плановой проверки 21 мая 2010 года инспекцией государственного строительного надзора Пермского края Администрации Красновишерского муниципального района Пермского края в отношении строительства объекта капитального строительства «детская музыкальная школа. Культурно-спортивный комплекс, корпус - А» выдано предписание № 2с-080-2010 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, которым на администрацию Красновишерского муниципального района возложена обязанность обеспечить устранение нарушений требований проектной документации и нормативных документов; а также требование представить в инспекцию отсутствующую документацию. Администрации Красновишерского муниципального района предложено в срок до 01 сентября 2010 года о выполнении указанного предписания уведомить инспекцию государственного строительного надзора. (л. д. 8-9) В судебном заседании установлено, что предписание инспекции государственного строительного надзора Пермского края до настоящего времени в полном объеме не исполнены, нарушения по строительству объекта капитального строительства «Детская музыкальная школа. Культурно-спортивный комплекс, корпус - А» не устранены. Как предусмотрено ч.2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится (в том числе) выдача разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения. В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. На основании решения Думы Красновишерского городского поселения от 23.11.2011 № 483 осуществление отдельных полномочий Красновишерского городского поселения Пермского края по решению ряда вопросов местного значения передано Красновишерскому муниципальному району, однако, в данном решении Думы полномочия по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения Красновишерскому муниципальному району не передавались. (л. д. 13) Также указанные полномочия не были переданы Красновишерскому муниципальному району и решением Думы Красновишерского городского поселения Пермского края от 22 февраля 2012 года № 516 «О внесении дополнения в решение Думы Красновишерского городского поселения Пермского края от 23.11.2011 № 483 «О передаче осуществления отдельных полномочий Красновишерского городского поселения Пермского края Красновишерскому муниципальному району Пермского края». (л. д.15-16) И.о. главы муниципального района 19 марта 2012 года подписано разрешение № 03/03 на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства «Детская музыкальная школа г. Красновишерск». (л. д. 20). На момент подписания разрешения № 03/03 на ввод в эксплуатацию построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства «Детская музыкальная школа г. Красновишерск», полномочий на подписание данного разрешения у администрации Красновишерского муниципального района не было. Полномочиями по выдаче разрешений на ввод объектов детской музыкальной школы и 1-й секции 30 квартир 135 квартирного жилого дома в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства администрация Красновишерского муниципального района <адрес> была наделена решением Думы Красновишерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № и Дополнительным соглашением № к соглашению о принятии отдельных полномочий по решению вопросов местного значения Красновишерского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № между Красновишерским городским поселением и Красновишерским муниципальным районом заключенным ДД.ММ.ГГГГ. (л. д. 22-23, 25). В соответствии с п. 9 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. Как установлено материалами дела, в администрацию Красновишерского муниципального района заключение органа государственного строительного надзора в отношении указанного объекта представлено не было, что, в соответствии с п.1 ч.6 ст.55 Градостроительного кодекса РФ, является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Из заключения технического обследования строительных конструкций здания детской музыкальной школы (корпус-А) культурно-спортивного комплекса в <адрес> края по <адрес>, выполненного ООО «НПЦ «Стройдиагностика» по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного стороной ответчика, следует что, не все конструкции объекта отвечают требованиям эксплуатационных качеств второй группы. (л.д. 83-84). Таким образом, администрацией Красновишерского муниципального района разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении объекта «Детская музыкальная школа» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, выдано не только в отсутствие необходимых полномочий, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», но и с нарушением процедуры установленной Градостроительным кодексом РФ. Кроме того не устранены недостатки, допущенные при строительстве данного объекта, что в свою очередь нарушает права граждан РФ, осуществляющих трудовую деятельность в учреждениях, расположенных в помещениях данного объекта, а также граждан РФ осуществляющих пользование услугами указанных учреждений на безопасные условия. Круг данных лиц является неопределённым. Выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса РФ принадлежит заявителю (в данном случае прокурору), который, обращаясь в суд на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ определяет в заявлении избранный им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц (жителей многоквартирного дома в настоящее время, равно как и тех, кто будет проживать там в будущем) и действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц. Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красновишерского муниципального района <адрес> о признании действий администрации Красновишерского муниципального района по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № объекта «Детская музыкальная школа» <адрес> незаконным и нарушающим права и свободы граждан РФ, возложении на администрацию Красновишерского муниципального района обязанности отменить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, устранении нарушений, зафиксированных в предписании: от ДД.ММ.ГГГГ №с-080-2010, выданном инспекцией государственного строительного надзора, законны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 197, 198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать действия администрации Красновишерского муниципального района по выдаче разрешения на ввод объекта «Детская музыкальная школа <адрес>», расположенного по адресу: <адрес> 1 в <адрес> в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным. Обязать Администрацию Красновишерского муниципального района отменить разрешение на ввод объекта «Детская музыкальная школа <адрес>», расположенного по адресу: <адрес> 1 в <адрес> в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать Администрацию Красновишерского муниципального района устранить нарушения, зафиксированные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ №с-080-2010, выданном инспекцией государственного строительного надзора. Решение может быть в течение 30 дней обжаловано в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд. Судья: подпись. Копия верна. Судья Л.С. Семерикова
№ в отношении объекта «Детская музыкальная школа» <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>.